Содержание материала

Пассажирские вагоны по конструкции подшипников и букс делятся на две группы. Первую основную группу составляют ЦМВ, которые полностью оборудованы роликовыми подшипниками. Из этих вагонов формируются поезда дальнего следования и большинство поездов местного сообщения. Ко второй группе относятся вагоны на подшипниках скольжения — старотипные с деревянным кузовом. Хотя вагонов с деревянными кузовами с каждым годом становится все меньше и в прямых поездах они уже не эксплуатируются, однако четырехосные вагоны подобной конструкции, оборудованные автосцепкой, еще будут эксплуатироваться, и проводникам вагонов надо знать особенности обслуживания вагонов на подшипниках скольжения. Имеется также часть вагонов с деревянным кузовом, оборудованных буксами на роликовых подшипниках.
Букса с подшипниками качения представляет собой литую стальную коробку, в которой помещается шейка оси, роликовые подшипники и смазка. Через корпус буксы нагрузка от веса вагона передается на подшипник и шейку оси. 

Рис. 19. Роликовые подшипники букс цельнометаллических пассажирских вагонов

Букса ограничивает поперечные и продольные перемещения колесной пары относительно рамы вагона и тележки.
Буксы с роликовыми подшипниками   обеспечивают эксплуатацию вагонов при высоких скоростях, дают возможность резко сократить случаи отцепки вагонов по грению букс, уменьшают сопротивление подвижного состава при движении, снижают потребную силу тяги при трогании поезда с места в несколько раз по сравнению с подшипниками скольжения. Кроме того, эксплуатация вагонов на роликовых подшипниках обеспечивает значительную экономию электроэнергии или топлива на локомотивах и дает возможность снизить расходы на ремонт и содержание вагонов.
На цельнометаллических пассажирских вагонах применяются подшипники однорядные с цилиндрическими (рис. 19, а) и двухрядные со сферическими (бочкообразными) роликами (рис. 19, б).
Роликовый подшипник состоит из двух колеи наружного 1 и внутреннего 3, между которыми помещены ролики 2. Внутреннее кольцо подшипника при помощи закрепительной втулки или без нее неподвижно устанавливается на шейке оси и вращается вместе с ней, а наружное кольцо тоже неподвижно поставлено в корпусе буксы. 

Чтобы ролики не набегали один на другой и удерживались на равном расстоянии друг от друга, они размещены в гнездах сепаратора 4. При вращении внутреннего кольца подшипника вместе с шейкой оси ролики катятся между кольцами по так называемым беговым дорожкам. Таким образом, в роликовых подшипниках вместо трения скольжения имеет место трение качения, которое намного меньше первого.
На пассажирских вагонах применяются два способа посадки роликовых подшипников на шейке оси: втулочная и горячая. При втулочной посадке (рис. 20) каждый подшипник укрепляется на шейке оси закрепительной конической втулкой, устанавливаемой между внутренним кольцом подшипника и шейкой оси. Закрепительная втулка по всей длине имеет разрез, благодаря чему она пружинит и по мере продвижения под подшипник заклинивает его в нужном месте. При горячей посадке внутреннее кольцо подшипника нагревается в масле и свободно надевается на шейку оси.
Остывшее кольцо сжимается и закрепляет подшипник на шейке.
В буксах цельнометаллических пассажирских вагонов монтируются два подшипника в разных комбинациях, например: сферический и цилиндрический, два сферических или два цилиндрических.
С целью содержания букс с роликовыми подшипниками в постоянной исправности производятся следующие работы:
в пунктах формирования, оборота поездов и в депо наружный осмотр букс. Обстукиванием определяется надежность крепления болтов крышек. Ослабшие болты должны быть подтянуты, а пружинные шайбы, потерявшие упругость, заменены;
в пунктах технического осмотра у прибывшего поезда, кроме наружного осмотра букс и проверки крепления их крышек, на ощупь проверяется температура верхних частей корпусов, которая у всех букс должна быть примерно одинаковой;
полная и промежуточная ревизия. В 1964 г. введена единая шестимесячная техническая ревизия отдельных узлов пассажирских вагонов, в том числе производство промежуточной ревизии букс. Промежуточная ревизия букс производится: при единой шестимесячной технической ревизии пассажирских вагонов, при обыкновенном освидетельствовании колесных пар, по отдельным указаниям МПС в порядке профилактики, при обточке колесных пар без демонтажа роликовых букс. Промежуточная профилактическая ревизия выполняется с целью проверки состояния подшипников и качества смазки.
О месте и времени производства промежуточной ревизии на смотровой крышке вверху буксы наносят белой масляной краской надпись 4 (см. рис. 11) — букву «Р», дату и номер пункта, производившего ревизию.
Полная ревизия букс с роликовыми подшипниками производится: при полном освидетельствовании колесных пар через одну обточку по предельному прокату или другим неисправностям поверхности катания колес; при наличии ползуна более 3 мм; после крушений и аварий у поврежденных вагонов; при наличии неисправностей, требующих демонтажа буксы, и в некоторых других случаях. При этой ревизии букса полностью разбирается, все детали подшипников промываются и осматриваются, неисправные заменяются. На бирке, поставленной под головку болта крепительной крышки, набиваются клейма, указывающие место и дату производства ревизии. Такие же клейма наносятся на торце шейки оси.
В процессе эксплуатации буксы с роликовыми подшипниками иногда чрезмерно нагреваются, что может быть вызвано следующими причинами:
излишним количеством смазки, которая начинает вытекать из лабиринтной части, при этом корпус буксы нагревается равномерно. Такой нагрев может прекратиться после пробега 500—600 км. Если он не прекращается, осмотрщики вагонов вскрывают смотровую крышку для выявления причины нагрева;
трением фетрового кольца о лабиринтное кольцо, что также бывает после монтажа буксы. Нагрев обычно прекращается через 200—300 км пути (при этом задняя часть буксы нагревается сильнее);
отсутствием или затвердением смазки, неправильной сборкой, засорением смазки и др.
Если букса начинает греться после длительной эксплуатации вагона, то ее вскрывают для проверки состояния подшипника, количества и качества смазки.
Для букс с роликовыми подшипниками применяется консистентная смазка. Она изготовляется из высококачественных нефтяных масел и некоторых других веществ. Назначение смазки: уменьшить трение между деталями подшипника, предохранить металл от коррозии, улучшить уплотнение корпуса буксы, отводить и равномерно распределять тепло, выделяющееся при трении, по всем частям подшипника.