Содержание материала

Капитальный и средний ремонты пути выполняют путевые машинные станции (ПМС), находящиеся в подчинении отделений дорог или служб пути дорог.
Каждая ПМС располагает штатом монтеров пути, механиков и машинистов, руководящих и инженерно-технических работников. При ПМС имеются механические мастерские; ей приданы машины тяжелого типа и механизмы, транспортные средства и оборудование, путевой инструмент, а также вагоны для временного жилья и размещения служебно-технических помещений, хозяйственного инвентаря и др. Многие ПМС имеют в своем распоряжении производственные базы для сборки новой рельсошпальной путевой решетки, стрелочных переводов, разборки снятой с пути при его ремонте рельсо-шпальной решетки, ремонта шпал и переводных брусьев.
ПМС выполняют ремонтные путевые работы на правах подрядчика по договору с дистанцией пути или отделением железной дороги.
Для ремонта старогодных рельсов обрезкой, сваркой и наплавкой, а также для сварки новых рельсов в длинномерные рельсовые плети созданы рельсосварочные поезда (РСП) или стационарные сварочные предприятия.

Обеспечение путевых работ балластными материалами осуществляют щебеночные заводы и балластные карьеры, шпалами и переводными, а также мостовыми брусьями —  шпалопропиточные заводы и заводы железобетонных шпал.
Дорожные ремонтно-механические путевые мастерские (ПДМ) предназначены для капитального и среднего ремонтов механизмов и машин, электростанций, автодрезин, тракторов, а также для среднего ремонта машин тяжелого типа, станочного оборудования; для изготовления нового и ремонта существующего путевого инструмента, приспособлений и инвентаря, ремонта некоторых металлических элементов верхнего строения пути.
Дистанции пути созданы для ведения текущего содержания пути и сооружений при нем. Задачами дистанций пути являются — обеспечение постоянной исправности пути, сооружений и всех устройств, находящихся в ведении дистанции, обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и бесперебойности их следования, содержание и ремонт машин и оборудования, средств снегозащиты и пескозащиты, инструмента и прочего имущества дистанции пути.
Протяженность дистанций пути определяют по приведенной длине пути, которая исчисляется следующим порядком: 1 км первого главного пути приравнивается к 1 км; 1 км второго, третьего, четвертого главных путей — к 0,75 км каждый; 1 км станционного пути — к 0,33 км; 20 одиночных стрелочных переводов или 10 перекрестных переводов — к 1 км пути.
Приведенная длина механизированных дистанций пути на двухпутных и многопутных участках составляет 200—300 км, а на однопутных — 150—200 км.
Дистанции пути делятся на околотки с приведенной длиной 22—30 км на двухпутных и многопутных и 20—25 км на однопутных участках.
На механизированных дистанциях в пределах перегонов и малых станций Главным управлением пути рекомендованы следующие формы линейных подразделений.
Форма № 1. На околотке без разделения на рабочие отделения создаются две бригады: укрупненная механизированная —  для ведения плановых предупредительных работ по текущему содержанию пути и сооружений и малая бригада (5—6 чел.) —  для выполнения неотложных работ на пути и сооружениях.
Работой каждой бригады руководит освобожденный бригадир пути. Каждая бригада работает в пределах границ околотка пути.
Численный состав укрупненной механизированной бригады зависит от численности расчетного контингента монтеров пути на данном околотке.

Форма № 1 применяется при возможности доставки рабочих и инструмента автомототранспортом или пригородными поездами на участках, где соблюдаются межремонтные сроки и мощность верхнего строения пути соответствует грузонапряженности.
Форма № 2. Околоток делится на два-три рабочих отделения и на каждом из них создается бригада из 10—12 чел., которые выполняют все работы текущего содержания в пределах отделения. Работой бригад руководят освобожденные бригадиры пути.
Форма № 3. На околотке организуется механизированная бригада в составе 12—16 чел. или механизированное звено в составе 5 чел. и более. Рабочие отделения сохраняются и на каждом из них работают бригады численностью не менее 5 чел. во главе с освобожденными бригадирами пути. Механизированная бригада под руководством освобожденного бригадира пути или механизированное звено работают на всех рабочих отделениях околотка по скользящему графику. Механизированное звено объединяется с отделенческой бригадой и работает под руководством местного бригадира пути.
На узлах и крупных станциях применяют структурные формы подразделений.
Форма № 1ст. На околотке создают механизированную бригаду в составе 17—20 чел. во главе с освобожденным бригадиром пути и специализированные бригады по содержанию стрелочных переводов и изолирующих стыков в составе 5—6 чел. под руководством освобожденных бригадиров пути.
Форма № 2ст. На околотке создают два-три рабочих отделения с бригадами в составе 5—6 чел. и механизированную бригаду во главе с освобожденными бригадирами пути.
Механизированная околотковая бригада независимо от работ, выполняемых специализированными бригадами, по графику выполняет плановые работы на стрелочных переводах.
Для усиления оперативного руководства с разрешения Главного управления пути в отдельных случаях на крупных узлах и станциях, а также при значительном протяжении дистанции пути допускается объединить два-три околотка в механизированный участок во главе со старшим дорожным мастером.
На механизированных дистанциях пути организуются работающие в пределах дистанции или на отдельных объектах специализированные бригады по ремонту металлических частей стрелочных переводов, шпал, переводных и мостовых брусьев, по текущему содержанию искусственных сооружений, по текущему содержанию земляного полотна.
Руководство этими бригадами осуществляют соответственно дорожные, мостовые, тоннельные мастера или мастера по земляному полотну.
Для выполнения ремонтных работ на дистанциях организуются механизированные ремонтные колонны под руководством производителя работ или укрупненные механизированные бригады под руководством дорожных мастеров.

Вопросы для самопроверки

  1. На какие виды делятся путевые работы в соответствии с действующей классификацией путевых работ?
  2. Каковы основные задачи текущего содержания пути?
  3. Каково назначение подъемочного, среднего и капитального ремонтов пути?
  4. Какими объемами работ сопровождается производство подъемочного, среднего и капитального ремонтов пути?
  5. Какое значение имеют межремонтные нормы и как ими пользоваться?
  6. В каких случаях производят сплошную смену рельсов новыми и старогодными рельсами? Какими объемами выправочных работ сопровождается сплошная смена рельсов?
  7. Какие предприятия относятся к предприятиям путевого хозяйства и какие функции они выполняют?
  8. Какие функции выполняет дистанция пути и ее линейные подразделения?
  9. Какие формы линейных подразделений применяются на механизированных дистанциях пути? Что является характерным для каждой структурной формы?
  10. Для какой цели созданы путевые машинные станции и какие работы они обычно выполняют? Как они оснащены?