В плане путь должен содержаться: на прямых участках — без видимых извилин. При этом на прямых участках, где реализуются скорости до 120 км/ч, разность в величине соседних стрел неровностей рихтовочной нити при длине шнура 20 м не должна превышать 8 мм; на участках круговых кривых — плавно, без резких колебаний в стрелах изгиба рельсовых нитей; на участках переходных кривых — с равномерным нарастанием стрел изгиба. Стрелой изгиба f называется расстояние от средней точки дуги до хорды, стягивающей ее (рис. 89). Для участков со скоростями движения поездов до 120 км/ч нормы содержания пути в плане приняты следующие:
Разность в смежных стрелах изгиба, измеренных от середины хорды длиной 20 м, не должна превышать:
при радиусе 650 м .. 8 мм
» » от 650 до 401 м .. 10 »
» » 400 м и менее ... 12 »
Отклонения от равномерного роста смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, на переходных кривых не должны быть более 6 мм.
Направление пути на кривых участках проверяют измерением стрел изгиба рельсовых нитей.
Как правило, стрелы изгиба измеряют при хорде длиной 20 м в точках, отстоящих одна от другой на 10 м. На длине переходной кривой стрелы изгиба должны нарастать плавно пропорционально удалению точки от начала переходной кривой. Стрела изгиба в начале переходной кривой должна быть 1—2 мм, а в конце переходной кривой — на 1—2 мм меньше стрелы изгиба круговой кривой.
Рис. 89. Схема измерения стрел изгиба в кривой:
«f6, f7, f8, f9» — стрелы изгиба кривой соответственно в точках ее делений
Перед измерением стрел изгиба (если кривая не была размечена на деления раньше) кривую разбивают на деления длиной по 10 м от начала переходной кривой, конец каждого деления отмечают на шейке наружного рельса с внутренней стороны колеи вертикальной чертой с надписью порядкового номера деления. В точках деления измеряют стрелы изгиба кривой от шнура (хорды), концы которого плотно прижимают к рабочей боковой грани рельса в предыдущей и последующей точках. Шнур при этом хорошо натягивают.
Для удобства текущего содержания пути на каждую кривую составляют по утвержденной форме паспорт, в котором записывают положение точек начала и конца кривой (пикет и плюс), номера точек деления, проектные и фактические стрелы изгиба кривой в каждой точке, длину хорды, от которой измерялись стрелы изгиба, длину переходной кривой, радиус круговой кривой.
При очередных проверках плавности кривой измеряют стрелы изгиба в тех же точках, сравнивают их значения с соответствующими им стрелами изгиба, значащимися в паспорте кривой, и в случае отклонений на величину, большую, чем это установлено допусками, выполняют расчет выправки кривой, а затем путь в кривой рихтуют в соответствии с расчетом.
В процессе расчета выправки кривой определяют измененные (проектные) стрелы и величины сдвига точек для получения этих стрел. При этом сдвиги могут иметь знак «плюс» или «минус». Знак «плюс» означает, что данная точка кривой должна быть сдвинута наружу кривой, а знак «минус» — внутрь кривой.
После рихтовки в паспорт кривой записывают полученные стрелы изгиба, для чего их измеряют после рихтовки во всех точках деления.