Содержание материала

Глава 11
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ПУТИ

§ 54. Регулировка и разгонка зазоров

Для восстановления пути, расстроенного угоном, выполняют регулировку или разгонку зазоров с закреплением пути противоугонами.
Если для передвижки рельсов в сторону, противоположную направлению угона, не требуется разболчивание стыков, то такая передвижка рельсов называется регулировкой зазоров, а если приходится разболчивать стыки и передвигать рельс на величину, большую, чем это может позволить конструкция стыка, —  разгонкой зазоров.
При разгонке без применения специальных стыковых накладок рельсовые плети допускается смещать на величину, при которой разрыв в стыке получается не более 175 мм, чтобы иметь возможность соединить конец передвигаемого рельса в стыке разрыва с накладкой хотя бы одним болтом.
Чтобы правильно определить участок пути, где требуется регулировка или разгонка зазоров, сначала замеряют зазоры в каждом стыке по правой и левой рельсовым нитям мерным клином, который вставляют между рельсами сбоку головки. Одновременно измеряют и температуру рельса ртутным термометром. Измерение рельсовых зазоров начинают со стыка, который не предполагается смещать при регулировке или разгонке зазоров. Таким стыком может быть, например, стык рамного рельса на входной стрелке.
Результаты измерений и температуру рельсов, а также длину рельсов записывают в ведомость, в которой рассчитывают величины передвижек рельсов и определяют их направление.
Регулировку зазоров производят гидравлическими разгоночными приборами в направлении от растянутых (больше величины нормального температурного зазора) к сжатым (меньше величины нормального температурного зазора) зазорам. Эта работа выполняется бригадой из 8 чел. и двух сигналистов в интервалах между поездами.
Место работ ограждается сигналами остановки с выдачей поездам предупреждения об остановке у красного сигнала, а при его отсутствии — о следовании с установленной скоростью.
Перед пропуском поезда гидравлический прибор снимают с рельсов и убирают на габаритное расстояние от пути, затягивают гайки стыковых болтов, добивают костыли, снимают прозорники- прокладки.
Регулировку зазоров одним гидравлическим прибором на пути с костыльным прикреплением рельсов к шпалам ведут поточным способом при следующей расстановке монтеров пути: первый ослабляет болты в стыках на одной половине накладок; второй в это время ослабляет клиновые или снимает пружинные противоугоны; третий и четвертый перемещают с помощью гидравлического прибора рельсы; пятый устанавливает в зазоры передвигаемых рельсов прозорники-прокладки и помогает третьему и четвертому монтерам пути переставлять прибор с одного места на другое или снимать его перед пропуском поездов; шестой для облегчения перемещения рельсовой плети наддергивает отдельные костыли и постукивает по рельсам деревянной кувалдой.
Вслед за этой группой седьмой монтер пути закрепляет стыковые болты, а восьмой устанавливает противоугоны и добивает наддернутые костыли.
Если по расчету требуется регулировка зазоров лишь в отдельных стыках, то бригада может быть уменьшена до 4 чел.
Для регулировки зазоров одним гидравлическим прибором при раздельном скреплении состав бригады в связи с потребностью ослабления гаек клеммных болтов должен быть увеличен до 12 чел., которые распределяются следующим образом: один монтер пути ослабляет болты в стыках; трое ослабляют клеммные болты на передвигаемой плети, а двое вслед за ними перемещают при помощи гидравлического прибора рельсы; один устанавливает в зазоры передвигаемой плети прозорники-прокладки и помогает переставлять прибор с одной установки на другую и снимать его при пропуске поездов; один для облегчения перемещения рельсовой плети постукивает по рельсам деревянной кувалдой; один закрепляет стыковые болты; трое закрепляют клеммные болты на передвинутых рельсах.
При пропуске поезда по месту работы, кроме выполнения вышеуказанных требований, необходимо закрепить клеммные болты.
Разгонку зазоров одним гидравлическим прибором с разрывом рельсовой колеи при соединении рельсов двухголовыми накладками и при костыльном прикреплении их к шпалам выполняют бригадой, состоящей из 12 чел., не считая сигналистов, по следующей технологии.
Первый монтер пути ослабляет болты в стыках рельсов передвигаемой плети (за исключением стыка разрыва) на одной половине накладок; второй ослабляет клиновые или снимает пружинные противоугоны с рельсов этой плети; третий и четвертый меняют накладки в стыке разрыва на инвентарные, оставляя несболченной половину накладок.                                                                


Рис. 111. Комплект вкладышей для разгонки зазоров

Оставлять эти накладки не полностью сболченными допускается только в стыке, находящемся не более чем на одну плеть впереди работы разгоночного прибора. Если монтеры пути продвигаются вперед со сменой накладок более чем на одну плеть от разгоночного прибора, то они должны сболтить инвентарные накладки полным числом болтов на обоих концах рельсов.
Пятый и шестой монтеры пути производят при помощи гидравлического разгоночного прибора продольное перемещение рельсовой плети, переносят прибор с одной установки на другую, снимают его при пропуске поездов; седьмой устанавливает в зазоры и снимает в случае необходимости пропуска поезда прозорники- прокладки, а после переноски прибора устанавливает в стыке разрыва вкладыш, закрепляет его и второй конец инвентарной накладки болтами. Восьмой монтер пути во время работы прибора при необходимости наддергивает отдельные костыли и постукивает по рельсам деревянной кувалдой (в местах зажима передвигаемых рельсов костылями или подкладками); он же помогает пятому и шестому монтерам пути переносить прибор с одной нити на другую или снимать его для пропуска поезда.
Девятый и десятый монтеры пути по мере продвижения работ и ликвидации разрыва снимают вкладыши и заменяют инвентарные накладки на типовые в стыках разрыва; одиннадцатый закрепляет ослабленные болты на всех остальных стыках плети, а двенадцатый закрепляет клиновые или устанавливает пружинные противоугоны.
В местах разрыва перед пропуском поездов устанавливают вкладыши соответствующего размера (рис. 111). При этом стык в месте разрыва соединяют накладками и болтами, которых должно быть с одного конца рельса не менее двух; один болт в месте расположения вкладыша и один с конца другого рельса.
При производстве работ по разгонке зазоров путь к концу рабочего дня должен быть приведен в состояние, обеспечивающее пропуск поездов с установленной скоростью: стыки сболчены полным количеством болтов, костыли добиты, противоугоны поставлены полностью, установлены стыковые соединители и сняты временные перемычки.
Путь на всем участке должен быть проверен и выправлен по шаблону, уровню и направлению в плане.
Место работ ограждается сигналами остановки с выдачей поездам предупреждения об остановке у красного сигнала, а при его отсутствии — о следовании со скоростью до 15 км/ч. Работой руководит дорожный мастер.

§ 55. Восстановление целостности лопнувшей рельсовой плети бесстыкового пути

Восстановление рельсовой плети при трещинах или изломах выполняют в два этапа.
В первом этапе вырезают дефектное место, высверливают отверстия для болтов, укладывают кусок рельса длиной 8—11 м (в зависимости от Длины рельсов, имеющихся в покилометровом запасе) и соединяют его с концами плети шестидырными накладками; пропилы рельса при вырезке дефектного места располагают не ближе 1 м от места излома или трещины и не ближе 3 м до ближайшего сварного стыка.
Поезда после окончания этих работ пропускают без ограничения скорости.
Временно (в течение не более 3 ч) допускается пропуск поездов по дефектной плети с постановкой на место излома накладок, сжатых струбцинами утвержденного МПС типа. В этом случае величина зазора сквозного поперечного излома не должна быть более 25 мм; скорость движения поездов ограничивают до 25 км/ч и устанавливают непрерывное наблюдение за состоянием временного стыка.
При изломах или трещинах по дефектам 21.1-2; ЗОВ.1-2; ЗОГ.1-2; 50.1-2; 52.1-2; 55.1-2; 60.1-2; 20.1-2; 99.1-2 постановка струбцин запрещается, дефектное место полностью вырезают вместе со сварным стыком и заменяют его одним или двумя рельсами, при этом расстояние от края дефекта или трещины до пропила должно быть не менее 3 м.
Длину рельса, находящегося в покилометровом запасе, даже если она обозначена на рельсе, тщательно проверяют. Расстояние между пропилами устанавливают с учетом двух зазоров по 3— 4 мм.
Место второго пропила намечают только после состоявшегося удлинения или укорочения рельсовой плети.
При сильно сжатой плети допускается вырезка небольшого куска рельса у дефектного места автогеном с последующей обрезкой рельсорезным станком обоих концов плети.
Гайки стыковых и клеммных болтов на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от временного стыка затягивают возможно сильнее и за их состоянием устанавливают контроль.
Во втором этапе окончательно восстанавливают рельсовую плеть сваркой. Сначала удаляют временно уложенный рельс с болтовыми отверстиями и на его место вваривают другой рельс, без болтовых отверстий и без закалки концов. Сварку производят электроконтактным, газопрессовым или термитным способом в установленном интервале температур для закрепления рельсовой плети. Если сварка выполнялась при другой температуре, то при наступлении установленного интервала температур необходима разрядка напряжений в рельсовой плети. 

Работами окончательного восстановления плети руководит работник дистанции пути по должности не ниже старшего дорожного мастера.
Окончательное восстановление рельсовой плети должно быть выполнено в ближайший летний сезон.

§ 56. Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути

Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях производится весной или осенью (сезонные разрядки) и перед выполнением неотложных работ, связанных со снижением устойчивости бесстыкового пути, когда температура рельсов превышает температуру закрепления плети на 15°С и более (эпизодические разрядки). Место работ ограждают сигналами остановки. Поезда пропускают со скоростью 15 км/ч.
Руководит работами дорожный мастер, состав бригады 12 монтеров пути, четыре сигналиста, два машиниста передвижных электростанций и один бригадир пути. Последовательность работ при весенней разрядке: устанавливают сигналы уменьшения скорости; 10 чел. очищают рельсы и скрепления от грязи и мазута по обеим нитям на длине полуплети; 2 чел. снимают в стыках по два болта и ослабляют гайки клеммных болтов на уравнительных рельсах на два-три оборота.
Ограждают место работ сигналами остановки; устанавливают поперечные перемычки, если электрифицированный участок оборудован автоблокировкой, или обходные продольные перемычки, если нет автоблокировки; меняют два уравнительных рельса нормальной длины на укороченные, при этом гайки болтов отвинчивают на 1/3 длины нарезной части и снимают клеммы вместе с болтами. На уложенные на подкладки укороченные уравнительные рельсы в стыках устанавливают накладки и по два болта на каждом конце, при этом в стыке с плетью, где укладывают инвентарные накладки, на конце одного рельса болты не ставят. При пропуске поезда со скоростью до 15 км/ч в зазор ставят типовой вкладыш и не менее двух болтов на конце одного рельса, одного болта во вкладыше и одного болта на конце другого рельса; устанавливают клеммы, завинчивают гайки клеммных болтов, проверяют ширину колеи по шаблону. В такой же последовательности заменяют уравнительные рельсы по другой нити.
На длине полуплети по обеим нитям ослабляют натяжение клеммных болтов поворотом их гаек на два-три оборота; выполняют эту работу в направлении от концов плетей к их середине; на уравнительных рельсах ставят недостающие болты в стыках и довертывают гайки клеммных болтов. Затем двумя разгоночными приборами ударного типа, установленными на обеих нитях на расстоянии 50—70 м от концов плетей, снимают температурные напряжения в полуплетях.
Обе полуплети одновременно закрепляют, довертывая гайки клеммных болтов сначала на каждой пятой шпале и следуя в  направлении от середины плетей к их концам, а затем на остальных шпалах в обратном направлении — от концов к середине плети; заменяют инвентарные накладки на типовые; снимают сигналы остановки; снимают перемычки, проверяют и довертывают гайки клеммных болтов па уравнительных рельсах. После снятия сигналов остановки сигналы уменьшения скорости остаются и поезда по месту работ пропускают со скоростью 25 км/ч
В такой же последовательности выполняют разрядку напряжений на второй паре полуплетей, после чего проверяют состояние пути и устанавливают нормальную скорость движения поездов для данного участка.
Последовательность работ при осенней разрядке: ограждают место работ сигналами остановки; ставят продольные перемычки в стыках рельсовых плетей; меняют типовые накладки на инвентарные и очищают скрепления от грязи и мазута; в стыке плети с инвентарными накладками на одном конце рельса болты не ставят; отвинчивают гайки клеммных болтов на два-три оборота, проводя эту работу в направлении от концов плетей к середине; одновременно снимают в стыках по два болта и ослабляют гайки клеммных болтов уравнительных рельсов (на два-три оборота); производят принудительную разрядку напряжений в рельсах гидравлическими или ударными разгоночными приборами, установленными на расстоянии 50—70 м от конца (только ударный прибор) плети. После изменения длины полуплетей на полную расчетную величину их закрепляют, довертывая гайки клеммных болтов на каждой пятой шпале. Эту работу выполняют в направлении от середины плетей к их концам; одновременно ослабляют клеммные болты на сменяемых уравнительных рельсах.
Заменяют укороченные уравнительные рельсы на нормальные сначала на одной, а затем на другой нити в том же порядке, что и при весенней разрядке, заменяют инвентарные накладки типовыми, ставят клеммы и закрепляют клеммные болты, проверяя ширину колеи по шаблону; снимают сигналы остановки и поперечные перемычки, оставляя сигналы уменьшения скорости; ставят недостающие болты в стыках, довинчивают гайки клеммных болтов на уравнительных рельсах и на остальных шпалах полуплетей, передвигаясь при этом от концов к середине плетей.
Далее производят разрядку температурных напряжений во второй половине рельсовых плетей, но со сменой одной пары уравнительных рельсов.
В конце рабочего дня вся бригада устраняет отступления по шаблону и поправляет прокладки-амортизаторы. Затем устанавливают нормальную скорость движения поездов по месту работ.
При эпизодических разрядках температурных напряжений применяется такой же порядок производства работ, какой установлен для весенней или осенней разрядки.
Руководитель работ ведет журнал учета температур закрепления рельсовых нитей установленной формы.