Содержание материала

Проводники пассажирских вагонов, как и другие работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов, при исполнении служебных обязанностей обязаны носить форменную одежду и знаки различия.
Запрещается смешивать летнюю форменную одежду с зимней или неформенной одеждой, изменять цвет, фасон и покрой форменной одежды, а также носить головные уборы и знаки различия неустановленной формы.
Проводникам скидки стоимости фор менной одежды в размере 50%, а также рассрочка оплаты стоимости на срок носки.
Плащи (черного цвета), обувь, головные уборы, блузы — сорочки, блузки, галстуки и знаки различия приобретаются проводникам за наличный расчет в торговой сети.
Сроки носки форменной одежды следующие:
Пальто .. 3 года
Костюм зимний 2 »
» летний 1  год

Для личного состава железнодорожного транспорта, в том числе и проводников пассажирских вагонов, устанавливается черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней одежды.

Форменная одежда для мужчин

Пальто двубортное с пристегивающейся утепляющей прокладкой, двумя боковыми прорезными карманами, хлястиком.
Костюм зимний — пиджак двубортный с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами. Брюки навыпуск без манжет.
Костюм летний — пиджак однобортный с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами. Брюки навыпуск без манжет.

Блуза-сорочка с пришивным воротничком, с застежкой на пуговицах; низ блузы заканчивается поясом. Одевается с галстуком.
Фуражка. Тулья из ткани, соответствующей костюму, с черным околышем, козырек черный лакированный. Фуражка окантована по верхней части околыша и тульи кантом зеленого цвета. На околыше фуражки прикрепляется белый металлический технический знак, а на тулье — белая металлическая эмблема железнодорожного транспорта.
Над козырьком фуражки прикрепляется черный лакированный ремешок.
Шапкa-ушанка из цигейки или искусственного меха черного цвета. Верх шапки из сукна черного цвета. Спереди в центре шапки прикрепляются технический знак и над ним — эмблема железнодорожного транспорта, как и на фуражках.
Пуговицы белые металлические с изображением технического знака.

Форменная одежда для женщин

Пальто двубортное с пристегиваемой утепляющей прокладкой, двумя боковыми прорезными карманами, хлястиком.
Костюм (зимний и летний) — жакет однобортный с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами. Юбка прямая с односторонней складкой сзади.
Блузка с отложным воротником, рукава с манжетами.
Головной убор зимний — шапка-ушанка, летний — берет шерстяной под цвет костюма. На шапке- ушанке и берете прикрепляется технический знак и над ним — эмблема железнодорожного транспорта.

Знаки различия

 Знаками различия служат нарукавные знаки в виде пятиугольника шириной в основании 40 мм, в вершине — 70 мм и высотой 110 мм.
Поле нарукавных знаков изготовляется из той же ткани, что и одежда, на которую они нашиваются. Верхний край нарукавных знаков окантовывается зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм.
Нарукавные знаки нашиваются на обоих рукавах пальто, пиджака, жакета на расстоянии 80 мм от низа рукава. На поле нарукавных знаков в верхней части пятиугольника прикрепляется белый металлический технический знак.
Эмблема железнодорожного транспорта — белая металлическая выполнена в виде эллипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных к низу перьев. Размеры эмблемы: на куртках и жакетах — размеры эллипса 20 X 12 мм, длина эмблемы в верхней части 70 мм, в ниж ней части 35 мм ; на головных уборах — размеры эллип са 15 X 10 мм , длина эмблемы в верхней части 65 мм, в нижней части 30 мм. Ширина пера каждой эмблемы 3 мм.
Эмблема прикрепляется на правой стороне куртки и жакета.
Утепляющая прокладка к пальто изготовляется за отдельную плату и в норму выдачи форменной одежды не входит.
Для проводников, выезжающих за границу, введена форменная одежда специального образца.

Форменная одежда для проводников-мужчин, выезжающих за границу

Костюм зимний (тужурка с брюками). Тужурка двубортная с окантовкой воротника и манжет малиновым сукном, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом, с шестью пуговицами по три в ряд. Пуговицы латунные с изображением технического знака. Брюки навыпуск без манжет с окантовкой из той же ткани, что и тужурка.
Костюм изготовляется из шерстяной ткани коричневого цвета. При тужурке носится сорочка из хлопчатобумажной ткани светло-коричневого цвета с коричневым галстуком.
Тужурка летняя однобортная с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полах
и одним нагрудным карманом, тремя металлическими пуговицами с изображением технического знака, расположенными в один ряд. Изготовляется из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани. При тужурке носится тенниска белого цвета с черным галстуком.
Пальто-шинель двубортное с хлястиком из драпа коричневого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Воротник и манжеты окантованы малиновым сукном.
Фуражка из ткани, применяемой для пошива костюма, с черным бархатным околышем. Фуражка окантована сукном малинового цвета. На околыше фуражки прикрепляется технический знак, над козырьком — лакированный ремешок.
Шапка-ушанка из коричневой или черной цигейки. Спереди в центре шапки прикрепляется технический знак.

Форменная одежда для проводников-женщин, выезжающих за границу          

Костюм зимний (тужурка с юбкой). Тужурка двубортная с окантовкой воротника и манжет малиновым сукном, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полах и одним нагрудным карманом, с четырьмя пуговицами, по две в .ряд. Юбка из той же ткани, что и тужурка. Костюм изготовляется из шерстяной ткани коричневого цвета.
При тужурке носится блузка светло-коричневого цвета из хлопчатобумажной ткани с коричневым галстуком.
Тужурка летняя двубортная без окантовки из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани. При тужурке носится блузка белого цвета с черным галстуком.
Пальто-шинель указанного выше образца.
Головной убор летний — берет по цвету костюма, зимний — шапка-ушанка.
Для форменной одежды проводников, выезжающих за границу, установлены знаки:
на поле петлиц костюма вышитые под золото технический знак и эмблема СЖД;
на левом рукаве пальто-шинели и тужурки начальника поезда и бригадира прикрепляется ромбообразной формы нарукавная нашивка с вышитой под золото эмблемой СЖД.          

ВЫДЕЛЕНИЕ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ ДЛЯ ОТДЫХА ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

В вагонах проводникам предоставляется служебное отделение и места для отдыха следующим порядком. В пассажирских поездах дальнего, местного и международного сообщений, находящихся в пути следования в одном направлении 12 ч и более, для отдыха проводникам, обслуживающим вагоны некупированные, купированные и габарита 03-Т (РИЦ) выделяется двухместное купе или отделение в каждом вагоне. Для отдыха проводников, обслуживающих вагоны СВ, Микст, мягкие и вагоны  купе на два смежных вагона. Поездному электромонтеру выделяется одно место для отдыха в четырехместном или двухместном купе совместно с проводниками, а при занятости всех мест в таких купе выделяется место в вагоне с радиопунктом.
В межобластных вагонах, находящихся в пути следования в одном направлении 8 ч и более, для отдыха проводников выделяется одно место на вагон.
В поездах местного сообщения для проводников, обслуживающих межобластные вагоны, при отсутствии купированных вагонов места для отдыха выделяются в некупированных.
Механик-бригадир поезда в пути следования находится в поездном радиопункте, где имеет место для отдыха. В почтово-багажном поезде для проезда и отдыха механику- бригадиру выделяется место в служебном отделении багажного вагона дороги приписки поезда.
В поездах, где предусмотрено курсирование вагонов-ресторанов, для отдыха работников этих вагонов выделяется в смежном с вагоном-рестораном купированном вагоне восемь спальных мест в двух первых четырехместных купе, а при отсутствии в составе купированного вагона места выделяются в некупированном, но не боковые.
В купированном вагоне с купе-буфетом, где имеется специальное служебное отделение, дополнительные места для отдыха обслуживающему персоналу не выделяются. Для работников купе-буфета, расположенного в межобластном вагоне, выделяется три спальных места в жестком вагоне.
При необходимости увеличения состава бригады работников вагона-ресторана свыше 8 человек вопрос о предоставлении дополнительного количества спальных мест для отдыха обслуживающему персоналу решается Главным пассажирским управлением МПС совместно с Управлением общественного питания Министерства торговли СССР. О решении сообщается механику-бригадиру (начальнику) поезда до начала рейса.
В книжках расписания движения пассажирских поездов в пояснении к каждой схеме поезда указываются номера вагонов и номера мест в них, которые выделяются для отдыха обслуживающему персоналу данного поезда. Эти места не подлежат продаже пассажирам для проезда.