§ 70. Водоборьба
При подготовке к пропуску весенних вод составляют перечень мест, которым угрожает паводок и где требуется организовать усиленный надзор при проходе весенних вод. В этом перечне указывают мероприятия по обеспечению безопасного пропуска воды и ледохода, количество необходимого инструмента и материалов, особенно противоразмывных (камень, фашины, доски, мешки с песком, бревна, увязочный материал и др.). Противоразмывочные материалы и инструмент размещают непосредственно у угрожаемых мест, а также на специально организуемом противоразмывном восстановительном поезде.
Для наблюдения за участками пути и сооружений, подверженных размывам и повреждениям от ледохода, выделяют ответственных работников дистанции пути. Эти места хорошо освещают и устраивают на них телефонную связь; устанавливают рейки для замеров поднятия уровня воды или организуют специальные водомерные посты.
Ранней весной, когда снег еще не начал таять, вскрывают кюветы и водоотводные канавы для того, чтобы вода стекала беспрепятственно по водостокам; из-за переполнения водоотводов вода может выйти на путь и размыть его. Ось канав и кюветов при этом определяют по вешкам, поставленным еще осенью. Вскрытие кюветов и канав начинают снизу, чтобы вода при таянии стекала по траншее, а не затопляла ее. Одновременно вскрывают отверстия труб под переездами и русла у малых искусственных сооружений, отрывая в снегу траншеи на протяжении не менее 20 м выше и ниже моста или трубы. У малых искусственных сооружений убирают щиты, закрывавшие отверстия.
В глубоких выемках, на откосах которых за зиму скопилось большое количество снега, устраивают в снегу наклонные траншеи к кюветам. С неустойчивых откосов земляного полотна удаляют снег.
При наступлении оттепели на нулевых местах и в выемках удаляют снег с балластной призмы и обочин, чтобы предупредить появление в пути просадок и выплесков.
До начала ледохода окалывают лед около свай и опор деревянных и каменных мостов и вокруг ледорезов с верховой стороны по течению. С началом бурного таяния снега внимательно наблюдают за безопасным проходом вод в малых искусственных сооружениях.
Заторы воды выше сооружения опасны тем, что при прорыве вода может обрушиться на сооружение и повредить его; заторы ниже сооружения способствуют образованию подпоров, создающих угрозу затопления и размыва сооружения. Если образуется затор льда, его ликвидируют и размельчают подрывными средствами.
В пределах пойм осматривают дамбы, бермы, земляное полотно. Малейшее повреждение откосов исправляют. При течении воды вдоль насыпи откос ее проверяют с лодки шестом. Обнаружив подмыв насыпи, откос укрепляют кулями или мешками с грунтом, поверх которых набрасывают камень. При размыве на большой глубине мешки или кули с грунтом опускают в воду по доскам или слегам, для погружения которых к концам их, опускаемым в воду, привязывают груз. Укладка кулей и мешков в два ряда защищает земляное полотно от дальнейшего размыва.
При угрозе переполнения водой кюветов балластный слой от размыва защищают укладкой кулей и мешков с грунтом на обочине земляного полотна. Первый слой мешков укладывают поперек обочины, а второй — вдоль нее.
При переполнении одного кювета и нормальной работе другого укладывают в шпальные ящики деревянные лотки для пропуска воды в нормально работающий кювет. После спада воды осматривают водоотводы и сооружения, устанавливают объемы неотложных работ и выполняют эти работы.
§ 71. Пескоборьба
Борьба с песчаными заносами бывает необходима на участках железных дорог, которые проходят через районы сыпучих песков.
Под влиянием ветра при скорости его 4 м/с и более подвижные пески приходят в движение и образуют неровности, называемые барханами. Барханы перемещаются по направлению господствующих ветров и образуют отложения в большинстве случаев серповидной формы.
Подвижные пески, если их не закрепить, способны засыпать не только выемку, но и насыпь. Пески сначала отлагаются у подошвы наветренного откоса и постепенно уполаживают его, затем они надвигаются на путь, отлагаясь в виде отдельных языков, и, если не принять своевременных мер к их задержанию, засыпают путь на значительном протяжении.
Предотвратить занос пути подвижными песками возможно закреплением их растительностью (травяной и древесной) или устройством различных искусственных защит, аналогичных по принципу работы защитам, устраиваемым для борьбы со снежными заносами. Породы растительности подбирают в зависимости от местных условий (саксаул, кандым, тамариск, черкез и др.). Для закрепления песков применяют также покрытие их поверхности битумной эмульсией, которая связывает частицы песка и образует корку.
Конструкция защит, их расположение в плане относительно пути разнообразны и зависят от местных условий. Их устраивают, например, в виде невысоких сплошных заборов или решетчатых заграждений из досок, камыша.
При незначительном отложении песка на пути его удаляют и разбрасывают по ветру вручную, большие заносы расчищают с помощью бульдозеров, грейдеров и другой землеройной техники.
Вопросы для самопроверки
- Какие установлены степени и категории снегозаносимости пути?
- Какие участки пути относятся к I, II и III категориям заносимости?
- Дайте сравнительную характеристику применяемым снегозащитным устройствам.
- Назовите типы переносных снеговых щитов и условия их применения.
- Как ограждают путь и железнодорожные переезды переносными снеговыми щитами?
- Каков порядок установки переносных снеговых щитов на участках I, II и III категорий заносимости?
- В каком порядке производят очередные перестановки снеговых щитов?
- Как готовят путь к работе в зимних условиях?