Содержание материала

Исправление неплавности рельсовых нитей в продольном профиле, ликвидация неплотности между рельсом и подкладкой, подкладкой и шпалой, шпалой и балластом, а также устранение отступлений во взаимном расположении рельсовых нитей по уровню производится подбивкой балласта под шпалы или укладкой прокладок под подошву рельса при скреплениях типов Д2, К2, КБ.
Перед выправкой пути в продольном профиле определяют на глаз границы и величины просадок и отмечают их мелом на шейке рельса. Величины просадок (лощин) измеряют визированием и промерами положения рельсовых нитей относительно друг друга по уровню; величину потайных толчков (просветов) между подошвой рельса и подкладкой, подкладкой и шпалой, шпалой и балластной постелью (при их наличии), измеряют при помощи специальных приборов — флексометров, укрепляемых на подошве рельса с наружной стороны. Под поездом вместе с рельсом опускается измерительное устройство прибора на глубину просадки и величина ее фиксируется прибором.

 
Рис. 114. Применение оптического прибора ПРП:
а — при исправлении просадок; б — при рихтовке пути; I — оптический прибор; II — рабочая  рейка, III — визирная рейка; IV — положение головки рельса в профиле до исправления просадки; V — положение головки рельса в профиле после выправки пути; VI — рельсовая нить до рихтовки; VII — рельсовая нить после рихтовки; А—Б — створ прямого направления

Для просадок применяют оптический прибор (рис. 114) или визирные рейки.
При выправке пути подбивкой шпал электрошпалоподбойками с использованием оптического прибора визирные колья не устанавливают. В таких случаях за пределами границ просадки устанавливают на рельс с одной стороны зрительную трубу, а с другой — измерительную рейку. Расстояние от нулевых точек до границ просадки должно быть таким, чтобы положение нулевых точек не было нарушено при подъемке пути домкратами. После этого руководитель работ совмещает на приборе вертикальную нить сетки трубы с вертикальной линией шкалы измерительной рейки, а горизонтальную нить сетки — с горизонтальной нулевой линией той же рейки. Далее по указанию руководителя работ монтер пути переносит измерительную рейку от нулевой точки (при работе с одной измерительной рейкой) в сторону прибора на промежуточную точку 1 на место первой установки домкратов и ставит ее на рельс вертикально.
Вместе с рельсовой нитью при подъемке ее домкратами поднимается и измерительная рейка. Когда горизонтальная нить прибора совместится с горизонтальной нитью измерительной рейки, подъемку прекращают. После подбивки шпал на первом поднятом участке просадки измерительную рейку переносят и закрепляют последовательно в следующих точках подъемки. В такой последовательности выполняют работы до полного исправления просадки по всей ее длине.
При выправке пути на щебеночном балласте подбивкой шпал электрошпалоподбойками должны соблюдаться следующие правила:

  1. При подбивке костылей шпалы подвешиваются для устранения просветов между подошвой рельса и подкладкой, а также между подкладкой и шпалой.
  2. Щебень отрывают на глубину 40—50 мм ниже подошвы шпал.
  3. Для обеспечения плотной подбивки балласта по всей ширине постели шпалы, а не только под ее кромками боек электрошпалоподбойки устанавливают не менее чем на 40 мм ниже постели шпалы.
  4. Отрывать балласт от шпал для их подбивки следует от концов и середины шпалы по направлению к рельсам с целью облегчения отрывки балласта около рельсов.
  5. В местах, где щебень загрязнен, его удаляют из шпальных ящиков, от торцов шпал и на бровочной части на глубину 50 мм ниже постели шпал.

Для подбивки и заполнения шпальных ящиков используют прогрохоченный щебень.

  1. При подбивке шпал электрошпалоподбойками ЭШП-6 и ЭШП-7 с угловыми наконечниками отрывка шпальных ящиков не требуется, если щебень не загрязнен и не имеет чрезмерного уплотнения.
  2. Подъемку пути выполняют одновременно двумя домкратами, установленными друг против друга в одном шпальном ящике на противолежащих рельсовых нитях с внешней стороны.
  3. Поднятый путь должен держаться на домкратах до приближения к месту их установки электрошпалоподбоек.
  4. При выправке стыков допускается поднимать рельсовую нить с запасом на осадку, но не более 2 мм на стыковых шпалах и до 1 мм на пристыковых. Применять запас на осадку в середине звена не разрешается.
  5. В тех случаях, когда подбивку шпал выполняют для устранения неплотного опирания рельсов (потайные толчки), на участках, не имеющих отступления в профиле и по уровню, подъемка пути не требуется.
  6. Если путь выправляют по уровню с подъемкой домкратами одной рельсовой нити на величину не более 6 мм при отсутствии потайных толчков на противоположных концах шпал, то допускают подбивку одной стороны шпалы, которая относится к поднимаемой рельсовой нити. Также допускают подбивку лишь той половины шпалы, на которой величина потайного толчка не превышает 3 мм, если на второй половине его нет совсем. В остальных случаях шпалы подбивают на всей их длине, при этом середину шпалы подбивают слабее.
  7. При небольшой высоте подъема пути или при устранении потайных толчков заполнение пустот под шпалой происходит в результате выжимания балласта кверху — к подошве шпалы за счет балласта, набиваемого в глубину подбойками. Поэтому для обеспечения хорошей подбивки необходимо заглублять бойки в балласт не менее чем на 5—7 см ниже подошвы шпалы.
  8. Включение электрошпалоподбоек в распределительную коробку должно быть таким, чтобы от вращения дебалансов они стремились перемещаться по направлению к рельсу.
  9. Шпала считается подбитой, если пустоты под ее постелью заполнены настолько плотно, что бойки не проникают в балласт, вследствие чего увеличивается интенсивность вибрации электрошпалоподбоек.
  10. Во всех случаях у места работы находится сигналист, который следит за подходом поездов и извещает бригаду об этом звуковым сигналом рожка. Если на время работ устанавливается автоматическая оповестительная сигнализация, то выставлять сигналиста не требуется.

Выправка пути четырьмя электрошпалоподбойками с подъемкой на высоту до 20 мм выполняется под руководством бригадира пути бригадой в составе одного машиниста передвижной электростанции, 11 монтеров пути и одного сигналиста.
Перед началом работы устанавливают сигнальные знаки «С». В подготовительный период два монтера пути отрывают шпальные ящики для подбивки шпал, два других монтера пути добивают костыли и готовят места для установки домкратов,  остальные подготавливают электростанцию, электрошпалоподбойки, растягивают магистральный кабель.
На основных работах в бригаде устанавливается следующий порядок: два монтера пути продолжают отрывать щебень в шпальных ящиках для подбивки шпал; два .других поднимают путь домкратами, поправляют отдельные шпалы по меткам; четыре монтера пути подбивают шпалы электрошпалоподбойками; один монтер пути перемещает вслед за шпалоподбойками распределительную коробку и кабель, а также подбрасывает для подбивки щебень; два монтера пути засыпают шпальные ящики балластом с предварительной очисткой щебня, а также трамбуют щебень.
Перед обеденным перерывом при необходимости устраивают временный отвод с уклоном 0,003, подбивку шпал прекращают и на протяжении выправленного участка пять монтеров пути рихтуют путь гидравлическими приборами; четыре монтера оправляют балластную призму, обметают рельсы, шпалы и скрепления; два монтера поправляют противоугоны и подкрепляют болты в стыках.
Монтеры пути становятся попарно один против другого у концов шпалы. При первом перемещении электрошпалоподбоек в направлении к рельсам рыхлят щебень под концами шпал. После этого каждые двое монтеров пути подбивают шпалу сначала под рельсом, затем под ее концами. Достигнув необходимого уплотнения щебня, монтеры пути перемещают электрошпалоподбойки к другой шпале и подбивают ее концы в той же последовательности.
При интервалах между поездами более 10 мин подбивают не более пяти концов шпал подряд, при интервалах менее 10 мин —  не более двух концов, после чего шпалоподбойщики переносят электрошпалоподбойки через рельс и, продвигаясь в обратном направлении, последовательно подбивают шпалы внутри колеи.
Выправку пути укладкой регулировочных прокладок выполняют два монтера пути под руководством бригадира пути.
Оградив место работ сигнальным знаком «С», монтеры пути проверяют и при необходимости подкрепляют шурупы или гайки закладных болтов вначале по одной, а затем по другой рельсовой нити.
Закончив довертывание шурупов или гаек закладных болтов, устанавливают и закрепляют к подошвам рельсов флексометры, при помощи которых определяют величины потайных толчков (упругих просадок) после пропуска поезда. Затем бригадир пути определяет оптическим прибором по менее просевшей рельсовой нити величины просадок на каждой шпале и записывает их мелом на рельсе. По величине просадки монтеры пути подбирают толщины прокладок и раскладывают их на шпалах около первой рельсовой нити.
Исправлять просадки укладкой регулировочных прокладок можно только в тех местах, где нет потайных толчков. Исправление потайных толчков выполняют только подбивкой. Разложив прокладки, оба монтера пути становятся один по наружной, другой по внутренней стороне рельсовой нити с интервалом через одну шпалу и ослабляют гайки клеммных болтов отвертыванием их на пять-шесть оборотов. Гайки ослабляют на восьми концах шпал: на двух концах позади работ, на четырех исправляемых и на двух концах впереди работ.
Затем первый монтер пути устанавливает гидравлический домкрат во втором шпальном ящике исправляемого места и вывешивает рельс, второй монтер пути помогает ему, отрывая балласт в ящике для установки домкрата. Вывесив рельсовую нить, оба монтера пути заводят под подошву рельса регулировочные прокладки (по 1 шт. на каждую монтажную прокладку), при этом один монтер пути укладывает их на 1-й и 3-й, а другой — 2-й и 4-й шпалах. Интервал между ними сохраняется через одну шпалу.
После укладки прокладок монтеры пути снимают с. пути домкрат, смазывают клеммные болты и завертывают их гайки.
Для продолжения выправки пути на прокладки часть клеммных болтов закрепляют только на четырех концах шпал позади работ, а впереди работ их ослабляют еще на четырех концах.
После укладки прокладок и закрепления гаек всех клеммных болтов на исправляемом участке по одной рельсовой нити выправляют в той же последовательности по уровню вторую рельсовую нить.
Перед пропуском поезда по месту работ устраивают временный отвод с укладкой инвентарных прокладок толщиной 1,5; 3; 5 и 7 мм на основные монтажные прокладки и плотно закрепляют все гайки клеммных болтов. В конце рабочего дня повторно подкрепляют гайки.
Выправку пути машиной ШПМ-02 на станциях выполняют на закрытом пути в течение всего рабочего дня. Бригада состоит из семи монтеров пути и одного бригадира пути. Руководит работами дорожный мастер. Путь визируют с установкой колышков заранее. Накануне работы машины очищают грязь с путевой решетки, убирают мусор и срезают корку загрязненного балласта.
Впереди работающей машины путевую решетку вывешивают Домкратами, которые устанавливают в шести местах через семь- восемь шпальных ящиков под обеими рельсовыми нитями. Два монтера пути подготавливают места для установки домкратов и вывешивают путь: одну нить — по колышкам, другую — по уровню. Два монтера пути снимают домкраты перед машиной и переносят их к новым местам установки. За вывеской первой нити следит дорожный мастер, а за вывеской второй нити по уровню — бригадир пути.
Вслед за машиной четыре монтера пути добавляют балласт в шпальные ящики и разравнивают его, добивают костыли, поправляют противоугоны.