Содержание материала

§ 65. Замена загрязненного песчаного балласта

Загрязненность балласта вызывает толчки и просадки пути, необходимость частых выправок. Поэтому в отдельных местах при текущем содержании пути балласт заменяют на глубину 6—10 см ниже подошвы шпал; работы, как правило, выполняют вручную. Чистый балласт выгружают заблаговременно на междупутье на двухпутных и на одну из обочин на однопутных участках.
Работы по замене балласта ниже подошвы шпал выполняют группами по два монтера пути. Место работ ограждают сигналами остановки с выдачей предупреждений поездами о следовании при снятых сигналах остановки по месту работ со скоростью не свыше 15 км/ч. Работой руководит дорожный мастер.
Работы выполняют в следующем порядке: вырезают балласт на требуемую глубину из шпального ящика по ширине всей призмы; очищают боковые поверхности шпал от грязного балласта; заполняют шпальный ящик до подошвы шпалы чистым балластом; сдвигают шпалу на чистый балласт в ящике; из-под сдвинутой шпалы и в следующем за ней шпальном ящике вырезают грязный балласт и забрасывают вместо него свежий балласт до уровня нижней постели шпалы; трамбуют свежий балласт; сдвигают шпалу на место и подбивают ее, а ящик, в котором находилась шпала, наполовину засыпают балластом. Далее работа выполняется в указанной последовательности под другими шпалами. После замены балласта объединяют группы монтеров пути и производят выправку пути по уровню и рихтовку на участке с замененным балластом, заправляют балластную призму и убирают загрязненный балласт.

§ 66. Исправление пути на пучинах

Технические требования при исправлении пути на пучинах.

При возникновении на пути пучинного горба от него устраивают плавные отводы в обе стороны (рис. 117). Уклоны отводов принимают в зависимости от скорости движения поездов: при скоростях от 50 до 70 км/ч на протяжении 5 м от вершины горба уклон равен 0,0015, а далее отвод продолжается с уклоном 0,003; при скоростях от 71 до 100 км/ч на первых 5 м от горба — уклон 0,001, на второй части отвода — 0,002; при скоростях от 101 до 120 км/ч — уклон 0,00083 (1 мм на 1,2 пог.м) на всем протяжении отвода; при скоростях от 121 до 160 км/ч — уклон 0,00067 (1 мм на 1,5 пог. м) на всем протяжении отвода.
На кривых участках пути вначале исправляют путь по наружной рельсовой нити, а внутреннюю ставят по уровню. В случае когда внутренняя часть вследствие неравномерного пучения оказывается выше наружной, исправляют одновременно обе рельсовые нити с учетом установленного возвышения наружного рельса.
При устройстве отводов от пучинных горбов на стрелочных переводах в пределах рамных рельсов и крестовин делают площадки, а перед рамными рельсами и за крестовиной отводам придают уклон 0,001 относительно уклона данного элемента продольного профиля.
При исправлении пути на пучинах на шпалы под металлические подкладки укладывают деревянные выправочные подкладки, которые в зависимости от размеров делятся на пучинные карточки, башмаки, нашпальники — короткие, полусквозные и сквозные (рис. 118).

Рис. 117. Схема устройства отводов от пучинного горба на участках со скоростями движения поездов:
а — до 100 км/ч, б — более 100 км/ч


Рис. 118. Пучинные подкладки:
а — карточки; б — башмаки; в — короткие нашпальники; г — полусквозные нашпальники; д — сквозные нашпальники; 1, 2, 3, 4, 5 — отверстия для пришивки нашпальников к шпале; l — длина нашпальника; d — ширина нашпальника; h — толщина нашпальника

Пучинные карточки по площади равны площади металлических подкладок для соответствующего типа рельсов; по толщине они изготовляются следующих размеров, мм: 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 15; 20; 25.
Сквозные нашпальники укладывают:
при толщине от 50 до 75 мм включительно — на кривых радиуса менее 1500 м на каждой стыковой и на каждой пятой шпале;
при толщине от 75 мм до 90 мм — на каждой стыковой и каждой четвертой шпале на прямых и в кривых радиуса более 1500 м, на каждой стыковой и каждой третьей шпале в кривых радиуса менее 1500 м;
при толщине более 90 мм —  на всех шпалах на прямых и в кривых всех радиусов.
При исправлении односторонних пучин вместо сквозных нашпальников укладывают полусквозные. Карточки укладывают так же, как дополнительные подкладки на нашпальники и башмаки. На каждом конце шпалы не может быть больше двух подкладок: двух карточек, башмака и карточки, нашпальника и карточки, а при устройстве временных отводов — более трех подкладок.
При укладке в путь пучинных подкладок толще 15 мм рельсы и пучинные подкладки пришивают к шпалам удлиненными пучинными костылями. Условия применения пучинных костылей следующие:
костыли длиной 205 мм применяют для пришивки рельсов и пучинистых подкладок суммарной толщиной от 15 до 25 мм на кривых радиуса менее 350 мм, при толщине подкладок от 25 до 50 мм — на прямых и кривых всех радиусов, а также для пришивки нашпальников при их толщине от 75 до 90 мм;
костыли длиной 230 мм используют для пришивки рельсов и пучинных подкладок суммарной толщиной от 50 до 75 мм на прямых и кривых всех радиусов, а также для пришивки нашпальников толщиной более 90 мм;
костылями длиной 255 мм пришивают рельсы и пучинные подкладки суммарной толщиной от 75 до 90 мм на прямых и кривых участках пути;

костыли длиной 280 мм применяют для пришивки рельсов и пучинных подкладок суммарной толщиной более 90 мм на прямых и кривых участках пути.
Наружные концы башмаков и коротких нашпальников при трехдырных подкладках обшивают костылями нормальной длины; на прямых и кривых радиуса 1500 м и более — через шпалу, на кривых радиуса менее 1500 м — на каждой шпале.
При пяти- и шестидырных подкладках концы башмаков и коротких нашпальников обшиваются только на кривых радиуса менее 350 м (на каждой шпале).
Дополнительно к костылям, прикрепляющим рельсы и подкладки к шпале, каждый сквозной нашпальник пришивают к шпалам тремя костылями, каждый полусквозной нашпальник при трехдырных подкладках пришивают тремя костылями, а при пяти- и шестидырных подкладках — двумя.
Карточки укладывают в путь при исправлении пути на пучинах высотой до 25 мм, башмаки — до 50 мм, нашпальники — более 50 мм.

Исправление пути при росте пучин высотой до 10 мм бригадой в составе трех монтеров пути.

Перед началом работ участок ограждают сигнальными знаками «С», в условиях плохой видимости, кроме того, ставят сигналиста, имеющего при (Необходимости телефонную связь с руководителем работ или при наличии применяют автоматическую оповестительную сигнализацию, и в установленном порядке выдают на поезда предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов.
Работой руководит бригадир пути.
Подготовительные работы. Вначале монтеры пути очищают путь от снега и обметают шпалы по всему фронту ра бот. После этого бригадир пути совместно с одним или двумя монтерами пути оптическим прибором или визирками определяет и отмечает на шейке рельса толщину пучинных подкладок, которые должны быть уложены на каждом конце шпалы по первой рельсовой нити.
Затем бригадир пути проверяет по уровню положение второй рельсовой нити, а монтер пути отмечает на шейке рельса толщину пучинных подкладок, которые должны быть уложены на каждом конце шпалы по этой рельсовой нити.
Второй и третий монтеры пути в это время подбирают по толщине и раскладывает по концам шпал пучинные подкладки и пластинки-закрепители. По окончании этих работ первый монтер пути остукивает костыли, а второй и третий монтеры пути выдергивают дополнительные и третьи основные костыли по всему фронту работ.
Основные работы. По окончании подготовительных работ бригада приступает к устройству отвода по одну сторону горба сначала по первой, затем по второй рельсовой нити в такой последовательности.
Вначале все монтеры пути наддергивают костыли на 10—15 мм на трех концах шпал позади хода работ и на шести концах шпал впереди по ходу работ. Затем второй и третий монтеры пути расшивают полностью один конец шпалы, на котором нужно уложить пучинную подкладку.
По окончании этих работ два монтера пути вывешивают рельс на необходимую высоту для укладки пучинных подкладок, а третий подкладывает клин под подошву рельса в ящике между двумя первыми концами шпал для закрепления рельса в вывешенном состоянии. Клин устанавливают через каждый шпальный ящик.
После этого второй монтер пути удаляет путевую подкладку из-под рельса, ставит пластинки-закрепители, зачищает постель шпалы, очищает путевую подкладку от льда и грязи, укладывает пучинную и путевую подкладки под рельс, выравнивая их по костыльным отверстиям; такие же операции он выполняет и на смежном конце шпалы, после чего удаляет клин из-под подошвы рельса.
В это же время первый монтер пути расшивает второй конец шпалы, наддергивает костыли на седьмой шпале впереди по ходу работ и возвращается к расшивке следующего конца шпалы.
Третий монтер пути добивает костыли на третьей шпале позади хода работ и после укладки пучинных подкладок на двух смежных концах шпал и снятия клина пришивает рельс к концу каждой шпалы двумя основными костылями, не добивая их до конца на 10—15 мм.
В такой же последовательности выполняют работы по устройству отвода и на остальных шпалах по первой и второй рельсовой нитям, а также по другую сторону пучинного горба.
При появлении поезда или при получении извещения о его подходе первый и третий монтеры пути прекращают дальнейшее наддергивание костылей и расшивку концов шпал и со вторым монтером пути укладывают на временном отводе инвентарные карточки, после чего первый монтер пути добивает наддернутые костыли на концах шпал на отводе, а третий монтер пути переходит на зашивку расшитых концов шпал.
Второй монтер пути заканчивает укладку постоянной пучинной и металлической подкладок и вместе с третьим монтером пути зашивает расшитые концы шпал.
Количество шпал, на которых необходимо уложить инвентарные карточки, зависит от толщины последней уложенной постоянной пучинной прокладки и величины уклона временного отвода.
После пропуска поезда вся бригада приступает к продолжению основных работ в том же порядке.
Заключительные работы. После окончания основных работ по устройству отводов монтеры пути устраивают появившиеся после пропуска поездов отдельные отступления по уровню, ширине колеи и направлению, добивают костыли, забивают третьи основные и дополнительные костыли на всех шпалах в пределах отводов, убирают щепу с пути и снимают сигнальные знаки «С».

Исправление пути при осадке пучин высотой до 10 мм бригадой в составе двух монтеров пути.

Перед началом работ участок ограждают сигнальными знаками «С», в условиях плохой видимости, кроме того, ставят сигналиста, имеющего при необходимости телефонную связь с руководителем работ, и в установ ленном порядке выдают на поезда предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов.
Работой руководит бригадир пути.
Подготовительные работы. Бригадир пути опре деляет границы исправляемого участка пути, первый монтер пути отмечает их мелом на шейке рельса, после чего раскладывает по концам шпал пластинки-закрепители. В это время второй монтер пути выдергивает по всему фронту работ дополнительные и третьи основные костыли.
Основные работы. После окончания подготовительных работ бригада исправляет путь по одну сторону осевшего горба сначала по первой рельсовой нити, а затем по второй в такой последовательности.
Оба монтера пути наддергивают костыли на 10—15 мм на двух концах шпал позади хода работ и на трех концах шпал впереди по ходу работ и расшивают полностью один конец шпалы, на ко тором надо снять первую пучинную подкладку. Затем второй монтер пути устанавливает гидравлический домкрат или рычажный шарнирный прибор в ящике между двумя первыми концами шпал и вывешивает рельс на необходимую высоту для снятия пучинных подкладок, удаляет на расшитом конце шпалы пучинные и путевую подкладки, ставит пластинки-закрепители, зачищает декселем постель шпалы, очищает от грязи путевую подкладку и укладывает ее под рельс. Такие же операции он выполняет на втором конце шпалы, который к этому времени расшивает первый монтер пути.
После удаления пучинных подкладок на двух смежных концах шпал и укладки путевых подкладок второй монтер пути снимает домкрат или рычажный шарнирный прибор и пришивает рельс на каждом конце шпалы двумя костылями с недобивкой их на 10—15 мм.
В это же время первый монтер пути наддергивает костыли еще на одном конце шпалы впереди по ходу работ и расшивает полностью костыли на следующем конце шпалы, на котором будут сниматься подкладки, после чего добивает костыли на позади лежащих шпалах, сохраняя интервал в шесть шпал с недобиты ми костылями.
Шесть концов шпал с недобитыми костылями позади хода работ необходимы для устройства временного отвода при пропуске поезда.

I

Рис. 119. Инвентарные временные карточки:
а — составная инвентарная для рельсов Р75 и Р65; б — составная инвентарная для рельсов Р50; в — цельная инвентарная для рельсов Р50 и Р43; г — цельная инвентарная для рельсов la, Р38 и легче

Второй монтер пути после расшивки рельса первым монтером на конце третьей шпалы повторяет свои операции на этой шпале, а затем на следующей (которую к этому времени расшивает первый монтер).
В такой последовательности производятся работы на остальных шпалах как по первой, так и по второй рельсовым нитям (вторую исправляют по уровню), а также по другую сторону осевшего пучинного горба.
При появлении поезда или при получении извещения о его подходе монтеры пути прекращают наддергивание костылей, расшивку концов шпал и снятие пучинных подкладок, укладывают на временном отводе инвентарные карточки (рис. 119), после чего первый монтер пути добивает наддернутые костыли на концах шпал впереди по ходу работ и на временном отводе, а второй монтер пути зашивает расшитые концы шпал.
После пропуска поезда продолжают основные работы в том же порядке.
Заключительные работы. После окончания основных работ устраняют появившиеся после пропуска поездов отступления по уровню, ширине колеи и направлению, добивают костыли, забивают третьи основные и дополнительные костыли, убирают снятые пучинные подкладки, удаляют щепу с пути, снимают сигнальные знаки «С».

Исправление пути на пучинах при укладке или снятия пучинных подкладок другой толщины выполняется аналогично описанным выше способом, но с другим составом бригад. При этом при толщине подкладок свыше 25 мм отводы устраивают сначала по одну сторону от горба, а затем по другую, но по обеим рельсовым нитям одновременно.
При укладке пучинных подкладок толщиной более 50 мм работами руководит дорожный мастер.

Вопросы для самопроверки

  1. В каких случаях производят регулировку, в каких — разгонку стыковых зазоров?
  2. В каком порядке производят регулировку и разгонку зазоров?
  3. В какой очередности и как производят работы по восстановлению лопнувшей плети бесстыкового пути?
  4. Как производится разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути?
  5. Как производится одиночная смена рельса при раздельном и нераздельном промежуточном скреплении?
  6. Как производится замена стыковых болтов и накладок?
  7. Какими способами и в каком порядке выполняют работы по исправлению подуклонки рельсов?
  8. Как производится одиночная смена деревянных шпал с применением механизма МСШ-1 и вручную?
  9. Как производится одиночная смена переводных брусьев?
  10. Как определяют величину просадок и потайных толчков?
  11. Каков состав и порядок выправки пути на щебеночном балласте подбивкой шпал электрошпалоподбойками?
  12. Как выправляют путь укладкой регулировочных прокладок?
  13. Как выправлять путь по уровню машиной ШПМ-02?
  14. Каков порядок работ по рихтовке пути?
  15. Какие требования должны выполняться при перешивке пути? Как перешивают путь с применением стяжного прибора?
  16. В каком порядке производят перешивку на стрелочном переводе?
  17. Как производят работы по смене остряка, рамного рельса, крестовины и контррельса на стрелочном переводе?
  18. Как производят замену загрязненного песчаного балласта ниже подошвы шпалы?
  19. Технические требования по исправлению пути на пучинах и порядок производства работ при росте и осадке пучин высотой до 10 мм.