Содержание материала

Проезд пассажиров, следующих за границу или обратно в прямых беспересадочных вагонах или до пограничных пунктов СССР, производится по проездным документам особой формы.
Проездные документы продает Всесоюзное Акционерное Общество «Интурист» СССР (сокращенно ВАО «Интурист») в своих отделениях и агентствах на территории СССР, а также на станциях железных дорог СССР, утвержденных Министерством путей сообщения.
ВАО «Интурист» уполномочен продавать билеты иностранным пассажирам и туристам, следующим из-за границы и обратно, а также сотрудникам посольств, миссий, консульств и советским гражданам, едущим за границу. Выдача проездных документов ВАО «Интурист» другим пассажирам запрещается.
Для поездки в Советский Союз из-за границы билеты приобретаются в агентствах Международной компании спальных вагонов («Вагон-Ли»), а также других фирм и Бюро путешествий.
В сообщениях Москва —Париж, Москва —Лондон, Москва — Брюссель, Москва — Рим, Москва — Вена, Москва — Копенгаген, Москва — Стокгольм, Москва — Осло, Москва — Хельсинки в качестве проездных документов выдаются:
для проезда от станций железных дорог СССР — купонные книжки образца СМПС с бланковыми билетами-купонами. В сообщении Москва — Лондон на проезд морским транспортом в купонную книжку СМПС, кроме того, включается особый бланковый билет;
для проезда от станций британских, голландских, бельгийских, французских, германских (ФРГ), итальянских, австрийских, датских, норвежских и шведских железных дорог — бланковые билеты-купоны образца ЦИВ.
В сообщениях между социалистическими странами в качестве проездных документов выдаются купонные книжки СМПС с бланковыми билетами-купонами.
При заполнении проездных документов от руки сведения вписываются латинским шрифтом при помощи копировального пера и шариковой ручки, если это не противоречит внутренним правилам данной железной дороги. Никакие подчистки и исправления в билетах не допускаются.
В случае продления срока годности билета начальник станции должен на обратной стороне билета-купона, плацкарты или картонного билета сделать отметку от руки или при помощи штемпеля следующего содержания: «Срок годности билета продлен до ...». Указанная отметка заверяется подписью и штемпелем станции.
Купонная книжка выдается для проезда «туда» и «обратно», или для проезда в одном направлении. На обложке купонной книжки указывается общая стоимость проезда в валюте и накладывается штемпель организации, выдавшей купонную книжку, с указанием даты выдачи. При выдаче билета-купона на проезд «туда» на обложке купонной книжки в графах, относящихся к сроку годности, зачеркивается цифра «4»; при выдаче билета-купона на обратный проезд или билета-купона на проезд «туда» и «обратно» зачеркивается цифра «2».
Проездные документы, вброшюрованные в обложку купонной книжки, должны располагаться с учетом очередности их использования. Плацкарты и доплатные квитанции вкладывают после билета-купона, для которого они предназначены.
При выдаче купонной книжки для проезда «туда» и «обратно» с билетом-купоном в обложку купонной книжки включаются два билета-купона. На билете-купоне, предназначенном для проезда в одном из направлений, зачеркивается соответственно слово «туда» или «обратно». На билетах-купонах ставится штемпель организации, выдавшей билет, с указанием даты выдачи.
Для оформления купонной книжки на проезд с ребенком от билета-купона по линии отреза отделяется контрольный купон, который остается в пункте выдачи билета. При выдаче на проезд ребенка билета-купона, изготовленного с корешком, в графе «скидка» указывается 50%, а в графе «удостоверение» — слово «ребенок». На таком же бланке билета-купона оформляется проезд по тарифу со скидкой взрослого пассажира (туриста или студента).
Обложка купонной книжки без билетов-купонов и билеты-купоны без обложки не дают права на проезд.
Срок годности купонных книжек с билетом-купоном для проезда «туда» —2 месяца, «обратно» —4 месяца, «туда» и «обратно» —4 месяца.
Бланковые билеты-купоны заполняются под копирку. При выдаче бланкового билета-купона на проезд в одном направлении первая его часть—корешок—остается в кассе, вторая — включается в купонную книжку и выдается пассажиру.
При выдаче бланкового билета-купона для проезда «туда» и «обратно» одна часть — корешок — остается в пункте выдачи билета, а вторая (для проезда «туда») и третья (для проезда «обратно») включаются в обложку купонной книжки и выдаются пассажиру.
В бланковых билетах-купонах вписываются от руки следующие сведения: количество пассажиров (цифрами и про писью), наименование станций отправления и назначения, путь следования, стоимость проезда одного пассажира и общая стоимость в рублях и в валюте страны выдачи билета, размер скидки с тарифа, номер удостоверения и номера контрольных купонов, выданных участникам групповой поездки. Наименование станции назначения вписывается в графу, где указан класс вагона, в котором будет ехать пассажир. Вторая графа с обозначением класса перечеркивается по диагонали.
При выдаче бланкового билета на проезд ребенка в графу «скидка» вписывается «50%», а в графе «удостоверение»— слово «ребенок». При выдаче билета для проезда студентов и школьников в графу «скидка» вписывается «25%», а в графе «удостоверение» указывается номер удостоверения.
Если пассажир желает ехать на отдельных участках в вагонах разных классов, то ему выдается на весь путь следования билет-купон, годный для проезда в вагоне низшего класса, а разница в стоимости проезда в вагонах разного класса взыскивается отдельно по доплатной квитанции.
Пассажиру, следующему с использованием различных видов транспорта, в обложку купонной книжки включаются отдельные бланковые билеты-купоны на проезд по соответствующим участкам пути железных дорог.
Если пассажир, следующий по маршруту, проезжает какой-либо участок дважды, то в бланковом билете-купоне указывается дважды последняя станция такого участка.’ Проездная плата определяется с переломом тарифа в пункте.
При выдаче бланковых билетов-купонов в правом верхнем углу проставляется штемпель организации, выдавшей билет, с указанием даты выдачи.
Для проезда пассажиров по железным дорогам Демократической Республики Вьетнам, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Союза Советских Социалистических Республик на билет-купон и плацкарту накладывается компостер или штемпель, указывающий номер поезда и дату отправления.
Картонные билеты применяются в сообщении между отдельными станциями при наличии договоренности между железными дорогами. При выдаче картонного билета компостером или мастичной печатью обозначается дата выдачи (число, месяц, год).
На проезд в обратном направлении выдается картонный билет на проезд «туда» на оборотной стороне которого ставится штемпель «На обратный проезд — действителен 4 месяца».
При оформлении проезда ребенка в возрасте от 5 до 10 лет по линии отреза отделяется часть билета, которая остается в пункте выдачи.
Плацкарта дает пассажиру право занимать соответствующее место в спальном или плацкартном вагоне и бесплатно пользоваться постельными принадлежностями. На участках, где нет большого пассажирского потока, плацкарты для проезда в спальных вагонах заполняются от руки под копирку. Первая часть ее — корешок — остается в пункте выдачи, вторая и третья (если применение третьей плацкарты предусмотрено) — включаются в обложку купонной книжки.
Класс и категория вагона указываются на плацкарте одним из следующих обозначений.


Тип вагона

Условное обозначение

Жесткий 2-го класса:

 

некупированный

2/0

с четырехместным купе ..

2/4

» двухместным купе

2/2

» трехместным »            ...

2/3

» местами для лежания (некупированный) ..

2/1

Мягкий 1-го класса:

 

с четырехместными купе

1/4

» двухместными купе ..

1/2

» одноместными »                                       

1/1

На плацкарте указываются станции отправления и назначения, между которыми следует пассажир в одном и том же вагоне без пересадки, а также ставится штемпель с указанием места и даты выдачи.
При выдаче картонных билетов и плацкарт или только плацкарт они помещаются в обложку купонной книжки. В этом случае на обложке в графе «общая стоимость» указывается стоимость плацкарты и в соответствии со сроком годности картонного билета на обложке купонной книжки зачёркивается срок годности «2» или «4» месяца. Если выдается только плацкарта, срок годности на обложке купонной книжки не указывается.
Допускается на плацкарте не указывать номер поезда, вагона и места, наименование железной дороги-собственницы вагона, дату и время отправления поезда. При выдаче таких плацкарт соответствующие графы в них не заполняются.
При выдаче плацкарт без купонных книжек или картонных билетов графа «к билету» не заполняется.
Если пассажир обменивает плацкарту для следования в вагоне одной железной дороги на плацкарту для следования в вагоне другой дороги, то на отобранной плацкарте и квитанции к ней, если такая имеется у пассажира, должна   быть сделана отметка следующего содержания: «Плацкарта заменена на плацкарту № ...» действительную в спальный вагон железной дороги .. Эта отметка заверяется подписью с указанием даты обмена.
Если пассажир совершил поездку в вагоне не той железной дороги, которая указана в планкарте, то расчет между железными дорогами производится на основании отметки, сделанной проводником на отобранной плацкарте.
Плацкарта на группу пассажиров может быть выдана для следования всех пассажиров группы в одном и том же вагоне. Планкарта выдается лишь на такое количество пассажиров, которое не превышает число мест в вагоне.
Срок годности незакомпостированной плацкарты должен соответствовать сроку годности билета, по которому осу ществляется проезд и срока годности билета. Пас сажир имеет право прерывать поездку на пути следования многократно и на любой срок. Отметку об остановке делать не требуется. При каждой остановке пассажира в пути следования плацкарта утрачивает свою годность и деньги за непроследованное расстояние не возвращаются. Планкарта при проследовании в спальном вагоне остается у проводника вагона. Обложка купонной книжки остается у пассажира.
За утерянный билет возврат уплаченной суммы не производится. Контрольные купоны выдаются всем участникам групповой поездки за исключением проводника группы, перевозка которого осуществляется по билету-купону для проезда группы пассажиров. В контрольных купонах заполняются графы, указывающие номер билета-купона и класс вагона. Один контрольный купон действителен для проезда в обоих направлениях. На оборотной стороне купона ставится штемпель «туда» и «обратно». Все отметки, которые делаются на плацкарте, должны быть внесены и в квитанцию плацкарты, которая остается у пассажира.
Билет-купон не должен отделяться от обложки купонной книжки до окончания поездки пассажира. Если проезд пассажира производится по билету-купону на проезд «туда», то после окончания поездки билет-купон отбирается проводником.

Доплатная квитанция заполняется под копирку. Первый экземпляр-корешок остается в пункте выдачи, второй — доплатная квитанция — выдается пассажиру. Доплатная квитанция выписывается отдельно на уплату разницы в стоимости проезда и отдельно на уплату разницы в стоимости плацкарты. Доплатные квитанции выдаются отдельно для каждого направления проезда. В графе «к билету № » указывается номер билета-купона и условное обозначение «ТО». В графе «железных дорог» наименование железных дорог вписывается условным обозначением.
В пути следования пассажир может перейти на место или в вагон высшего класса, или в поезд высшей категории по сравнению с указанными в его билете при наличии свободных мест. Разница в стоимости проезда оплачивается в бюро путешествий или железнодорожной кассе, продающей купонные книжки; кроме того, разница в стоимости плацкарты на спальное место может быть внесена также проводнику вагона международного сообщения.
На уплату разницы в стои мости плацкарты должно быть указано содержание изменения — класс или категория вагона, в котором пассажир ехал, и вагона, в котором будет следовать далее. Незаполненные графы доплатной квитанции перечеркиваются по диагонали.
Пассажир может получить обратно уплаченные им провозные платежи в случаях, если:
билет не использован полностью;
билет не использован частично на каком-либо участке пути следования;
поездка по вине железной дороги совершалась в вагоне или поезде низшей категории, чем указано в билете;
по бланковому билету-купону для групповой поездки следовало неполное количество участников группы.
Для оформления платежей по требованию пассажира проводник или механик-бригадир (начальник поезда) обязан сделать на проездных документах (билете-купоне, картонном билете) одну из следующих отметок:
если билет использован в поезде низшей категории — «Билет на участке от станции до станции        использован в поезде»;
если билет использован в вагоне низшей категории — «Билет на участке от станции до станции использован в вагоне » (указывается категория, класс вагона и количество мест в купе);
если по бланковому билету-купону для групповой поездки выезжает неполное количество участников группы. «В поездку отправилось (прописью) человек».  Эта отметка делается проводником в случае, если представитель группы не имел возможности предъявить купонную книжку начальнику станции до отхода поезда.
Указанные отметки заверяются подписью лица, внесшего их, с указанием даты и простановкой штемпеля станции.
Пассажир имеет право провозить при себе бесплатно легкопереносимые предметы (ручную кладь) общим весом не более 35 кг для каждого пассажира. Излишнюю ручную кладь пассажир должен сдать в багаж.