Содержание материала

Глава VII.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ СССР

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ СССР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Министерство путей сообщения руководит железнодорожным транспортом, перевозчиками грузов, пассажиров и багажа и грузобагажа по железным дорогам. Главные управления Министерства путей сообщения направляют работу соответствующих служб, которые в свою очередь руководят отделами отделений, а отделы отделений — линейными хозяйственными предприятиями и организациями.
Для руководства работой железных дорог СССР организовано 26 дорог. Каждая железная дорога делится на отделения. Вопросами организации перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в Министерстве путей сообщения занимается Главное пассажирское управление, на железных дорогах — пассажирские службы, на отделениях дорог — пассажирские отделы, а там, где их нет, — инспектора.
Главное пассажирское управление изучает пассажиропотоки, составляет график и расписания движения пассажирских поездов, распределяет парк пассажирских вагонов по дорогам, разрабатывает и осуществляет мероприятия по организации и улучшению пассажирских перевозок и обслуживанию пассажиров, организует работу вокзалов, а также оперативно руководит всеми вопросами, связанными с пассажирскими перевозками на железных дорогах.
Наряду с Главным пассажирским управлением и пассажирскими службами вопросами организации пассажирских перевозок занимаются и другие Главные управления МПС и соответствующие службы на дорогах. К ним относятся:
Главное управление вагонного хозяйства, на которое возложена работа по подготовке пассажирских составов  в рейс, технический осмотр и ремонт вагонов, а также обслуживание пассажиров в пути следования. Предприятия вагонного хозяйства обязаны обеспечивать подбор и обучение кадров проводников, электромонтеров и механиков-бригадиров (начальников) поездов. В ведении вагонного хозяйства находятся предприятия, снабжающие пассажирские вагоны постельными принадлежностями, бельем, съемным инвентарем и оборудованием согласно перечню, утвержденному МПС, а также обеспечивающие пассажиров чаем, сахаром и кондитерскими изделиями;
службы вагонного хозяйства и их подразделения на отделениях дорог;
Дирекция международных и туристских перевозок Московской дороги;
Главное управление движения, службы движения на дорогах и их подразделения на отделениях и станциях, в задачу которых входит составление графика и расписания движения пассажирских поездов совместно с Главным пассажирским управлением, формирование составов пассажирских поездов на технических станциях, подача их под посадку пассажиров на станции и обеспечение курсирования поездов по графику;
Главное управление локомотивного хозяйства, организующее работу пассажирских локомотивов, электропоездов, дизель-поездов и автомотрис, а также обслуживание пассажиров в них;
Главное управление по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, заводы которого обеспечивают периодический ремонт пассажирских вагонов, электроподвижного состава, вагонов дизель-поездов, автомотрис и локомотивов;
Главное управление материально-технического обеспечения, ведающее различными вопросами, в том числе снабжением пассажирского и вагонного хозяйства материалами и оборудованием, постельными принадлежностями, постельным бельем, предметами съемного оборудования вагонов, форменным обмундированием;
Главное врачебно-санитарное управление, осуществляющее контроль за санитарным содержанием вагонов;
Финансовое управление, обеспечивающее руководство по контролю доходов от пассажирских перевозок, контролю поездов в пути следования, разработку форм проездных документов и снабжение ими билетных касс и др.

Основной задачей организации пассажирских перевозок на железных дорогах является полное обеспечение потребности мест в поездах для пассажиров, создание им максимальных удобств в пути следования и вовремя пребывания на вокзалах.
При обслуживании пассажиров в поездах и на вокзалах руководствуются следующими основными документами: Уставом железных дорог СССР; приказами Министерства путей сообщения по вопросам организации пассажирских перевозок на железных дорогах; Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство № 5); Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) и отдельными соглашениями о пассажирских сообщениях, заключенными между Министерством путей сообщения СССР и железными дорогами ряда других стран; альбомом форм проездных документов, действующих на железнодорожном транспорте; служебным расписанием движения пассажирских поездов по дороге и др.

КАТЕГОРИИ ПОЕЗДОВ, ИХ НУМЕРАЦИЯ, ВЕС И ДЛИНА

Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, снабженный соответствующими сигналами и обслуживаемый поездной бригадой.

Категории поездов.

По роду и назначению перевозок поезда подразделяются на пассажирские всех наименований, почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие для перевозок людей, ускоренные грузовые и грузовые всех наименований, одиночные локомотивы.
Движение поездов на железных дорогах СССР производится по Московскому поясному времени в 24-часовом исчислении. Показание времени на часах должно быть одинаково по всей сети дорог, для чего часы ежедневно проверяются по сигналу точного времени.
Пассажирским поездам в зависимости от расстояния их следования установлены следующие категории: пригородные до 150 км, местные пассажирские до 700 км и дальние свыше 700 км.
Назначение и отмена пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения, почтово-багажных и грузо-пассажирских, следующих в пределах двух и более   дорог, производятся Главным пассажирским управлением; в пределах дороги поезда назначаются и отменяются начальником дороги. Начальнику отделения дороги предоставляется право разового назначения и отмены отдельных пригородных поездов, курсирующих в пределах отделения дороги.
На дорогах СССР курсируют следующие категории пассажирских поездов: скорые, предназначенные для быстрого передвижения пассажиров на большие расстояния. Составы скорых поездов формируются из вагонов: некупированных, мягких, мягко-жестких и вагонов-ресторанов; на отдельных направлениях в скорые поезда включаются вагоны СВ;
пассажирские, отличающиеся от скорых боль шим числом остановок для посадки и высадки пассажиров, а также в отдельных случаях большим весом и меньшей скоростью движения. Местные поезда для перевозок пассажиров формируются, как правило, из межобластных и пассажирских вагонов дальнего Ледова ни я ;
пригородные, предназначенные для перевозок рабочих и служащих к месту работы и обратно, а также перевозок городских жителей в дачные места. Эти поезда обслуживают районы, прилегающие к крупным населенным и промышленным пунктам. В пригородном сообщении курсируют электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, а на отдельных направлениях в пригородных поездах используются четырехосные пассажирские вагоны с деревянными кузовами;
людские, предназначенные для перевозок пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование;
грузо-пассажирские, курсирующие на малодеятельных линиях и ветвях на коротких расстояниях и предназначенные для одновременного обслуживания пассажирского и грузового движения. Эти поезда формируются из пассажирских и грузовых вагонов;
почтово-багажные поезда предназначаются для перевозки почты, грузобагажа, багажа и пассажиров на короткие расстояния. Такие поезда формируются из почтовых, багажных и пассажирских вагонов. Вагоны межобластного сообщения включаются в эти поезда на отдельных направлениях для перевозки пассажиров на расстояние до 400 км.  Перевозка грузобагажа и багажа пассажиров в багажных вагонах этих поездов производится под пломбами станций погрузки до станции назначения без производства грузовых операций в пути следования и в багажных вагонах для приема и сдачи грузобагажа и багажа на станциях, где по графику этому поезду предусмотрены стоянки.
Перечисленные пассажирские поезда отличаются один от другого также числом вагонов различного типа (мягких, жестких и др.), включаемых в поезд. Размещение вагонов в составе каждого поезда зависит от его категории и назначения. Схемы формирования состава публикуются в книжках расписаний движения поездов.
Для дальнейшего улучшения обслуживания пассажиров в пути следования на железных дорогах были организованы фирменные поезда для перевозки пассажиров на важнейших направлениях. Это поезда «Красная стрела», «Байкал», «Южный Урал», «Рица», «Дружба» и др.
В фирменных поездах значительно улучшена культура обслуживания пассажиров. Вагоны этих поездов снабжаются инвентарем, оборудованием и постельными принадлежностями повышенного качества, обслуживаются наиболее опытными проводниками. Поездным бригадам выдается форменное обмундирование индивидуального пошива.

Нумерация пассажирских поездов.

Каждому поезду в зависимости от его категории и очередности следования по перегонам присваивается определенный номер. Нумерация поездов облегчает работу железнодорожников, связанных с движением поездов, и удобна для пассажиров.
Поездам одного направления присваиваются четные номера, а обратного — нечетные. На железных дорогах СССР установлено, что все пассажирские поезда, следующие с востока на запад и с севера на юг, имеют нечетную нумерацию, а курсирующие в обратных направлениях (с запада на восток и с юга на север) — четную.

Для каждой категории поездов выделяется определенная серия номеров: для скорых — 1—62; пассажирских прямого сообщения круглогодичного обращения — 63— 138; пассажирских дальнего сообщения, назначаемых на летний период, — 141—198; пассажирских местного сообщения — 201—298; пригородных — 301—898; почтовобагажных — 901—948; грузо-пассажирских (по билетам) — 951—968; людских — 971—998; для поездов из пассажирских вагонов (без пассажиров), следующих на технические станции, в пункты отстоя и возвращающихся на станции посадки пассажиров, — 5401—5698.
Пассажирские поезда всех наименований пропускаются по перегонам преимущественно перед всеми другими поездами, кроме восстановительных, пожарных, снегоочистителей, отдельных локомотивов и несъемных автодрезин, назначаемых для восстановительных работ, тушения пожаров, очистки пути от снега. Вес и длина пассажирских поездов определяются в зависимости от типов локомотивов и длины приемо-отправочных путей.

ГРАФИК И РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Необходимым условием правильной организации ра боты железных дорог является согласованность действий всех их подразделений: главных и примыкающих линий; станций, формирующих поезда; депо, обеспечивающих эти поезда локомотивами и т. д.
Для согласованной работы всех служб и подразделений железнодорожного транспорта по обеспечению плана перевозок грузов и пассажиров необходим план движения поездов по железным дорогам. Таким обобщающим планом является график движения поездов. График и расписание движения поездов позволяют связать в единое целое работу всей сети железных дорог.
График и расписание движения пассажирских поездов составляются в МПС на 2—3 года с участием представителей железных дорог. После составления графика и расписания разрабатываются схемы формирования пассажирских по ездов и составляется служебная книжка расписания.
Все изменения в расписании движения пассажирских поездов работники станций, а также проводники вагонов должны своевременно доводить до сведения пассажиров.
Для сведения пассажиров издается официальный указатель пассажирских поездов. Кроме того, по каждой дороге публикуются выписки из расписаний движения пассажирских поездов, а также афиши расписаний, вывешиваемые на станциях и вокзалах. Издаются также специальные плакаты расписания движения отдельных поездов или группы поездов одного направления. Плакаты вывешиваются в вагонах поездов.
Наряду с официальными расписаниями железнодорожных пассажирских сообщений, которые ежегодно издаются издательством "Транспорт" для пассажиров, пассажирскими службами дорог составляются служебные книжки расписания всех пассажирских, грузо-пассажирских, почтово-багажных и пригородных поездов, курсирующих по дороге, а также поездов своего формирования, но следующих по другим дорогам.
В книжке расписания помещены следующие данные: расписание и маршруты следования поездов дальнего следования, местного и пригородного сообщения, а также почтово-багажных с указанием наименования станций остановки данного поезда, продолжительности стоянки поезда; время прохода станции, если данный поезд не имеет здесь остановки; перечень дорог, по которым проходит поезд.
В пределах дороги формирования вносятся все раздельные пункты (станции, разъезды), а по другим дорогам только те, где данный пассажирский поезд имеет остановки для посадки и высадки пассажиров и смены локомотивов. Периодичность курсирования пассажирского поезда указывается в заголовке расписания каждого поезда (ежедневно, через день, 4 раза в неделю и т. п.). Для поездов, назначаемых только на летний период, указывается «летний», для временных поездов — «По указанию МПС». Все примечания к периодичности курсирования записываются в пояснении к схеме. Если поезд в пути следования меняет нумерацию, то в заголовке расписания номер его пишется дробью, а по начальным станциям и станциям смены нумерации по маршруту следования указывается один фак тический номер;
перечень беспересадочных сообщений отдельными вагонами, список станций, на вокзалах которых имеются медицинские пункты по оказанию помощи пассажирам;
правила учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах;
перечни участковых станций дороги, куда сообщаются сведения о наличии свободных мест в поездах, и участковых станций, на которые механики-бригадиры сообщают предварительно данные о количестве пассажиров, следующих до этой станции.

В расписании каждого поезда приводится схема его формирования, т. е. указывается род пассажирских вагонов, из которых сформирован данный поезд (СВ, мягкий, мягко- жесткий, купированный, жесткий спальный, межобластной, ресторан, общий) с указанием количества мест, пункты обращения вагонов, наименования станций снабжения поезда топливом, водой, мытья полов в вагонах, номера мест для отдыха проводников вагонов, работников вагонов-ресторанов;
номера вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха, вес состава данного поезда, типы локомотивов, обслуживающих участки, наличие на вагонах электропневматических тормозов, электроотопления, дорога формирования состава и другие данные.
Книжка расписания движения пассажирских поездов является ценным пособием для проводников вагонов.