Негодными, требующими замены считаются деревянные шпалы, имеющие следующие дефекты:
смятие и загнивание древесины под подкладками, после удаления которой толщина шпалы будет менее 11,5 см — для главных и приемо-отправочных путей и менее 10 см — для остальных станционных путей;
разработку костыльных или шурупных отверстий, при которой после высверливания разрушенной древесины диаметр отверстия будет более 40 мм;
выколы древесины между трещинами, поперечные изломы;
сквозные с торца по толщине трещины длиной 1 м в кривых участках пути и сквозные по длине и толщине трещины в прямых;
загнивание с торца, если после обрезки загнивших концов длина шпалы будет меньше 2,5 м, а также с гнилостью в других частях шпалы, при которой шпала не может работать в пути.
Шпалы и брусья, подлежащие ремонту, отмечаются на шейке левого рельса меловым кольцом, а замене — зарубкой топором у правого торца.
Железобетонные шпалы с дефектами делятся на негодные, требующие замены, и дефектные, подлежащие ремонту. К негодным шпалам относятся шпалы:
с трещинами шириной более 5 мм, проходящими через оба отверстия для втулок или закладных болтов;
имеющие сколы у отверстия под втулки или закладные болты И захватывающие более 30% площади подрельсовой площадки;
с разрушением бетона в подрельсовой части, доходящими до втулок;
имеющие разрывы арматуры.
Вопросы для самопроверки
- Какие работы текущего содержания пути характерны для летнего, осеннего, зимнего и весеннего периодов?
- Как планируется работа бригад по текущему содержанию пути?
- Какие мероприятия позволяют предупредить неисправности пути и продлить сроки службы его элементов?
- Каковы основные особенности содержания бесстыкового пути и пути с железобетонными шпалами?
- Каковы особенности содержания пути на линиях с автоблокировкой, электротягой и централизацией стрелок?
- Каковы особенности содержания пути на линиях со скоростным движением пассажирских поездов?
- Как классифицируются дефектные и остродефектные рельсы по группам и рисункам? Как записывается группа и дефект?
- Каковы признаки остродефектных рельсов?
- Какими способами обнаруживаются рельсы с дефектами?
- С какими дефектами и повреждениями деревянные и железобетонные шпалы не могут оставаться в пути?