Содержание материала

Глава 12
БОРЬБА СО СНЕГОМ, ВОДОЙ И ПЕСКОМ

§ 67. Общие сведения о снегозаносимости

В зимнее время в снегозаносимых районах работа железнодорожного транспорта в значительной мере зависит от надежной защиты путей от снежных заносов, которые образуются при снегопадах и метелях.
Снегопад — это выпадение снежинок из воздуха при незначительной скорости ветра. Снегопад дает равномерное нарастание снежного покрова.
Низовая метель характеризуется переносами ветром ранее выпавших частиц с одного места на другое, главным образом к местам с различного рода препятствиям. Слабые визовые метели со скоростью ветра до 10 м/с называют поземками. В местах наноса плотность снега увеличивается в 2—3 раза против плотности его при снегопаде.
Общая метель представляет собой совокупность выпадения снега из атмосферы и переноса его ветром с поверхности снежного покрова.
Снегозаносимые участки пути характеризуются категорией и степенью заносимости. По первому признаку определяют очередность ограждения участков пути от снега, по второму — тип, мощность и расположение в плане снегозащитных средств.
Категории заносимости участков пути в зависимости от его профиля установлены следующие:

  1. — выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м, выемки глубиной более 8,5 м в зависимости от местных условий, нулевые места на косогорах, участки перегонов с путями в разных уровнях, территории станций;
  2. — выемки глубиной до 0,4 м, нулевые места;
  3. — насыпи высотой до 0,65 м, насыпи до 1 м на косогорах и сильно заносимых участках пути.

Остальные участки пути считаются незаносимыми, за исключением насыпей высотой более 12 м на многопутных участках.
Степень заносимости определяют количеством приносимого к пути снега на длине 1 пог. м за зиму. Места, где это количество снега превышает 400 м3, относятся к особо сильнозаносимым, если оно составляет 251—400 м3, — к сильнозаносимым, если 101—250 м3, — к среднезаносимым и менее 100 м3 — к слабозаносимым.

§ 68. Защита пути от снега

Виды защиты пути от снега.

В качестве постоянной защиты пути от снега используют естественные леса, вырубка которых в пределах ширины полосы до 500 м в каждую сторону от железной дороги запрещена, а при отсутствии естественных лесов — защитные лесонасаждения.
Защитные лесонасаждения размещают от оси пути не ближе различной ширины с разрывом между ними.
В лесной, лесостепной и степной зонах применяют однополосные лесонасаждения при снегозаносимости до 150 м3 на 1 пог. м, двухполосные — до 200 м3, трехполосные — до 400 м3.
Защитные лесонасаждения размещают от оси пути не ближе 20 м и не далее 50 м, при этом между бровкой выемки и посадками должно быть не менее 5 м. Ширина полос принимается в пределах от 10 до 130 м (суммарная ширина всех полос в многорядной посадке).
Посадка должна перекрывать все протяжение заносимых выемок и нулевых мест, заканчиваясь у насыпей высотой 2 м.
При отсутствии или неприживаемости лесонасаждений на участках с заносимостью свыше 400 м3/пог.м для защиты пути применяют постоянные заборы деревянные или железобетонные (рис. 120), состоящие из столбовых опор и дощатой обрешетки.
Деревянные заборы строят высотой 4,2; 5,2; 6,2; 6,7 м, железобетонные — 4; 5,5 и 7 м. Площадь просветов обшивки принимается 34% на участках со скоростью ветра свыше 25 м/с, 40% —  при ветрах от 20 до 25 м/с, 47% — при ветрах до 20 м/с.
В качестве маневренной переносной защиты применяют защиту из снеговых решетчатых щитов, которые применяют следующих трех типов: тип I размером 2X1,5 м с площадью просветов 47%; тип II размером 2x2 м с площадью просветов 43%; тип III размером 2X1,5 м с площадью просветов 37%.


Рис. 120. Решетчатые щиты и заборы:
а — переносной щит II типа; б — постоянный забор с железобетонными стойками 

Щиты I типа применяют на дорогах южной полосы европейской части СССР с продолжительными метелями, плотным и мокрым снегом, при сильном ветре, затрудняющем перестановку высоких щитов во время метели; щиты II типа (рис. 120, а) — на всех дорогах СССР; щиты III типа — на дорогах Западной Сибири, где бывают сильные ветры и выпадает сухой мелкий снег, для задержания которого необходимы щиты с более частым расположением планок.
Кроме указанных трех типов, изготавливают щиты с увеличенными просветами в нижней части за счет того, что вертикальные планки в них через одну укорачивают наполовину. Они применяются в районах с продолжительными метелями, где затруднительны частые перестановки щитов.
Для внутристанционной защиты применяют малогабаритные щиты размером 0,5X2 м с просветностью 37%, размером 0,5x2 м с просветностью 34%, размером 1x2 м с просветностью 39%, размером 1X2 м с просветностью 44%.

Ограждение пути переносными снеговыми щитами.

Щитовую линию устанавливают на таком расстоянии от бровки земляного полотна, чтобы к концу зимы конец снегового вала не попал на путь: при трех перестановках щитов за зиму — на расстояние не менее 30 м, при большем числе перестановок — не менее 50 м.
При наличии кавальера, находящегося на расстоянии не менее 30 м от бровки откоса выемки, щитовую линию устанавливают на кавальере, при меньшем расстоянии до кавальера — в 20—30 м от него со стороны поля.
Если имеется нагорная канава, то щитовую линию располагают так, чтобы снеговой вал не отложился над канавой.
На заносимых местах I и II категорий щиты расставляют и привязывают к кольям после первых заморозков. Колья устанавливают заранее до наступления заморозков в отверстия диаметром 7—7,5 см, глубиной 40—60 см; просверливают отверстия ручным буром на расстоянии 1,9 м одно от другого.
Щиты к кольям привязывают накрест проволокой, мочалом, пеньковой веревкой или гибкими прутьями лозы в верхних углах с полевой стороны. На участках со скальным грунтом щиты выставляют в козлы, а после первой метели — в снег.
На заносимых местах III категории щитовую линию устанавливают в снег без кольев по мере надобности.
Для предотвращения примерзания к земле и увеличения снегосборности щитов их устанавливают с просветом 25—30 см от земли до низа обрешетки, для чего под концевые стойки щитов подкладывают кирпичи или делают подсыпку грунтом.
Концы линий переносных щитов должны заходить за пределы ограждаемой выемки или нулевого места на расстояние не менее 10 м при высоте насыпей 2 м и не менее 20 м при высоте насыпей менее 2 м.
При косом направлении господствующих ветров концы щитовых линий (рис. 121) поворачивают к пути под углом 45°, чтобы закрыть с боков доступ снегу в ограждаемое пространство.


Рис. 121. Схемы ограждения концов выемок снегозащитной линией:
а — при направлении господствующего метелевого ветра при углах 60—90° к оси пути; б — то же, при углах 30—60° к оси пути; в — ступенчатое расположение линии в кривых; 1 — отвод к пути; 2 — полевой отвод; пунктиром указаны отводы снегозащиты, выставляемые в случае изменения направления ветра

Рис. 122. Схема ограждения переезда: а — при поперечном ветре; б — при косом ветре

У переездов щитовую линию разрывают (рис. 122); на расстоянии 12—17 м от нее устанавливают второй ряд щитов, который перекрывает концы основной линии не менее чем на 10 м. Автомобильная дорога при этом отводится в сторону.
Пока снежные отложения перед щитом не достигли 2/3 его высоты, гребни снегового вала срезают по всей длине, снег планируют в виде скатов с уклоном к щитовой линии, а по достижении снежными валами высоты 2/3 щита щитовую линию переставляют в сторону поля на 20—30 м. В дальнейшем, по мере образования нового снегового вала на 2/3 высоты щитов, их переставляют на верх снегового вала в сторону пути (рис. 123).
Для переставляемых щитов в снегу отрывают канавку глубиной 25 см на ширину лопаты, в которую их устанавливают, и к ним приваливают уплотненный снег на высоту 20 см. Щиты при этом накладывают друг на друга крайними вертикальными планками и привязывают один к другому на высоте горизонтальных планок увязочными материалами. Для большей устойчивости переставленную щитовую линию обсыпают снегом снизу на высоту 30 см в местах соединения щитов.
При перестановке щитов во время метели нельзя снимать более 10 щитов подряд, иначе может образоваться занос пути.
В местах с частыми и продолжительными метелями устанавливают два ряда щитов: первый ряд — в 30 м от бровки откоса выемки, второй — в 50—60 м от первого и параллельно ему.


Рис. 123. Схема отложения снега и перестановок щитовой линии:
I — первая установка щитовой линии; II, III, IV — последующие перестановки щитовой линии

Рис. 124. Схемы размещения внутристанционной защиты:
а — параллельная; б — косые ряды; в — углообразная; г — комбинированная; Ц —расстояние между рядами; l2 — расстояние от края защиты до наружного рельса смежного пути
С окончанием зимы щиты снимают и сортируют на три группы: исправные, требующие ремонта и негодные. После сортировки щиты собирают в штабеля по 52 шт. Штабеля обшивают планками или обвязывают проволокой.

Механизированное снегозадержание.

Там, где постоянные средства зашиты имеют недостаточную снегосборность и требуется частая перестановка щитов, а также на участках с изменчивым ветровым потоком, применяют задержание метелевого снега снежными стенками и траншеями, устраиваемыми с помощью бульдозеров, кусторезов и других механизмов.
При толщине снега до 0,3 м устраивают стенки, при большей толщине снежного покрова — траншеи. Стенки имеют высоту до 0,8 м и ширину, примерно равную половине высоты; траншеи —  ширину 3 м и глубину до 1 м. Целесообразно одновременно устраивать не менее трех траншей на расстоянии 10 м друг от друга, при этом достигается полное задержание переносимого снега.

Защита узлов и станций от снежных заносов.

Защита крупных станций от снега осуществляется с помощью контурной и внутристанционной защиты.
Контурная защита служит для задержания снега, переносимого на станционную территорию с прилегающей местности. Она может состоять из лесных насаждений, постоянных заборов, переносных щитов, а в отдельных случаях устраивается механизированным способом или сочетанием этих средств.
Внутр и станционная защита препятствует переносу снега в пределах станции. Она размещается на широких междупутьях и на свободных площадях между парками и может быть устроена из малогабаритных переносных щитов, устанавливаемых в стесненных местах, при расстоянии между путями до 20 м.
Щиты устанавливают параллельно пути, косыми рядами, углообразно или комбинированно (рис. 124).

§ 69. Очистка пути от снега

Подготовка путевого хозяйства к зимним условиям работы

В установленные сроки проводится комплекс мероприятий, связанных с подготовкой пути и сооружений к работе в зимних условиях и пропуску в рабочем состоянии снегоочистительной и снегоуборочной техники, с подготовкой кадров, служебных и бытовых помещений, средств снегозащиты и борьбы со снежными заносами.
До 15 сентября дистанция пути разрабатывает оперативный план действий на зимний период и единые технологические процессы работы крупных узлов и станций с учетом круглосуточного использования снегоуборочной техники и ликвидации последствий снегопадов и метелей в течение не более 3 сут.
Путь на перегонах и станциях подготавливают к пропуску снегоочистителей и снегоуборщиков. Для этого все материалы, детали, мусор, препятствующие пропуску этих машин, убирают, а на перегонах устанавливают временные сигнальные знаки для снегоочистителей перед мостами, тоннелями, переездами, светофорами, стрелочными переводами, платформами остановочных пунктов и другими препятствиями.

Очистка пути от снега на перегонах.

Для текущей очистки используют двухосные плуговые снегоочистители вагонного типа и четырехосные СДП. При заносах высотой до 1,5 м путь расчищают снегоочистителями СДП, до 2 м — снегоочистителями таранного типа и при большей высоте — роторными снегоочистителями.
На многопутных участках с нормальными междупутьями и на косогорных участках двухпутных линий очистку выполняют двумя двухпутными снегоочистителями, следующими по соседним путям друг за другом с интервалом 10—15 мин.
Валы снега после прохода плугового снегоочистителя планируют путевым стругом или бульдозером.

Очистка пути от снега на станциях.

Станционные пути очищают от снега снегоочистителями и путевыми стругами, а снег убирают снегоуборочными и снегопогрузочными машинами и в крайнем случае снеговыми поездами. Весьма эффективно комплексное использование снегоочистителей, путевых стругов и снегоуборочных машин. При этом снегоочистителями или стругами очищают пути с перевалкой снега на один из путей, с которого он грузится снегоуборочными или снегопогрузочными машинами.
Основными технологическими процессами комплексного использования снегоуборочной техники на станциях являются:
при толщине слоя снега менее 10 см над головкой рельса —  перевалка снега снегоочистителем или стругом-снегоочистителем и уборка снегоуборочной или снегопогрузочной машиной;
при толщине слоя снега более 10 см — уборка его снегопогрузочной машиной без предварительной перевалки снега;
уборка снега машиной ЦУМЗ с поперечной погрузкой снега на обычный или саморазгружающийся подвижной состав с предварительной перевалкой снега снегоочистителем, стругом или самой Машиной;
перевалка снега снегоочистителем или стругом в сторону крайнего пути и затем под откос.
Струги и снегоочистители применяют также для сколки наледей и уплотненного снега с путей.
На дорогах работают снегоуборочные машины Гавриченко и более совершенные снегоуборочные машины ЦУМЗ с полувагонами улучшенной конструкции. Для одновременной очистки путей и стрелочных переводов применяют щеточные снегоуборочные машины СМ-2, СМ-3, СМ-4.