УСТРОЙСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ ПОСТРОЙКИ ЗАВОДОВ ГДР И ВHP
Рис. 32. Схема системы водяного отопления, горячего и холодного водоснабжения вагона постройки заводов ВНР:
1 — котел, 2 — малый котел для подогрева воды летом; 3 — запасной бак для воды; 4 — трубопровод к насосу; 5 — вентиль на трубопроводе от насоса к расширителю; 6 — ручной насос; 7, 11, 19 — трубопроводы горячей воды к разборным кранам; 8, 18 — бойлеры для подогрева воды в период отопительного сезона; 9 — вентиль на трубопроводе, соединяющем калорифер с нижней обогревающей трубой, 10 —трубопровод от водяного бака к бойлеру; 12 — кран для спуска воды из калорифера; 13 — обратный клапан на водопроводе от насоса к расширителю; 14 — калорифер; 15, 17 — баки для воды; 16 — расширитель; 20— воздушный кран на отопительной трубе; 21— спускной кран системы отопления; 22 — циркуляционный насос; 23 — спускная пробка котла
Устройство системы отопления цельнометаллических пассажирских вагонов постройки заводов ГДР и ВНР в основном одинаково, за исключением некоторых конструктивных особенностей в отдельных элементах. В этих вагонах расширитель установлен отдельно от котла, пластинчатый калорифер-воздухоподогреватель установлен несколько ниже расширителя и соединен циркуляционной трубой с нижней частью котла, что обеспечивает хорошую циркуляцию воды в калорифере. Система отопления оснащена циркуляционным насосом.
Схема системы отопления и горячего водоснабжения вагонов постройки заводов ВНР показана на рис. 32.
Производительность циркуляционного насоса 70 л/мин. Это означает, что частица воды каждые 10—15 мин возвращается в котел, получает новое тепло и вновь несет его по отопительным трубам.
Режимы отопления на вагонах постройки заводов ГДР и ВHP такие же, как и на вагонах вагонах постройки отечественных заводов, оборудованных циркуляционным насосом. Порядок водоснабжения также аналогичен.
ПОРШНЕВОЙ НАСОС ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ВОДОГРЕЙНОГО КОТЛА ВОДОЙ
Котел питается водой с помощью ручных насосов. Наиболее распространенными являются плунжерный, круглый крыльчатый и поршневой насосы. В цельнометаллических пассажирских вагонах устанавливается поршневой насос (рис. 33), который обладает высокой производительностью (0,75 л за один ход) и надежен в работе. При перемещении поршня вода из бака по всасывающей трубе поступает внутрь корпуса насоса и далее через клапан по дается по нагнетательной трубе в котел.
Основным условием хорошей работы насоса является плотность установки головки и крышек, достигаемая за счет прокладок и болтового крепления, плотность поршневых колец, клапанов, а также надлежащая набивка сальника оси рукоятки.
Проводник должен следить за тем, чтобы запасный бачок для воды был чистым, не допуская попадания в него угля, изгари, мусора, тряпок и т. п. Следует проверять состояние сетки на конце водоприемной трубы и поддерживать ее в постоянной чистоте.
Поршневые насосы чаще всего выходят из строя из-за попадания под клапаны мусора и неплотного прилегания клапанов к седлу. Для устранения этих неисправностей надо отвернуть пробку, достать и очистить клапаны и гнезда. Необходимо следить также за тем, чтобы трущиеся части насоса были хорошо смазаны.