Содержание материала

На дорогах СССР, с 1960 г. эксплуатируются пассажирские вагоны с кондиционированием воздуха с генератором мощностью 21 кВт, построенные на заводах ВНР, и с генератором мощностью 24—28 кВт, построенные на заводах ГДР. Ленинградским заводом им. Егорова выпущена опытная партия вагонов с генератором мощностью 30 кВт.
У всех вагонов с кондиционированием воздуха редуктор привода подвагонного генератора установлен на средней части оси колесной пары.
Вагоны постройки заводов ГДР на тележках КВЗ-ЦНИИ оборудованы приводом с редуктором типа ΕΚ-160-ΙΜ, который рассчитан на максимальную мощ ность генератора 28,4 кВт.
На вагонах постройки заводов ВНР устанавливается привод с редуктором типа «Стоун». Принцип устройства и монтаж на вагоне отдельных его узлов такие же, как с редуктором ЕК. Этот привод имеет лишь некоторые отличия в конструкции редуктора и в способе соединения отдельных его деталей. На рис. 58 показан общий вид привода с редуктором типа EUK-160-1M.
Редуктор укреплен на средней части оси 6, вращение от которой через две конические шестерни передается карданному валу 10, муфте сцепления 12 и якорю генератора (преобразователя). Устройство 11 в виде подвесного поддона предохраняет карданный вал от падения на путь при случайном повреждении. Шаровая опора удерживает в горизонтальном положении ось малой шестерни.
Муфта сцепления 12 предназначена для выключения генератора при скорости движения менее 40 км/ч и на стоянках, а также для включения его в работу при скорости более 40 км/ч. Работа муфты основана на действии центробежной силы, возникающей при вращении в кулачках, и противодействующей ей силы нажимных и возвратных пружин.
На станциях формирования и оборота поезда электродвигатель генератора можно подключать к станционной электросети для обеспечения работы установки кондиционирования воздуха.
Редукторно-карданные приводы при эксплуатации подвергаются осмотру в поездах и технической ревизии через 6 месяцев после постройки или периодического ремонта.

Рис. 58. Редукторно-карданный привод от средней части оси колесной пары на вагонах с кондиционированием воздуха постройки заводов:  1 — кронштейн опоры момента; 2 — предохранительный кронштейн; 3 — резиновые вкладыши; 4 — корпус шаровой опоры; 5 — стержень шаровой опоры; 6 — ось колесной пары; 7 — сапун; 8 — крышка корпуса редуктора; 9 — корпус редуктора; 10 — карданный вал; 11 — предохранительное устройство; 12 — муфта сцепления; 13 — генератор; 14 — кронштейн подвески генератора; 15 — ниппель для смазки шарнира; 16 —крестовина шарнира; 17 — соединительный фланец

Надзор за приводами в пути следования поезда возлагается на проводников вагонов, электромонтеров и бригадиров-механиков. При осмотре приводов особое внимание необходимо обращать на состояние уплотнений редуктора. Не должно быть течи масла, а также сдвига редуктора на оси. Следует постоянно проверять надежность крепления всех узлов привода на оси колесной пары, а также на рамах тележки и вагона.
Игольчатые подшипники карданных шарниров нужно смазывать при помощи специальной пресс-масленки через каждые 5 000 км пробега вагона. Запрещается отправлять вагоны в рейс с пунктов формирования и оборота при наличии зимой льда на карданном валу и отсутствии на тележке водоотводящих устройств, при касании вала о предохранительные скобы, при истекшем сроке ревизии, при наличии ползуна свыше 0,5 мм на поверхности катания колесной пары с редуктором.
После отправления поезда со станции по достижении скорости свыше 40 км/ч проводники вагонов должны проверить исправность привода пробным включением генератора на нагрузку. Если при этом стрелки амперметра и вольтметра будут колебаться, отклоняясь до упора в сторону нулевого положения, необходимо генератор выключить и сообщить электромонтеру и механику-бригадиру. 



Температура исправно действующих узлов привода должна быть в пределах 40—50° С. Перегрев редуктора может быть от недостатка, излишка или недоброкачественности смазки, неисправности подшипников или неправильной сборки узлов привода. В случае сильного нагрева или поломки редуктора привод от торца шейки оси снимают с тележки вместе с карданным валом и убирают в вагон.
При неисправности редуктора на средней части оси необходимо снять карданный вал, слить из редуктора масло и выполнить другие подготовительные работы, после чего дальнейшая скорость движения поезда должна быть ограничена и вагон следует до ближайшей станции под особым наблюдением.