Содержание материала

Продольное перемещение рельсов по подкладкам или вместе со шпалами по балласту, происходящее под воздействием подвижного состава, называется угоном пути.
Угон пути сильно расстраивает путь: нарушаются размеры стыковых зазоров, сдвигаются шпалы с уплотненных постелей и появляются просадки пути, нарушаются расстояния между осями шпал и передача давления на балластный слой становится неравномерной. В результате отсутствия зазоров в стыках рельсов при повышении температуры возникает опасность выброса пути в сторону. На пути появляются отрясенные шпалы, толчки и перекосы; портятся рельсы, скрепления и шпалы.
Уменьшить или прекратить влияние угона на путь можно хорошим содержанием его и надежным закреплением от угона. 

Рис. 57. Противоугоны:
а — клиновой системы Шестопалова; б — клиновой системы Истомина; в — самозаклинивающийся; г — пружинный; 1 — клин; 2 — скоба; 3 — якорь

Число пар пружинных и самозаклинивающихся противоугонов, устанавливаемых на звене длиной 25 м

При появлении угона противоугоны дополнительно устанавливаются и с другой стороны.

Очень важно, чтобы сама конструкция промежуточных рельсовых скреплений оказывала вместе с балластным слоем достаточное сопротивление продольному смещению рельсов относительно шпал и шпал относительно балласта. Такими противоугонными свойствами обладают промежуточные рельсовые скрепления пружинного типа и клеммно-болтовые.
Замена песчаного балласта щебеночным значительно увеличивает сопротивление рельсо-шпальной решетки сдвигу по балласту.
Если конструкция промежуточных скреплений не обладает достаточными противоугонными свойствами, то для предотвращения сдвига рельсов относительно шпал применяют противоугоны.
На дорогах СССР на однопутных линиях применяют только пружинные противоугоны, на двухпутных — пружинные и самозаклинивающиеся. На станционных и кое-где на главных путях встречаются еще и клиновые противоугоны (рис. 57).


Рис. 58. Схемы закрепления пути от угона пружинными и самозаклинивающимися противоугонами на рельсах длиной 25 м

Пружинные противоугоны устанавливают на подошве рельсов зубом наружу колеи, самозаклинивающиеся — клиньями внутрь колеи.
Количество и расположение пружинных и самозаклинивающихся противоугонов, устанавливаемых при рельсах длиной 25 м и костыльном скреплении, должно соответствовать табл. 5 и рис. 58.