Содержание материала

Глава 9
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПУТЕВЫХ РАБОТАХ
§ 45. Общие положения по безопасности движения поездов

Ремонт сооружений и устройств выполняют, как правило, без нарушения графика движения поездов.
Большие по объему работы по капитальному, среднему и подъемочному ремонтам пути, сплошной смене рельсов, ремонту тоннелей и мостов производят в периоды специальных «окон», предусматриваемых в графике движения поездов. Для выполнения работ по текущему содержанию пути в светлое время суток предоставляют регламентированное время продолжительностью не менее 1 ч порядком, установленным начальником дороги, при сохранении необходимых размеров движения.
Все работы на пути выполняют под руководством ответственных лиц, проверенных в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ), инструкций по сигнализации, по движению поездов и маневровой работе, по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, а также технологических процессов производства путевых работ и Правил по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.
В соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ монтер пути имеет право руководить следующими путевыми работами.
Монтер пути V разряда:
перешивка пути на деревянных шпалах с одновременной расшивкой не более трех смежных концов шпал на участках со скоростями движения более 120 км/ч;
перешивка пути с одновременной расшивкой не более трех смежных концов шпал, а при рельсах типа Р50 и тяжелее с применением стяжного прибора с одновременной расшивкой не более шести смежных концов шпал в прямых участках и по внутренней нити кривых и не более трех смежных концов шпал по наружной нити кривых.
Монтер пути V или IV разряда:
одиночная смена деревянных шпал на звеньевом пути при условии, чтобы между одновременно сменяемыми шпалами было не менее шести шпал;
перегонка отдельных шпал;

выправка звеньевого пути до 2 см подбивкой шпал маховыми подбойками;
перешивка пути на деревянных шпалах с одновременной расшивкой не более трех смежных концов шпал на участках со скоростями до 120 км/ч;
регулировка ширины колеи при раздельном скреплении с одновременным ослаблением клеммных болтов не более чем на трех концах шпал;
одиночная смена металлических подкладок, прокладок, смена клеммных и закладных болтов, пружинных шайб, клемм и изолирующих втулок с одновременной расшивкой не более трех смежных концов шпал на звеньевом пути; эти же работы на бесстыковом пути, если температура рельсов превышает температуру закрепления рельсовых плетей менее чем на 15°С;
одиночная смена металлических подкладок, прокладок, клеммных и закладных болтов, пружинных шайб, клемм и изолирующих втулок на бесстыковом пути при температуре рельсов, превышающей температуру закрепления плетей на 15°С и более, при условии производства этих работ одновременно не чаще чем через 10 шпал.
Монтер пути V, IV или III разряда:
разделка вручную откосов выемок при снежных заносах;
другие работы, выполняемые путевой бригадой непосредственно на пути и не ограждаемые сигналами остановки или уменьшения скорости (по указанию бригадира пути).
Перечень путевых работ с указанием порядка их ограждения, скоростей, с которыми пропускаются поезда по месту работ после приведения пути в состояние, соответствующее требованиям для пропуска с указанной в предупреждении скорости, формы заявок на выдачу предупреждений, должностных лиц, которым разрешено руководить работами, приведен в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

Ограждение места работ на перегоне.

Сигнальными знаками «С» (свисток) ограждают места работ, требующих предупреждения работающих о приближении поездов. Сигнальные знаки «С» устанавливают с обеих сторон от места работ на расстоянии 500—1500 м, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, — на расстоянии 800—1500 м. На таком же расстоянии выставляют знаки «С» на многопутных или двухпутных участках при ограждении смежного пути.
Сигналами уменьшения скорости (рис. 105) ограждают место работ, требующее пропуска поезда с уменьшением скорости в соответствии с выданным предупреждением.
Сигнальные знаки «С», «Конец опасного места», «Начало опасного места», сигналы уменьшения скорости на однопутных участках устанавливают с правой стороны по направлению движения к месту работ, а на двухпутных — на ближайшей обочине с одной стороны пути.


Рис. 105. Ограждение места работ сигналами уменьшения скорости на перегоне:
а — на однопутном участке; б — на одном из путей двухпутного участка; в — на крайнем пути трехпутного участка; г — на среднем пути трехпутного участка; д — вблизи станции; L —  фронт работ.

Сигналами остановки ограждают место работы, требующее остановки поезда. При подготовке места работы для пропуска поезда со скоростью, указанной в выданном предупреждении об ограничении скорости, сигналы остановки снимают, желтые сигналы оставляют на месте и дополнительно в 50 м от границы участка работ с правой стороны по направлению движения устанавливают переносные сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места». Знаки устанавливаются таким образом, чтобы сторона знака «Начало опасного места» была обращена в сторону приближающегося поезда, а сторона знака « Конец опасного места» в сторону места работ.
При развернутом фронте работ (более 200 м) сигналисты у переносных красных сигналов, установленных на расстоянии 50 м от места работ, после снятия красных сигналов в том случае, когда по месту работ поезда должны пропускаться с уменьшением скорости, встречают поезд с развернутым желтым флагом.
Если фронт работы не превышает 200 м, то ограждение места работ сигналами остановки производят следующим образом: на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка с обеих сторон к правому рельсу по ходу движения к месту работ устанавливают переносные красные сигналы на шестах высотой 2 м. От этих сигналов на расстоянии Б* укладывают по три петарды и на расстоянии 200 м от первой, ближайшей к месту работы, петарды, устанавливают переносные сигналы уменьшения скорости.

 Красные сигналы, а также петарды находятся под охраной сигналистов, которые стоят в 20 м от первой петарды со стороны места работ с красными ручными сигналами (днем с развернутым красным флагом, ночью с ручным фонарем, красный огонь которого обращен в сторону ожидаемого поезда).
Сигналистами могут быть монтеры пути не ниже III разряда, выдержавшие установленное испытание. Для отличия от других работников железнодорожного транспорта сигналисты должны носить головной убор с верхом желтого цвета.

Рис. 106. Ограждение места работ сигналами остановки на перегоне при фронте работ более 200 м: а — на однопутном участке; б — на одном из путей двухпутного участка; в — вблизи станции

При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) места работ ограждают порядком, указанным на рис. 106. В этом случае посередине участка, требующего ограждения, устанавливают переносной красный сигнал (щит на шесте высотой 3 м), который должен находиться под наблюдением руководителя работ, а на расстоянии 50 м от границ участка — переносные красные сигналы, которые находятся под охраной стоящих около них сигналистов с ручными красными сигналами.
Если место работ на перегоне находится вблизи станции и оградить это место установленным порядком невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано выше, а со стороны станции переносный красный сигнал устанавливают на оси пути против входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции») с укладкой трех петард, охраняемых сигналистом (рис. 106, в). Если место работ расположено на расстоянии менее 60 м от входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции»), то петарды со стороны станции не укладываются.
Когда место работ находится вблизи станции, делается запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о приеме поездов с остановкой на станции и об условиях дальнейшего их следования.
Если по месту работ после снятия сигналов остановки поезда должны пропускаться с уменьшением скорости, то со стороны
перегона оно ограждается установленным порядком, а со стороны станции против остряков стрелки и против входного сигнала устанавливаются переносные желтые сигналы и на расстоянии 50 м от места работ — сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места».
В том случае, когда расстояние от места работ до границы станции меньше чем 50 м, сигнальный знак «Начало опасного места» устанавливается против знака «Граница станции».

Ограждение места работ на станциях.

Работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, а также передвижение путевых вагончиков и других съемных единиц в пределах станций, производятся только с разрешения дежурного по станции и с ограждением их установленными сигналами.
На станционных путях при необходимости оградить место производства работ сигналами остановки все ведущие к этому месту стрелки устанавливают в такое положение, чтобы на него не мог попасть подвижной состав. Стрелки в таком положении запирают на замок или зашивают костылями. На месте работ на оси пути устанавливают переносный красный сигнал (рис. 107, а).
Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места работ и не дают возможности изолировать путь, то такое место с обеих сторон ограждают переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 50 м от границ участка работ (рис. 107,б).
В случае когда остряки стрелок расположены ближе 50 м от места работ на станционном пути, между остряками каждой такой стрелки устанавливают переносные красные сигналы.
Если место работ расположено на входной стрелке или между входным сигналом и входной стрелкой, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны станции —- переносными красными сигналами, устанавливаемыми на осях каждого из сходящихся путей против предельного столбика, во втором случае — между остряками входной стрелки (рис. 107, в).
Ограждение сигналами остановки места работ на стрелочных переводах показано на рис. 108. Когда место работ находится на стрелочном переводе, расположенном на одном из внутренних путей станции, красный сигнал устанавливают на расстоянии 50 м впереди его остряков, а также по оси каждого из сходящихся путей против предельного столбика (рис. 108, а). Когда одно из направлений, ведущих к месту работ, удается изолировать, сигнал остановки против предельного столбика ставят по оси второго пути (рис. 108, б).
Если работы выполняют на выходном стрелочном переводе двухпутного участка и ведущую на второй путь входную стрелку на первом пути возможно изолировать, то красные сигналы устанавливают против знака «Граница станции» и по осям сходящихся путей против предельного столбика (рис. 108, в).

Рис. 107. Ограждение места работ сигналами остановки на станционном пути:
а — при возможности изоляции пути; б — при невозможности изоляции пути; в — на пути, расположенном между входным сигналом и входной стрелкой

Рис. 108. Ограждение места работ на стрелочных переводах станции сигналами остановки:
а — при невозможности изоляции стрелочного перевода; б — при возможности изоляции стрелочного перевода; в — на выходном стрелочном переводе двухпутного участка


Рис. 109. Ограждение места работ сигналами уменьшения скорости на станционном пути:
а — на главном пути однопутного участка; б — на главном пути двухпутного участка; в — на прочих станционных путях

Места работ, требующие уменьшения скорости, ограждаются следующим порядком (рис. 109).
Если место, требующее уменьшения скорости, расположено на главном пути станции, то сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» ставят по прямому пути на расстоянии 50 м от границ участка, а сигналы уменьшения скорости устанавливают так же, как это показано на схемах рис. 109, а, б.
Место, требующее уменьшения скорости, расположенное на остальных станционных путях, ограждается только сигналами уменьшения скорости, устанавливаемыми против начала остряков стрелок, ведущих к месту работы (рис. 109, в).

Установка и снятие переносных сигналов.

Переносные сигналы устанавливают и снимают специально выделенные сигналисты по указанию руководителя работ.
При ограждении места работ сигналами остановки сигналист первыми устанавливает желтые переносные сигналы. Если участок двух- или многопутный, то одновременно с ними у соседних путей устанавливаются сигнальные знаки «С», после чего сигналист подходит к месту укладки петард и ожидает распоряжения руководителя работ на их укладку.
Распоряжение об укладке петард, а при фронте работ более 200 м и об установке переносных красных сигналов руководитель  работ передает по телефону или радио, одновременно вызывая всех сигналистов. Перед этим он дает указание установить переносные красные сигналы на расстоянии 50 м от границ места работ, а при фронте работ более 200 м устанавливает красный переносный сигнал посередине участка работ. Об окончании укладки петард и установке переносных сигналов сигналисты докладывают руководителю работ, называя свою фамилию и место нахождения.
При неисправности или отсутствии связи руководитель работ подает сигналистам, стоящим у петард, рожком сигнал остановки и одновременно дает указание выделенным монтерам пути установить красные переносные сигналы в 50 м от границ места работ, а при фронте работ более 200 м устанавливает переносный красный сигнал посередине участка работ и подает сигнал остановки сигналистам, находящимся в 50 м от границ места работ на установку переносных красных сигналов. Если сигналисту, охраняющему петарды, не виден красный сигнал на месте работ, то по условиям видимости ставят промежуточных сигналистов. Распоряжение руководителя работ об укладке петард они передают, подавая рожком сигнал остановки и показывая развернутый красный флаг в сторону основных сигналистов. После укладки петард сигналисты, подавая рожком сигнал остановки с одновременным движением по кругу ручным красным сигналом, извещают руководителя работ о том, что ограждение закончено. Промежуточные сигналисты повторяют эти сигналы.
О приближении поезда сигналист сообщает руководителю работ по телефону или радио, а при их отсутствии подает рожком один длинный звук, если приближается нечетный поезд, и два длинных звука при подходе четного поезда, одновременно делая ручным и красным сигналом движения сверху вниз. Руководитель работ после приведения пути в исправное состояние дает указание выделенным монтерам пути снять красные переносные сигналы на расстоянии 50 м от границ места работ, сам снимает переносный красный сигнал на месте работ, после чего вызывает по телефону или радио одновременно всех сигналистов и дает разрешение на снятие петард, а при фронте работ более 200 м и переносных красных сигналов. О выполнении распоряжения сигналисты докладывают поочередно руководителю работ.
При отсутствии связи распоряжение о снятии петард и переносных красных сигналов руководитель работ подает рожком (один длинный звук) с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой слева направо и справа налево. Сигналисты, стоящие у петард, после их снятия извещают об этом руководителя работ, подавая периодически сигнал бдительности рожком (один короткий и один длинный звук) с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой.
При фронте работ более 200 м сигналисты у красных сигналов на расстоянии 50 м от границ места работ повторяют сигналы руководителя работ и сигналистов у петард.

Ограждение путевых вагончиков и других подвижных съемных единиц.

Путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы выпускают на перегон без выдачи документов, разрешающих его занятие. Они не должны нарушать движения поездов по графику.
Старший работник, сопровождающий путевой вагончик или съемную подвижную единицу, имеет при себе расписание движения поездов и перед отправлением на перегон получает сведения о фактическом движении поездов. Число людей, сопровождающих путевой вагончик или съемную подвижную единицу, должно быть достаточным для немедленного снятия их с пути в случае приближения поезда.
Работа путевых вагончиков в ночное время, при тумане и ливнях запрещается, кроме случаев, когда требуется экстренное устранение неисправности пути.
Автодрезины съемного типа, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы при нахождении на перегоне имеют: на однопутных участках и при движении по неправильному пути двухпутного участка днем прямоугольный щит красного цвета с обеих сторон иди развернутый красный флаг на шесте, ночью — фонарь на шесте с видимым спереди и сзади красным огнем;
на двухпутных участках при следовании по правильному пути днем — прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый, а с задней — в красный цвет, ночью — фонарь на шесте с прозрачно-белым огнем впереди и с красным огнем сзади.
Путевые вагончики при движении на перегоне, кроме того, ограждаются на расстоянии Б с обеих сторон красными сигналами, которые переносят одновременно с движением вагончика.