Глава I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
Парк пассажирских вагонов железных дорог СССР по конструктивным особенностям делится на две основные группы:
вагоны с деревянным кузовом, оснащенные автосцепкой.
Рис. 1. Цельнометаллический пассажирский вагон дальнего следования:
1 — тележка; 2 — ящик аккумуляторной батареи; 3 — кузов; 4 — хребтовая балка; 5 — генератор; 6 — редуктор и карданный вал; 7 — рама упругой площадки: 8 — тормозной рукав; 9 — автосцепка; 10 — буферный прибор
Вагоны этого типа в настоящее время эксплуатируются, как правило, только на второстепенных линиях, на небольших расстояниях и на ветках промышленного назначения;
современные цельнометаллические пассажирские вагоны всех типов (рис. 1), в том числе вагоны, предназначенные для обращения в международном беспересадочном сообщении.
Наши вагоностроительные заводы после Великой Отечественной войны перешли на массовое производство цельнометаллических вагонов, в результате чего в настоящее
время все пассажирские поезда дальнего и местного следования формируются из таких вагонов, которые принято сокращенно называть ЦМВ. Из новых ЦМВ межобластного сообщения с креслами для сидения формируются местные поезда, курсирующие на небольшие расстояния.
Основными вагонами пригородного сообщения в настоящее время являются вагоны электропоездов. В крупных промышленных и административных центрах электропоезда в пригородном сообщении перевозят более 70% всех пассажиров.
Важнейшими технико-экономическими показателями пассажирского вагона являются: число мест, тара, база и длина.
Тара — величина собственного веса вагона в порожнем состоянии. Чем меньше тара на одно пассажирское место, тем дешевле обходится эксплуатация вагона. В результате совершенствования конструкции тара вновь строящихся ЦВМ неуклонно уменьшается.
Длина вагона — расстояние между наружными торцовыми стенами кузова или концевыми поперечными балками (буферными брусьями). При определении длины поезда учитывается длина вагонов вместе с автосцепками.
База вагона — расстояние между шкворнями, которое у ЦМВ составляет 17 м, — определяется в зависимости от длины и ширины вагона, а также от наименьшей величины радиуса кривых рельсового пути.
СВЕДЕНИЯ О ГАБАРИТЕ
Соблюдение габаритов на железнодорожном транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов.
Нарушение габарита происходит из-за неправильной погрузки и укрепления грузов, укладки строительных материалов и других предметов около рельсовой колеи, неисправности подвижного состава и по другим причинам.
Проводники пассажирских вагонов как работники железнодорожного транспорта обязаны при обнаружении негабаритности, угрожающей безопасности движения, принимать немедленные меры к остановке поезда и устранению возникшего препятствия.
Таблица 1
Для безопасного движения локомотивов и вагонов необходимо, чтобы они свободно проходили по железнодорожным путям мимо зданий, путевых сооружений, станционных платформ и других устройств, не задевая их и подвижной состав, расположенный на смежных путях.
Для этого локомотивы и вагоны строятся строго по установленному габариту (рис. 2).
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути Габаритом приближения строений называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений, строений и устройств
Габариты подвижного состава делятся на две группы (табл. 1):
а) для подвижного состава, допускаемого к обращению только по железным дорогам СССР;
б) для подвижного состава, допускаемого к обращению по дорогам СССР колеи 1 524 мм и по дорогам зарубежных стран колеи 1 435 мм.
Подвижной состав, следующий в страны Западной Европы, строится по габариту 03-Т, который обусловлен специальными правилами РИЦ о взаимном пользовании вагонами в этих странах.
Пространство, ограниченное габаритами подвижного состава на рис. 2, гарантирует беспрепятственное прохождение подвижного состава по железнодорожному пути.