§ 49. Особенности содержания бесстыкового пути и пути с железобетонными шпалами
Содержание бесстыкового пути.
Помимо общих требований, на участках бесстыкового пути с уравнительными рельсами путевые бригады выполняют работы, связанные с особенностями работы бесстыкового пути.
Так, на бесстыковом пути необходимо:
постоянно обеспечивать плотное закрепление клеммных и закладных болтов и шурупов, своевременно заменять негодные шайбы;
следить за правильным положением подкладок, прокладок и своевременно заменять негодные;
следить за полнотой балластной призмы и величиной засыпки торцов шпал щебнем, которая не должна быть менее 25 см;
следить за направлением пути в плане, не допуская отступлений от прямого направления свыше 5 мм при скорости движения До 140 км/ч и 4 мм при большей скорости (стрела изгиба измеряется от хорды длиной 20 мм);
зимой при низких температурах регулярно осматривать рельсы, в первую очередь в местах сварки и на протяжении 1 м от них.
Допускаемые превышения температуры рельсов во время производства путевых работ над температурой их последнего закрепления
Наименование путевых работ | Предельная высота подъемки или величина сдвижки пути при рихтовке, см | Превышение температуры, °C | ||
Прямая | Кривая радиуса, м | |||
800 и более | 400-799 | |||
Устранение просадок, толчков и перекосов с вывеской пути домкратами | 2 | 20 | 15 | 10 |
Вывеска пути домкратами | 6 | 15 | 10 | 5 |
Рихтовка пути гидравлическими приборами при деревянных шпалах | 1 | 15 | 15 | 15 |
То же при железобетонных шпалах | 6 | 15 | 10 | 5 |
Очистка щебня с удалением его до уровня подошвы шпал на длине пути до 25 м при деревянных шпалах | 0 | 15 | 10 | 5 |
То же при железобетонных шпалах | 0 | 20 | 15 | 5 |
При производстве работ, связанных с ослаблением сопротивления путевой решетки боковому и вертикальному перемещению, следует руководствоваться указаниями табл. 17.
Если температура рельсовых плетей превышает температуру их закрепления менее чем на 15°С, то разрешается устранять просадки, толчки и перекосы на величину до 10 мм укладкой прокладок под рельс; клеммы снимать в этих случаях запрещается.
Одиночную смену шпал, подкладок, закладных болтов, пружинных шайб и клемм можно производить при температуре, превышающей температуру закрепления плети на 15°С и больше, но между местами одновременной работы должно быть не менее 10 шпал. Разборка и ослабление стыков на концах рельсовых плетей и между уравнительными рельсами при температурах, отличающихся от температуры закрепления, допускается как исключение при разнице не больше чем на 20°С. При этом если балласт незамерзший, то величина зазора может изменяться примерно на 1 см.
Для восстановления нормальной величины зазора с наступлением температуры в пределах расчетного интервала конец плети на протяжении 40—50 м нужно освободить от закрепления и после изменения его длины вновь закрепить.
При выполнении работ на бесстыковом пути, связанных с уменьшением его устойчивости, в разрешенных интервалах температур домкраты для вывески путевой решетки следует устанавливать строго вертикально, а после выполнения таких работ балласт у торцов шпал и в шпальных ящиках должен быть утрамбован, балластная призма заправлена и доведена до нормальных размеров.
Содержание пути на железобетонных шпалах.
Повышенная жесткость железобетонных шпал способствует возрастанию динамического воздействия подвижного состава на балласт и на земляное полотно, что приводит к более интенсивному накоплению осадок пути и увеличению объемов по выправке, особенно в стыках, по сравнению с путем на деревянных шпалах.
Одной из характерных особенностей пути с железобетонными шпалами является более быстрая осадка откосной нити по сравнению с междупутной на прямых участках пути. Поэтому при выправочных работах откосной нити на двух- и многопутных участках дается несколько больший запас на осадку.
Небольшие отступления по уровню при раздельном скреплении, допускающем регулировку положения рельсов по высоте, устраняют заменой прокладок-амортизаторов прокладками другой толщины или укладкой дополнительных прокладок.
Когда возможность дальнейшей укладки регулировочных прокладок исчерпывается (при общей толщине набора прокладок 14 мм), путь выправляют подбивкой, причем регулировочные прокладки перед подбивкой удаляют (оставляют только прокладки- амортизаторы) с тем, чтобы после подбивки балласта под шпалы вновь иметь возможность исправлять путь укладкой регулировочных прокладок.
Подбивку железобетонных шпал электрошпалоподбойками ведут при открытых ящиках, чтобы не повредить шпалы бойками шпалоподбоек. Во избежание опирания на балласт средней части шпал, что может привести к образованию вертикальных трещин в шпалах или излому шпал, подбивку выполняют на протяжении 1 м от каждого торца шпалы.
Так как перешивка пути с вывинчиванием шурупов или снятием закладных болтов сложна, для уменьшения работ по перешивке увеличены допуски на уширение колеи до 8 мм.
При перешивке пути на железобетонных шпалах с деревянными втулками металлические подкладки и прокладки-амортизаторы временно снимают, старое шурупное отверстие рассверливают, в него забивают пропитанные цилиндрические втулки с нанесением на соприкасающиеся поверхности тонкого слоя клея марки КБ-3 или СГ, после чего просверливают отверстия для шурупов с расчетом обеспечения требуемого положения рельса. Затем Устанавливают на место подкладки и завинчивают шурупы.
Железобетонные шпалы в пути осматривают два раза в год: весной и осенью. Обнаруженные дефекты отмечают черной полосой шириной 10 см поперек верхней постели шпал по оси пути и заносят в книгу учета дефектных шпал. Шпалы нумеруют в пределах звена на звеньевом пути, а на бесстыковом пути — от начала пикета (например, 107 км, пикет 4, шпала 41).