Глава 10
ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ
§ 47. Организация и планирование работ по текущему содержанию пути
Текущее содержание пути ведется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и указаний Министерства путей сообщения.
Для текущего содержания на каждый километр главного станционного пути, на каждый стрелочный перевод планируют определенное количество рабочей силы в зависимости от характеристики и состояния верхнего строения пути и грузонапряженности, а также поставляют необходимые материалы по нормам, утвержденным МПС. При этом предусматривают, что нормы расхода рабочей силы на текущее содержание пути должны снижаться в соответствии с усилением его мощности и повышением уровня механизации работ.
Текущее содержание пути осуществляется непрерывно в течение всего года. В зависимости от времени года различают работы весенние, летние, осенние и зимние.
Весной по мере освобождения пути от снега бригады монтеров пути выполняют работы по отводу воды с пути и земляного полотна, закреплению противоугонов, стыковых, клеммных и закладных болтов, добивке костылей и довертыванию шурупов. Цель этих работ — предотвратить угон и расстройства пути в период оттаивания балласта и земляного полотна.
Помимо этих работ, по мере оттаивания балластной призмы путевые бригады заменяют негодные шпалы в неблагополучных местах пути, проводят работы по предупреждению разжижений в балластном слое и разрядку температурных напряжений в рельсах бесстыкового пути там, где это требуется.
Весной также путевые бригады зачищают заусенцы на шпалах и брусьях, очищают от грязи рельсы и скрепления, срезают загрязненную корку с поверхности балластной призмы, смазывают стыковые, клеммные и закладные болты, приводят в порядок водоотводные устройства после прохода весенних вод.
В летний период выполняют предупредительные работы с таким расчетом, чтобы до замерзания балластного слоя были выполнены: выправка, подбивка и рихтовка пути, одиночная смена шпал, переводных брусьев и их ремонт, регулировка зазоров, очистка щебня от загрязнения или замена загрязненного песчано- гравийного балласта в местах выплесков, пополнение балластной призмы, очистка кюветов, нагорных канав, лотков, водоотводов, срезка и планировка обочин, удаление засорителей из-под рельсов, ремонт путевых и сигнальных знаков, вторичная смазка стыковых, клеммных и закладных болтов, добивка костылей и довертывание шурупов.
В осенний период до наступления заморозков продолжают выполнять предупредительные работы такого же характера, что и в летний период. В период интенсивных дождей и выпадения мокрого снега путевые бригады и обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений переключаются на очистку пути от тающего снега, отвод воды и выполнение других неотложных работ.
До замерзания балластного слоя ликвидируют все неисправности пути, вызванные осенними дождями.
Осенью также подготавливают главные и станционные пути к бесперебойной и безопасной работе снегоочистителей и снегоуборочных машин. С этой целью устанавливают временные сигнальные знаки перед препятствием, разбирают настил на летних временных переездах, очищают междупутья на станциях, устанавливают колья для снеговых щитов и устанавливают снеговые щиты на участках снегозаносимости I категории. Кроме того, вырубают кустарник и убирают валежник с полосы отвода, подготавливают к зиме искусственные сооружения, устанавливают вешки по оси кюветов и нагорных канав.
В зимний период путевые бригады также выполняют работы по исправлению пути на пучинах, перешивку пути и регулировку ширины колеи, замену вышедших из строя пучинных подкладок, регулировку зазоров, подкрепление стыковых, клеммных и закладных болтов.
Исключительное внимание уделяют своевременному исправлению пути на пучинах, надзору за состоянием рельсов, рельсовых скреплений, стрелочных переводов и содержанию стыков. Для возможности осмотра подошвы рельсов и состояния рельсовых скреплений вдоль рельса в снегу прорывают бороздки и очищают от снега стыки.
Во время метелей по мере необходимости путевые бригады переставляют щиты, разделывают валы снега после прохода снегоочистителей.
В конце зимы путевые бригады вскрывают кюветы, канавы, водоотводы и русла у мостов малых отверстий и труб, окалывают лед у свай деревянных мостов, чтобы предотвратить их выдергивание при поднятии льда.
Для ускорения просыхания балластной призмы и неустойчивых откосов земляного полотна путевые бригады полностью очищают их от снега.
Работы по текущему содержанию пути и уходу за ним планируют на основе натурных осмотров и проверок пути сооружений, земляного полотна и путевых устройств, проводимых дорожным мастером совместно с бригадиром рабочего отделения или околотковой бригады два раза в течение месяца.
В первую очередь в полумесячном графике формы ПУ-74 планируют неотложные работы (устранение грубых толчков, перекосов, отступлений по ширине колеи сверх установленных допусков), а за ними — предупредительные работы, на выполнение которых отводится большая часть рабочего времени. По каждой работе указывают место, объем, затраты труда и срок выполнения. В этом же графике планируют работу машин и механизмов, а также расход материалов верхнего строения.
Перед началом работы по графику дорожный мастер совместно с бригадиром рабочего отделения или околотковой механизированной бригады на общем собрании доводят до сведения исполнителей план работы на предстоящую половину месяца.
В графике бригадир пути ведет учет выполнения работ и табель выхода на работу.
Для оперативного выявления неисправностей пути его, как правило, один раз в сутки осматривает бригадир или квалифицированный монтер пути. Выявленные неисправности записывают в книгу проверки состояния пути.
Обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений выполняют следующие работы: очистку рельсов и скреплений от грязи; подкрепление и замену шурупов, стыковых, клеммных и закладных болтов и добивку костылей; закрепление противоугоном; оправку балластной призмы; уничтожение травы на балластной призме и обочинах; очистку водоотводов, мостового полотна; исправление розеток у путевых знаков.
Дежурные по переездам осуществляют периодический осмотр пути и уход за ним на подходах к переезду (50 м в каждую сторону от переезда). От этих работ освобождают дежурных по переездам с высокой интенсивностью работы переездов по перечню, устанавливаемому начальником дистанции пути. Осмотр пути и уход за ним на подходах к переезду возлагают на путевые бригады или на обходчиков путей и искусственных сооружений.
§ 48. Мероприятия по предупреждению неисправностей пути и продлению сроков службы его элементов
Одной из важнейших задач текущего содержания пути является предупреждение появления неисправностей пути.
Частые перешивки пути можно предотвратить, если: не Допускать забивки костылей без предварительного сверления для них отверстий в шпалах; отверстия антисептировать и применять антисептированные пластинки-закрепители размером 5Х15X110 мм; рихтовать путь по одной и той же рельсовой нити; не реже одного раза в год проверять путь в плане с рихтовкой отступлений от норм; рихтовать путь после каждой выправки его по уровню; своевременно регулировать рельсовые зазоры; досыпать балластную призму до нормы и уплотнять балласт после каждой работы, связанной с его рыхлением; своевременно заменять костыли с изношенной боковой поверхностью стержня и не допускать забивки погнутых костылей; содержать по норме возвышение наружного рельса в кривых; правильно устраивать отводы уширения.
Отступления по уровню, в том числе просадки, можно предупредить исправным содержанием водоотводов; соблюдением правил подбивки шпал и содержания балластной призмы; закреплением пути от угона; уборкой засорителей с балластной призмы; заменой грязного балласта под шпалами и у торцов; устранением потайных толчков; систематическим подкреплением стыковых болтов; наплавкой сбитых концов рельсов.
Угон пути можно исключить, если своевременно заменять негодные и закреплять ослабшие противоугоны; систематически затягивать стыковые и клеммные болты и путевые шурупы, добивать костыли; пополнять шпальные ящики балластом с тромбованием; при необходимости усиливать закрепление пути от угона; содержать в норме стыковые зазоры.
Выброс пути можно предупредить надежным закреплением пути от угона; содержанием стыковых зазоров в норме и если не допускать трех слитых зазоров подряд при рельсах длиной 12,5 м и двух при рельсах длиной 25 м; своевременным устранением отступлений в плане; содержанием бесстыкового пути согласно Техническим условиям на его укладку и содержание; содержанием балластной призмы в соответствии с утвержденными размерами.
Продлить сроки работы в пути элементов верхнего строения возможно за счет осуществления следующих мер:
по рельсам: бережного обращения при выгрузке и в процессе эксплуатации (не допускать бросания, ударов по ним кувалдой, рубки зубилом, ударов по подошве при забивке костылей); содержания стыковых зазоров в пределах установленных норм и допусков; устранения перекоса подкладок и неплотного прилегания их к подошве рельса; своевременной замены дефектных накладок; своевременной наплавки сбитых рельсовых концов; недопущения угона пути, регулярной плотной подбивки шпал;
по накладкам: укладки однотипных стыковых шпал; смазки рабочих граней при укладке рельсов; повторных затяжек болтов в день смены рельсов, через 1—2 дня и через 4—5 дней после смены; периодической подбивки стыковых и предстыковых шпал; надежного закрепления пути от угона; своевременной после каждой выправки пути затяжки стыковых болтов и постановки на них шайб;
по болтам и шайбам: установки накладок строго по отверстиям в рельсах; недопущения сверления отверстий в рельсах через накладки; сверления отверстий в рельсах сверлом соответствующего диаметра в зависимости от диаметра болтов; применения ключей для завинчивания гаек установленной длины; смазки болтов по всей длине с изъятием их из стыка не реже одного раза в год;
по подкладкам: правильной затески поверхности шпал; обеспечения плотного прилегания подкладок к подошве рельса и шпале; укладки подкладок по оси шпалы без перекосов; систематической очистки подкладок от грязи и песка; своевременного устранения потайных толчков;
по шурупам и костылям: завинчивания шурупов и забивки костылей в просверленные отверстия отвесно; выпрямления костылей перед забивкой;
по деревянным шпалам и брусьям: содержания шпал в соответствии с эпюрой их укладки и плотно подбитыми, подтянутыми к подкладкам и рельсам; антисептирования отверстий для костылей и шурупов и применения антисептированных пластинок-закрепителей при перешивках колеи; правильной затески поверхности под подкладками с антисептированием мест затески; ремонта шпал и брусьев в пути при появлении трещин;
по железобетонным шпалам: устранения толчков, перекосов и просадок; замены двух и более подряд негодных шпал; бережного обращения при выгрузке; ремонта шпал с ликвидацией трещин, выколов, обнаженной арматуры;
по балластному слою: удаления загрязнителей с поверхности балласта; очистки щебня в шпальных ящиках и за торцами шпал при производстве путевых работ с нарушением балластной призмы; заправки призмы только чистым балластом; содержания в постоянной исправности водоотводов на станциях и правильной планировки балластной призмы.