§ 63. Перешивка пути и стрелочных переводов и регулировка ширины колеи
Требования, предъявляемые при перешивке и регулировке рельсовой колеи.
Отступления сверх допусков в ширине колеи устраняют перешивкой или регулировкой ее.
Перед перешивкой путь должен быть отрихтован. Перешивают нерихтовочную рельсовую нить. Рихтовочную нить перешивают только в исключительных случаях в зимнее время при исправлении направления.
3) для установки требуемой ширины колеи отжимают рельс стяжным прибором (рис. 115) или в крайнем случае ломом, заглубляемым в балласт;
Рис. 115 Схема стяжного прибора конструкции ЦП:
1 — захват; 2 — запорная втулка; 3 — изолирующее устройство; 4 — стягивающая втулка; 5 — храповое устройство
При перешивке соблюдают следующие правила:
- все костыли, прикрепляющие рельс и подкладку на перешиваемом конце шпалы, расшивают. При расшивке не допускается скручивание и изгибание костылей;
- после расшивки рельса костыльные отверстия в шпале антисептируют и в них вставляют антисептированные пластинки- закрепители размером 15X15X110 мм. В костыльные отверстия их забивают легкими ударами декселя или костыльного молотка. Для полного погружения их в костыльные отверстия шпалы применяют специальные пробойники по размеру отверстия подкладки;
- костыль забивают отвесно с той стороны от пластинки-закрепителя, в которую будет подвинут рельс для установления требуемой ширины колеи;
- при перешивке пути при пятидырных подкладках в случае разработки костыльных отверстий в шпалах забивают костыли в те отверстия подкладок, в которых ранее не были установлены костыли. Старые костыльные отверстия в шпалах заполняют в этом случае деревянными пробками, пропитанными антисептиками, а в новых местах перед забивкой костылей просверливают отверстия;
- места перешивки бригадир пути отмечает заранее на шейке рельса той нити, которая должна перешиваться;
- при ограждении места работ сигнальными знаками «С» перешивку разрешается выполнять с одновременной расшивкой не более чем на трех концах шпал подряд без применения стяжного прибора и не более чем на шести концах шпал подряд с применением стяжного прибора.
Перешивка пути с рельсами типа Р50 и тяжелее с применением стяжного прибора.
Место работ ограждается сигнальным знаком «С». Работой руководит бригадир пути или монтер пути V разряда.
В летних условиях перешивка пути выполняется группами по два монтера пути в такой последовательности.
Оградив меёто работ сигнальными знаками, оба монтера пути приступают к выдергиванию дополнительных и третьих основных костылей. Затем первый монтер пути зачищает заусенцы на шпалах, антисептирует места зачистки, ставит пластинки-закрепители в отверстия дополнительных и третьих основных костылей, а второй монтер пути устраивает канавки для стяжного прибора и устанавливает его (см. рис. 115).
Закончив подготовительные работы на всем участке перешивки, оба монтера пути при отсутствии поезда расшивают рельсовую нить одновременно от 1-й и 6-й шпал по направлению к стяжному прибору. Затем второй монтер пути стяжным прибором ставит рельс по шаблону в требуемое положение, а первый монтер пути зашивает ее двумя костылями на конце 4-й шпалы и далее с обеих сторон от стяжного прибора на остальных концах шпал.
После этого оба монтера пути снимают стяжной прибор, заравнивают канавки, собирают инструмент и переходят на перешивку следующего участка пути.
При перешивке пути в стесненных местах, например в пределах контррельсов на мостах, для наддергивания костылей применяют костыленаддергиватели.
Регулировка ширины колеи.
На пути с раздельным клеммным скреплением ширину колеи регулируют перемещением рельса за счет имеющегося зазора между подошвой рельса и ребордой подкладки.
Место работ ограждают сигнальными знаками «С», если гайки клеммных болтов ослабляют не более чем на шести концах шпал подряд и только по одной рельсовой нити, на кривых — по внутренней. Для пропуска поезда все ослабленные для регулировки ширины колеи гайки клеммных болтов должны быть затянуты.
Работа по регулировке ширины колеи выполняется группой в составе двух монтеров пути под руководством бригадира пути.
После установки сигнальных знаков «С» один монтер пути смазывает резьбу и опробует гайки клеммных болтов на отвертывание на всем участке регулировки, а другой монтер пути подготавливает канавки для стяжного прибора и устанавливает его в третьем шпальном ящике. Затем оба монтера пути ослабляют гайки клеммных болтов на шести концах шпал: один с наружной, а другой с внутренней стороны рельса.
После этого первый монтер пути стяжным прибором сдвигает рельс на требуемую величину по указанию бригадира пути, а второй монтер пути затягивает гайки болтов с наружной стороны рельса последовательно на концах 4, 3, 2 и 1-й шпал, как только будет достигнута необходимая ширина колеи. Первый монтер пути одновременно со вторым затягивает в том же порядке гайки с внутренней стороны рельса. Клеммные болты на концах 5-й и 6-й шпал оставляют временно незатянутыми, если участок регулировки ширины колеи продолжается. В этом случае первый монтер пути устанавливает стяжной прибор в седьмом шпальном ящике, а второй монтер пути ослабляет гайки клеммных болтов на концах 7, 8, 9 и 10-й шпал с наружной и внутренней стороны нити. Затем монтер пути сдвигает рельс стяжным прибором и оба монтера пути затягивают гайки клеммных болтов.
Перешивка колеи на стрелочном переводе.
До перешивки колеи перевод по наружной рельсовой нити отрихтовывают и проверяют плотность прилегания остряков к рамным рельсам.
Порядок извещения работающих о приближении поездов или подвижного состава при маневровых передвижениях устанавливает в каждом отдельном случае руководитель работ. Руководит работой монтер пути V или IV разряда.
При перешивке колеи на стрелочном переводе с одновременной расшивкой более трех смежных концов брусьев перевод ограждают сигналами остановки. Работу выполняют под руководством бригадира пути, кроме перешивки переводной кривой по ординатам, которой руководит дорожный мастер.
Перешивка стрелочного перевода выполняется в следующей последовательности. Сначала перешивают крестовину по прямому направлению, затем весь прямой участок пути от крестовины и рамный рельс. После этого перешивают наружную нить переводной кривой по ординатам от корня остряка в направлении к прямой вставке перед крестовиной. Затем перешивают рельсовую нить с контррельсом по боковому направлению против крестовины и в последнюю очередь — внутреннюю нить переводной кривой.
Перешивка колеи на крестовине выполняется группой из двух-трех монтеров пути в зависимости от конструкции крестовины и способа ее прикрепления к рельсам.
Состав работ: вывертывание шурупов, прикрепляющих крестовину к брусьям, сдвижка крестовины с установкой ширины колеи по шаблону в переднем стыке, затем у острия сердечника и в заднем стыке; постановка пластинок закрепителей; завинчивание шурупов.
Перешивка рамного рельса в пределах от его переднего стыка до острия остряка (передний вылет рамных рельсов) производится по технологии перешивки пути с костыльным скреплением во всех стрелочных переводах, за исключением стрелочного перевода типа Р65 марки 1/18, имеющего в пределах переднего вылета рамных рельсов клеммно-болтовое скрепление и вместо перешивки в этом случае регулируют ширину колеи.
Если требуется перешить рамный рельс от острия остряка до корня, то технология работы несколько изменяется в связи с необходимостью вывинчивания шурупов, прикрепляющих стрелочные башмаки к брусьям, снятия башмаков и ремонта отверстий в брусьях постановкой деревянных втулок.
Деревянную цилиндрическую втулку длиной 160 мм и диаметром 30,5 мм вставляют в рассверленное отверстие бруса с предварительным нанесением тонкого слоя клея КБ-3 на поверхность втулки и отверстия.
Перешивку рамных рельсов с ремонтом отверстий в брусьях выполняют только в летнее время, при этом место работ ограждается сигналами остановки без ограничения скорости движения поездов после снятия сигналов. Работами руководит дорожный мастер. Работу выполняет группа в составе четырех монтеров пути в следующем порядке.
В подготовительный период все монтеры пути обметают рамный рельс и брусья, зачищают заусенцы, убирают щепу, антисептируют зачищенные места и проверяют на отвертывание шурупы и болты стрелочных упорок и при необходимости болты связной полосы.
Рис. 116. Разметка расчетных ординат на шейке рельса
После ограждения места работ сигналами остановки два монтера пути вывинчивают шурупы на трех смежных стрелочных башмаках, два других разболчивают и снимают болты в стрелочных упорках и при необходимости болты в связной полосе. Затем сдвигают стрелочные башмаки вдоль рамного рельса, освобождая концы брусьев для ремонта, зачищают и антисептируют поверхность концов брусьев, рассверливают отверстия в них, очищают их, наносят на поверхность втулок и отверстий в брусьях тонкий слой клея КБ-3, легкими ударами костыльного молотка забивают втулки и выравнивают их верх с поверхностью брусьев. Закончив ремонт брусьев, монтеры пути сдвигают на место стрелочные башмаки, заболчивают стрелочные упорки и устанавливают рамный рельс в правильное положение по ширине колеи прибором или ломами. После этого два монтера пути просверливают отверстия для шурупов, начиная от среднего бруса, а другие два завертывают шурупы вначале на среднем брусе, а затем на остальных.
Если перемещение рамного рельса при трех расшитых стрелочных башмаках затруднено, то расшивают еще два смежных башмака.
После перешивки рамного рельса с завертыванием по четыре шурупа на каждом конце бруса, закрепления соединительных болтов в связных полосах, проверки колеи по шаблону и плотности прилегания остряка к рамному рельсу сигналы остановки снимают.
Перешивку переводной кривой выполняют после отрихтовки по наружной нити прямого направления вместе с примыкающими к переводу участками прямого пути и перешивки внутренней нити при необходимости по шаблону. После этого измеряют ординаты кривой и сравнивают их с размерами, установленными эпюрой укладки перевода.
Разметка и выписка ординат производятся следующим образом. На прямой наружной рельсовой нити, начиная от корня остряка, по направлению к крестовине при помощи рулетки размечают мелом точки через 2 м до конца переводной кривой. Эти точки и величины ординат, взятые из эпюры стрелочного перевода или из справочной таблицы, закрепляют масляной краской с внутренней стороны на шейке рельсов прямой наружной нити (рис. 116).
Затем измеряют фактические ординаты и вписывают в сравнительную таблицу для определения разницы между ними и эпюрными ординатами. Если эта разность будет больше 2 мм, то переводную кривую перешивают. При этом на рельсах мелом отмечают величину необходимого перемещения рельса наружной нити кривой при перешивке.
После разметки ординат место работы по боковому пути ограждают сигналами остановки. Стрелку устанавливают по прямому направлению пути и зашивают.
Работу выполняет бригада в составе четырех монтеров пути.
Постановка переводной кривой по ординатам начинается от корня остряка и состоит из следующих операций:
расшивка наружной нити переводной кривой;
закрепление на ближайших брусьях наружной нити кривой по ординатам через 2 м двумя основными костылями, при этом прямая вставка между кривой и крестовиной закрепляется по шнуру;
зашивка рельсов на промежуточных брусьях по указанию дорожного мастера с приданием рельсовой нити плавного очертания.
После постановки по ординатам наружной рельсовой нити переводной кривой и зашивки рельсов на промежуточных брусьях перешивают по шаблону внутреннюю нить переводной кривой. Отвод уширения на переводной кривой выполняют в соответствии с эпюрой стрелочного перевода за счет сдвижки внутренней рельсовой нити.
При перешивке переводных кривых на стрелочных переводах с сокращенной против эпюрных размеров длиной наружную нить переводной кривой устанавливают по расчетным ординатам.