Содержание материала

Рельсовый путь на каменных, бетонных и железобетонных мостах, как правило, устраивают на балласте. Конструкция балластной призмы на эксплуатируемых железобетонных пролетных строениях и массивных устоях, а также размеры ее поперечного профиля должны соответствовать рис. 39 и табл. 3.
В кривых радиусом 600 м и менее ширина плеча балластной призмы со стороны упорной рельсовой нити при тяжелом и нормальном типах верхнего строения пути увеличивается на величину е=5-10 см и должна быть не менее 35 см.


Рис. 39 Поперечные профили балластной призмы на мостах:
а — на прямом участке; б — на кривой; а — ширина плеча; n — толщина слоя щебня; е —уширение плеча балластной призмы в кривых радиусом 600 м и менее, равное 10 см при нормальном типе верхнего строения пути и 5 см при тяжелом типе верхнего строения пути; с — горизонтальная полка шириной не менее 5 см; h — возвышение наружного рельса в кривой

Подошва шпал не должна располагаться выше верха бортов корыта пролетного строения или устоя.
При устройстве балластного слоя принимают запас на осадку: для щебня — 10%, для баженовского асбестового балласта — 25% и для джетыгаринского асбестового балласта — 35% от проектной толщины балластного слоя.
Мостовое полотно на деревянных поперечинах на металлических мостах устраиваются в соответствии с рис. 40. Путь на подходах к металлическим мостам на протяжении 50 м и более с каждой стороны, как правило, должен быть на щебеночном или асбестовом балласте. При песчаном балласте необходимо покрытие балласта слоем щебня во избежание выдуваемости песка.
В тоннелях и на подходах к ним на расстоянии не менее 200 м устраивают щебеночный балласт при толщине слоя под шпалами не менее 25 см.

Таблица 3
Размеры поперечного профиля балластной призмы на мостах с ездой на балласте

Примечания. 1. Размеры даны в плотном сложении балластной призмы.
2. В числителе указана толщина слоя щебня при деревянных шпалах, в знаменателе — при железобетонных.

  Число шпал на 1 км пути в тоннелях должно быть на разряд выше, чем на главном пути вне пределов тоннеля.
На мостах и в тоннелях длиной более 300 м и на всех мостах с разводными пролетами, а также на подходах к ним на протяжении не менее 200 м укладывают рельсы типа Р65 и тяжелее (при грузонапряженности до 10 млн. ткм/км в год могут укладываться рельсы типа Р50). На участках, где скорости движения более 100 км/ч, укладывают рельсы Р65. На остальных мостах и в тоннелях укладывают те же рельсы, что и на перегоне.
При костыльном скреплении рельсы типов Р75, Р65, Р50 и Р43 на мостах и в тоннелях должны прикрепляться на каждом конце мостовых брусьев (шпал) пятью костылями.
Стыки рельсов на мостах располагаются по наугольнику. При мостовом полотне на мостовых брусьях стыки рельсов типов Р75, Р65, Р50 и Р43 располагают как на весу, так и на брусьях, если расстояние между осями брусьев не более 40 см. При большем расстоянии между осями брусьев стыки в случае невозможности переноса их в другое место укладывают на металлических мостиках.
Рельсовые стыки не следует располагать ближе 2 м от концов главных ферм, а в арочных мостах — от деформационных швов и замка свода.
На металлических мостах с температурными пролетами больше 100 м укладывают уравнительные приборы. 

Рис. 40. Мостовое полотно на деревянных поперечинах:
а — тип А (мостовой и противоугонный брусья прикреплены отдельными болтами); б—тип Б (мостовой и противоугонный брусья прикреплены одним болтом); в — мостовое полотно с контруголками вместо контррельсов; г — деталь стыка противоугонных брусьев; д — деталь стыка противоугонных уголков; е — стык-накладка противоугонного уголка

Рельсовые стыки в пределах температурного пролета сваривают. Температурным пролетом называется расстояние от неподвижных опорных частей одного пролетного строения до неподвижных опорных частей смежного пролетного строения или до шкафной стенки устоя.
Уравнительный прибор является своего рода компенсатором, который обеспечивает непрерывность рельсовой колеи при перемещении ферм.
Перемещение ферм может происходить в результате изменения длины под влиянием температурных колебаний.
В то время, когда подвижной конец фермы вместе с проезжей частью перемещается, например, укорачиваясь, внутрь пролета при похолодании, рельсовый путь, закрепленный на пролетном строении, укорачивается. При этом зазоры увеличиваются и стык может разорваться. С повышением температуры рельсы удлиняются, зазоры исчезают и путь в стыках испытывает большие сжимающие усилия. Этого не происходит при наличии уравнительных приборов (рис. 41) в пути над подвижными концами ферм.
Постановка противоугонов на мостах с ездой на поперечинах не допускается. На мостах с ездой на балласте противоугоны устанавливаются, как на перегоне.
Для предупреждения серьезных последствий в случае схода с рельсов колес подвижного состава на мостах укладывают охранные приспособления — контррельсы (или контруголки) внутри колеи и охранные брусья (или уголки) снаружи колеи. Те и другие ограничивают опасное перемещение поперек моста сошедших колес. Той же цели служит сведение контррельсов в челнок по концам моста. Отгибы контррельсов в челноке улавливают катящиеся внутри колеи колеса, сошедшие с рельсов на подходе к мосту, и направляют их к путевому рельсу.


Рис. 41. Уравнительный прибор:
1 — остряк; 2 — плита; 3 — рамный рельс; 4 — прижим
Контррельсы (контруголки) укладываются на мостах и путепроводах, полная длина которых превышает 25 м или на которых длина мостового полотна на мостовых брусьях более 5 м, а также на всех путепроводах и мостах, расположенных на кривых, радиус которых меньше 1000 м. Кроме того, контррельсы укладывают на путях, расположенных под путепроводами при расстоянии от оси пути до опор менее 3 м. На многопутных мостах при наличии сплошного балластного корыта разрешается укладывать контррельсы только на крайних путях. Контррельсы должны быть того же типа, что и путевые рельсы, или на один тип легче их, а контруголки иметь сечение не менее 160+100Х14 мм. Расстояние от грани головки путевого рельса до контррельсов или контруголков должно быть: 220 мм — при рельсах типа Р50 и легче, 245 мм — при рельсах типов Р75 и Р65.
При применении на мостах раздельного промежуточного скрепления вместо контррельсов укладывают контруголки сечением не менее 160+160X16 мм, причем расстояние от внутренней грани головки путевого рельса до вертикальной полки контруголка должно быть 310 мм.
Контррельс скрепляется с каждой поперечиной двумя шурупами или костылями. Стыки контррельсов соединяют типовыми накладками с постановкой не менее четырех болтов. Стыки контруголков перекрываются уголковыми накладками с тремя болтами с каждой стороны.
Устройство стыков на концах контррельсов, где они отгибаются в виде челнока, а также в створе со стыками путевых рельсов не допускается.
Схема укладки контррельсов на мосту показана на рис. 42. На путях под путепроводами контррельсы укладываются на протяжении ширины путепровода и далее сводятся «челноком» на длине 10 м.
Мостовые брусья укладывают по эпюре перпендикулярно к продольной оси пути с расстоянием в свету не более 15 см и не менее 10 см. Расстояние между осями мостовых брусьев над поперечными балками, как правило, составляет не более 55 см (на старых мостах до 70 см).
Мостовые брусья применяются сечением 20X24 и 22x26 см, длиной 3,25 м.
Мостовые брусья прикрепляют к поясам продольных балок и ферм лапчатыми болтами жесткого или пружинного типа; к противоугонным уголкам — болтами диаметром 19—22 мм.
Противоугонные (охранные) брусья сечением 15x20 см или уголки сечением не менее 160+100X14 мм укладывают на всех мостах (кроме деревянных длиной до 5 м) при мостовом полотне на деревянных поперечинах и на всем протяжении мостового полотна на расстоянии не менее 300 мм (в исключительных случаях 250 мм) и не более 400 мм от наружной грани головки путевого рельса.
В местах пересечения с мостовыми брусьями в противоугонных брусьях делают врубку глубиной 3 см и ставят болты диаметром 19—22 мм. В мостовом брусе врубку не делают.

Рис. 42. Схема укладки контррельсов на мосту: 1 — пролетное строение;

  1. — устой; 3 — рабочие рельсы; 4 — контррельсы; 5 — башмак


Мосты полной длиной более 25 м, а также все мосты высотой более 5 м, мосты, расположенные в пределах станций, и все путепроводы имеют двусторонние боковые тротуары (настилы) с перилами.
Доски настила укладывают снаружи колеи по 4 шт. сечением 20X5 см с зазором 2 см одну от другой, внутри колеи по 2 шт. сечением 20x3 см с зазором 4 см. При отсутствии боковых тротуаров внутри колеи укладывают три доски. Доски настила прикрепляют к мостовым брусьям гвоздями.