Содержание материала

Глава 4
РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ. СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ, СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПУТЕЙ

§ 23. Виды раздельных пунктов. Станционные пути

Железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на перегоны. К раздельным пунктам (рис. 61) относят:
проходные светофоры на перегонах, оборудованных автоблокировкой. Они делят перегон на блок-участки, благодаря чему создается возможность иметь в движении на каждом из них поезд;
путевые посты (П.Π), устраиваемые при отсутствии автоблокировки; они делят длинные перегоны на два-три участка, на каждом из которых может находиться поезд;
вспомогательные посты (В.П), устраиваемые на перегонах для обслуживания примыкающей железнодорожной ветки, т. е. для обеспечения выезда с нее поезда на главный путь или для въезда на нее;
обгонные пункты, устраиваемые на двухпутных линиях и имеющие путевое развитие для обгона поездов, перевода поезда с одного главного пути на другой и в необходимых случаях для производства в небольших объемах пассажирских операций, а также стоянки отдельных вагонов;
разъезды, устраиваемые на однопутной линии для скрещения и обгона поездов, а в необходимых случаях производства в небольших объемах грузовых и пассажирских операций;
станции, устраиваемые для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, производства операций по приему и выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — формирования поездов и технических операций с поездами.
По характеру работы станции делятся на грузовые, пассажирские, сортировочные, участковые и промежуточные.
Станции на пересечении нескольких дорог магистрального значения называются железнодорожными узлами.
Границами раздельных пунктов служат: на однопутных линиях — входные светофоры или семафоры, на двухпутных линиях —  с одной стороны входной светофор или семафор, а с другой —  сигнальный знак «Граница станции», устанавливаемый на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом. В пределах станции железнодорожные пути делятся на главные, станционные и специального назначения.

Рис. 61. Раздельные пункты:
а — проходные светофоры; б — путевой пост (П.П); в — вспомогательный пост (В.П); г — разъезд; д — обгонный пункт; е — участковая станция; П. З — пассажирское здание; Г. С — граница станции; Г; О — парк приема и отправления; С — сортировочный парк; Эк — экипировочные устройства; Рб — ремонтная база; Г. Д — грузовой двор
Главными называют пути, являющиеся продолжением путей перегона. К станционным путям относятся приемо-отправочные, ходовые, сортировочные, вытяжные, погрузочно-разгрузочные, деповские, соединительные и пр. К специальным относят предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути.
Группы станционных путей, предназначенные для выполнения одинаковой работы, называются парками. Парки бывают приемо-отправочные, отправочные, сортировочные, технические, пассажирские и др.
В условиях эксплуатации за начало и конец пути на станциях принимают передние стыки рамных рельсов стрелочных переводов, расположенных в начале и конце пути. Расстояние между ними является полной длиной пути. Часть полной длины пути, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения поездов по соседним путям, называется полезной длиной пути. Полезную длину приемо-отправочных путей принимают равной 1700, 1550, 1250, 1050 и 850 м.
Для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску устраивают улавливающие тупики. Улавливающие тупики имеют подъем в сторону упора.
Для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов устраивают предохранительные тупики.
Каждому пути присваивается номер. Главные пути нумеруются римскими цифрами, остальные пути — арабскими.
Стрелочные переводы нумеруют со стороны прибытия четных поездов порядковыми четными номерами, со стороны прибытия нечетных поездов — порядковыми нечетными номерами. Нумерация стрелок начинается от входных стрелок станции или парка. Стрелки, лежащие на стрелочной улице, и спаренные стрелки должны иметь непрерывную нумерацию (например, 1, 3, 5, 7 и т. д.).
Каждый стрелочный перевод может иметь два положения, одно из которых является нормальным. Нормальным положением для стрелок является:
а)     входных на главных путях станций однопутных линий — направление с каждого конца станции на разные пути;
б)     входных на главных путях станций двухпутных линий — направление по соответствующим путям;
в)     всех остальных на главных путях перегонов и станций, за исключением стрелок, ведущих в предохранительные и улавливающие тупики, — направление по соответствующим путям;
г)     ведущих в предохранительные и улавливающие тупики —  направление в эти тупики.

На станциях с электрической централизацией стрелок последние в нормальное положение могут не устанавливаться.
Положение стрелочных переводов, ведущих на пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, исключает заезд на них случайного подвижного состава.

§ 24. Основные виды соединений, пересечений и стрелочных переводов

Соединения путей служат для перевода подвижного состава с одного пути на другой, а также для поворота поезда или отдельных единиц подвижного состава на 180°; пересечения — для пропуска подвижного состава по любому из пересекающихся в одном уровне путей без возможности перехода на другой путь.
Основными видами соединений являются:
соединение двух путей в один (рис. 62, а);
съезд, соединяющий два соседних пути (рис. 62, б);
стрелочная улица, соединяющая ряд параллельных путей (рис. 62. в);
петля (рис. 62, г) или треугольник (рис. 62, д), соединяющие пути для поворота подвижного состава.
Основными видами пересечений являются: глухое пересечение под прямым или острым углом; пересечение с одно- и двусторонними соединениями; сплетение путей.
Для соединения и пересечения путей применяют в основном стрелочные переводы и глухие пересечения.
Стрелочные переводы различают по количеству и расположению в плане разветвляющихся или пересекающихся путей, типам рельсов, маркам крестовин и по конструкциям стрелок и крестовин, направлению ответвленного пути.
По количеству и расположению путей в плане стрелочные переводы бывают: одиночные, соединяющие два пути в один; двойные, соединяющие два боковых пути с третьим; перекрестные, при помощи которых осуществляют комбинацию пересечения путей под острым углом с возможностью перехода подвижного состава на пересекаемый путь.
Одиночные стрелочные переводы имеют следующие разновидности:
обыкновенный, у которого основной путь прямой, а боковой — криволинейный (рис. 63, а);
симметричный, у которого боковые пути направлены под одинаковыми углами к оси прямого пути (рис. 63, б);
несимметричные разносторонние или односторонние (рис. 63, в, г).

Рис. 62. Соединения путей:
а — соединение двух путей в один; б — съезд; в — стрелочная улица; г — петля; д — поворотный треугольник

Рис, 63. Одиночные стрелочные переводы:
а — обыкновенный; б — симметричный; в — несимметричный разносторонний; г — несимметричный односторонний
Обыкновенные и все несимметричные односторонние стрелочные переводы делят на правые и левые: правые, если от начала остряков по направлению к крестовине боковое направление ведет направо, левые — налево.