Глава XI
УСЛОВИЯ ПРОЕЗДА ПАССАЖИРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СООБЩЕНИЯХ И ТУРИСТОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ СССР
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
К пассажирским перевозкам в международном сообщении относятся такие, которые осуществляются по железным дорогам не только СССР, но и других государств.
Правила и порядок перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении определяются специальными соглашениями между железными дорогами государств, участвующих в перевозках. Эти правила публикуются в тарифных руководствах.
Прямые железнодорожные перевозки в международном сообщении между странами социалистического лагеря осуществляются на основе соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС). Это соглашение предусматривает как прямое международное железнодорожное сообщение, так и смешанное железнодорожно-морское сообщение с участием некоторых портов Черного моря. СМПС определяет обязанности железных дорог и пароходств по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов, содержит все условия перевозки пассажиров, багажа и гру зобагажа, которыми должны руководствоваться пассажиры, отправители и получатели багажа и грузобагажа, а также работники железных дорог.
На перевозку пассажиров и багажа в международном сообщении заключены следующие соглашения:
а) о перевозке пассажиров и багажа в прямом международном сообщении (СМПС) по железным дорогам: Народной Республики Албании, Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Демократической Республики Вьетнам, Германской Демократической Республики, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики, Польской Народной Республики, Социалистической Республики Румынии, Союза Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республики;
б) отдельные соглашения о пассажирских сообщениях: о Советско-Иранском железнодорожном сообщении; о Советско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении; о Советско-Турецком прямом железнодорожном сообщении; о Советско-Австрийском прямом железнодорожном сообщении; о Советско-Югославском прямом железнодорожном сообщении;
тариф на проезд пассажиров в спальных вагонах и перевозку багажа в сообщениях Москва —Вена —Рим и Москва —Будапешт — Рим; тариф в сообщении Москва— Париж (Лондон) —Копенгаген (Стокгольм-Осло).
ФОРМЫ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ СМПС
Документом на право проезда пассажира в международном железнодорожном сообщении является пассажирский билет установленного образца, имеющий знак «MG. Билет имеет вид купонной книжки и состоит из обложки и билета- купона. Применяются также и картонные билеты.
В зависимости от условий проезда употребляются дополнительные проездные документы: плацкарта, доплатная квитанция и контрольные купоны к бланковым билетам- купонам для групповой поездки.
Купонная книжка состоит из обложки и дополнительных проездных документов. Обложка купонной книжки размером 105 X 148 мм. На второй, третьей и четвертой страницах обложки помещены извлечения из правил проезда в международном сообщении. Обложки купонных книжек печатаются отдельно и при выдаче их пассажирам брошюруются с необходимыми проездными документами.
Билет-купон печатается на белой бумаге с сеткой светло- розового цвета. Эти билеты размером 105 X 148 мм, как правило, изготовляются без корешка. Если же этого требуют внутренние правила отдельных железных дорог, то билеты- купоны могут выпускаться с корешком белого цвета. На корешке билета-купона по диагонали печатается слово «корешок» на языке страны, выдавшей билет.
Билеты-купоны для проезда в пассажирских вагонах всех категорий не различаются по цвету и форме и должны содержать все данные, напечатанные типографским способом. Эти билеты применяются в сообщении между пунктами, имеющими большой пассажиропоток.
Бланковые билеты-купоны изготовляются размером 105 X 148 .и.м и выпускаются для проезда в одном направлении или для проезда «туда» и «обратно». Бланковый билет- купон для проезда в одном направлении состоит из двух частей: корешка на белой бумаге и билета-купона на белой бумаге с фоновой сеткой светло-розового цвета.
Бланковый билет-купон для проезда «туда» и «обратно» состоит из трех частей: корешка на белой бумаге и двух билетов-купонов на белой бумаге с фоновой сеткой светло- розового цвета, сброшюрованных в комплект один за дру гим, из которых первый билет действителен для проезда «туда», а второй — для проезда «обратно». Билеты-купоны и корешок должны иметь один и тот же номер. На обложке купонной книжки указывается полнее название железной дороги, где опа была выдана, а на билетах-купонах наименование железной дороги указывается следующими условными обозначениями:
Картонные билеты изготовляются размером 31 X 57 мм следующих цветов:
зеленого цвета для проезда в вагонах 1-го класса;
коричневого цвета для проезда в вагонах 2-го класса; коричнево-зеленого цвета для перехода в вагон 1-го класса из другого вагона.
Все сведения в билете печатаются типографским способом. В нижней части картонного билета имеется контрольный купон детского билета.
Плацкарты и квитанции плацкарт изготовляются на белой бумаге с фоновой сеткой светло-зеленого цвета, корешок плацкарты — на белой бумаге размером 105 X 148 мм.
Железные дороги Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики применяют плацкарты, состоящие из двух частей:
корешка плацкарты, остающегося у организации, выдавшей плацкарту;
планкарты пассажиру и предназначенной для передачи проводнику спального вагона.
Железные дороги Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Монгольской Народной Республики, Польской Народной Республики, Социалистической Республики Румынии, Союза Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республики применяют плацкарты, состоящие из трех частей:
корешка плацкарты, остающегося у организации, выдавшей плацкарту;
плацкарты, выдаваемой пассажиру и предназначенной для передачи проводнику спального вагона;
квитанции плацкарты для пассажира, которая остается у него после окончания поездки.
Плацкарты для проезда в спальных вагонах между стан циями, имеющими большой пассажиропоток, печатаются, как правило, с обозначением железной дороги, наименованием предприятия спальных вагонов, наименованием станций отправления и назначения, пути следования вагона, категории места и стоимости проезда одного пассажира. Кроме того, на плацкартах ниже названий станций отправления и назначения печатаются слова «туда» или «обратно». Допускается также изготовление плацкарт для проезда пассажиров в спальных вагонах без указания в них станций отправления и назначения, пути следования, класса вагона, категории места и стоимости за проезд одного пассажира. Эти плацкарты предназначены для продажи на станциях железных дорог и в вагонах проводниками.
Для проезда пассажира внутри одной страны в спальном вагоне прямого беспересадочного сообщения, принадлежащем другой стране, применяются проездные документы форм, установленных на железной дороге следования, а плацкарты — формы, установленной СМПС. При этом знак международного сообщения «МС» зачеркивается.
Отдельные железные дороги могут применять плацкарты внутреннего сообщения или специального образца.
Доплатная квитанция изготовляется размером 105 X 148 мм и состоит из двух частей: корешка на белой бумаге и доплатной квитанции на белой бумаге с защитной сеткой голубого цвета. На корешке доплатной квитанции по диагонали печатается слово «корешок» на языке страны, выдавшей квитанцию.
Контрольные купоны к бланковому билету для проезда группы пассажиров печатаются размером 31 X 57 мм на белой бумаге.