Содержание материала

Производство работ на железнодорожном пути связано с движением поездов, поэтому от монтеров пути требуется особая бдительность, строгое соблюдение правил по технике безопасности, знание инструкций и руководящих указаний по технике безопасности, строгое соблюдение производственной дисциплины.
Монтеры пути большую часть работ выполняют под руководством и наблюдением руководителя работ, поэтому они обязаны выполнять только его распоряжения. В тех случаях, когда монтеры пути сами являются руководителями групп, они несут ответственность за технику безопасности работающих под их руководством и обеспечивают безопасные условия для их работы.
Запрещается в вагонах хозяйственных поездов, предназначенных для перевозки людей:
пользоваться свечами без фонарей;
укладывать около печей одежду, обувь, дрова, сено, солому, стружки и другие легковоспламеняющиеся материалы и предметы;
применять для топки печей дрова длиной больше размеров топки;
перевозить керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости или растапливать ими печи;
выбрасывать на ходу поезда не залитые водой шлак и золу.
Посадка и высадка рабочих из вагонов на многопутных и двухпутных перегонах производятся только с полевой стороны.
Разрешается перевозка людей на автомобилях, оборудованных устройствами для укрытия на случай непогоды. Автомобиль должен быть чисто вымыт и оборудован сиденьями, надежно прикрепленными к кузову; сиденья устанавливают ниже уровня бортов не менее чем на 15 см; заднее и расположенные вдоль бортов сиденья должны иметь прочные спинки; бортовые крючки закрепляют специальными чеками или вязальной проволокой.
Двигаться к месту работ и обратно можно только по обочине земляного полотна или в стороне от пути под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.
При невозможности движения в стороне от пути или по обочине проход по пути допускается с принятием мер предосторожности. На двухпутной линии следует идти навстречу правильному движению поездов. При проходе поезда по соседнему пути следует сойти с рельсовой колеи на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса. Идти нужно по одному друг за другом или по 2 чел. в ряду, не допуская отставания и движения беспорядочной толпой
При вынужденном движении по пути группа идущих ограждается: спереди — специально выделенным и проинструктированным монтером пути с сигналом остановки, сзади — руководителем также с сигналом остановки.
При производстве работ на пути необходимо: внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности, который проводит руководитель работ; следить за приближением поездов и сигналами сигналистов; сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна или на широкое междупутье на станции не менее чем на 2 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 400 м; при проходе скоростного поезда сходить с пути на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса не позже, чем за 5 мин, а при работе развернутым фронтом — не позже, чем за 10 мин до прохода поезда. Нельзя перебегать путь перед поездом, находиться на междупутье или на соседнем пути во время прохода поезда. При производстве работ в «окно» с ограждением сигналами остановки или проходе поезда по соседнему пути необходимо прекратить работы на междупутье и сойти с него. После прохода поезда перед выходом на путь нужно убедиться в том, что навстречу или вслед не идет поезд, толкач или дрезина. При проходе поезда по мосту или тоннелю длиной до 50 м работающий должен уйти за их пределы. Нельзя с целью отдыха садиться на рельсы, концы шпал, на междупутье.
При проходе вдоль путей на станциях нужно идти по междупутью или обочине земляного полотна, не ослабляя внимания к передвижениям подвижного состава на смежных путях.
Станционные пути следует переходить под прямым углом, предварительно убедившись в том, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава. Особенно осторожным надо быть при выходе на путь позади стоящего состава, около стрелочных постов, платформ и других станционных сооружений, ухудшающих видимость соседних с ними путей. При переходе через пути нельзя наступать на рельсы, становиться между рамными рельсами и остряками или в желоба на стрелочном переводе.
Во всех случаях, когда надо перейти путь, занятый вагонами, следует пользоваться тормозными площадками. При необходимости обхода вагонов, стоящих на путях, надо переходить путь не ближе, чем за 5 м от крайнего вагона. Нельзя пролезать под вагонами, протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы, переходить по ударным и сцепным приборам или между вагонами, стоящими на расстоянии менее 10 м друг от друга, стоять в открытых дверях вагонов при движении.
При работе на электрифицированных участках необходимо выполнять следующие требования техники безопасности: не подходить к токоведущим частям и не касаться их, если даже они изолированы; работать в узких и тесных местах на расстоянии менее 2 м от токоведущих частей, находящихся на пути и сооружениях; не подходить на расстояние ближе 10 м к оборванным проводам контактной сети или линий электропередачи, пересекающих железнодорожные пути. В этих случаях опасное место необходимо оградить сигналами остановки и сообщить бригадиру пути.
В случае обнаружения при производстве работ под балластным слоем или в грунте кабеля запрещается дотрагиваться до него.
При перешивке пути, выправке толчков и других работах необходимо пользоваться изолированными путевыми шаблонами, путевыми тележками с изоляцией осей. Одиночную смену рельсов и монтаж изолирующих стыков нужно производить с применением временных перемычек.
При перевозке, погрузке и разгрузке путевых материалов соблюдают следующие правила: при перевозке на путевом вагончике материалов нельзя находиться впереди вагончика, отставать от него, пускать вагончик под уклон, катить его со скоростью, большей, чем скорость нормально идущего человека, садиться на вагончик, поправлять на ходу развалившийся груз. Шпалы на вагончиках следует укладывать вдоль пути. Рабочие, сопровождающие вагончик, должны идти только сзади него. Рельсы должны грузиться так, чтобы оба конца были уравновешены. При погрузке рельсов их нужно укладывать на край вагончика набок и в таком положении сдвигать на место, после чего ставить на подошву.

При движении поезда с материалом верхнего строения пути запрещается ходить по составу, переходить с платформы на платформу, садиться на борта, находиться ближе 1 м от края платформы. При открывании борта платформы следует становиться у торца вагона; нельзя оставлять борт закрытым только на один запорный крюк; погрузку, выгрузку и раскладку железобетонных шпал можно выполнять только механизмами. Выгрузка шпал и брусьев на ходу поезда запрещается.
При работе с электрическим инструментом нельзя исправлять и регулировать инструмент во время его работы; почувствовав действие тока от корпуса инструмента, необходимо прекратить работу и заявить о неисправности руководителю работ. При каждом перерыве в работе, при переноске на новый участок работы инструмент выключают; при переноске не следует держать инструмент за шланг или рабочую часть. Нельзя допускать петления, скручивания и сильного натяжения кабеля; курения около передвижной электростанции; подходить к токоведущим частям электростанции и тем более касаться их, даже если они изолированы.
При работе путевых машин запрещается:
подлезать или переходить под машинами на другую сторону; идти впереди и позади раскрытых крыльев электробалластера и путевого струга, находиться вблизи от них при их открытии и закрытии; садиться или становиться на рабочие части машины; находиться вблизи уборочных машин при запуске транспортеров или элеваторов, при опускании скалывающих устройств; при работе укладочных, разборочных и погрузочных кранов находиться на звене во время его выноса по стреле крана; переходить или находиться под поднятым звеном, а также на расстоянии ближе 1 м сбоку от звена; во время стыкования опущенного звена подводить руки под звено. Опущенное звено следует удерживать сверху за головки рельсов, но не ближе 40 см от стыка. Нельзя находиться и проходить между погруженными пакетами, на платформах, по которым надвигаются пакеты, на расстоянии ближе 10 м от троса в момент перетяжки пакетов.

Вопросы для самопроверки

  1. Как оградить место работ на перегоне сигналами уменьшения скорости?
  2. Как оградить место работ на перегоне одно- и двухпутного участка сигналами остановки при фронте работ до 200 м?
  3. Как оградить место работ на перегоне одно- и двухпутного участка при фронте работ более 200 м?
  4. Как оградить сигналами остановки внутренний путь на трехпутном перегоне при фронте работ до 200 м и более 200 м?
  5. Как оградить место работ на станционном пути сигналами остановки?
  6. Как оградить место работ на стрелочном переводе сигналами остановки?
  7. Как оградить место работ на станции сигналами уменьшения скорости?
  8. В каком порядке устанавливаются и снимаются сигналы?
  9. Как сигналист оповещает руководителя работ о приближении поезда и как он встречает поезда?
  10. Как ограждается сигналами груженый вагончик па перегоне и на станции?
  11. Кто имеет право руководить путевыми работами и какими работами может руководить монтер пути III—IV разрядов?
  12. Какой установлен порядок прохода на работу и с работы монтеров пути в нормальных, стесненных условиях и в условиях плохой видимости?
  13. Каков порядок прекращения работ и ухода с пути для пропуска обычных и скоростных пассажирских поездов?
  14. Правила хождения по станционным путям и пропуска поездов при работе на станционных путях и стрелочных переводах?
  15. Правила техники безопасности при производстве погрузочно-выгрузочных и транспортных работ.