Содержание материала

РАЗМЕЩЕНИЕ ВАГОНОВ, В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ

Последовательное размещение вагонов по типам в зависимости от категории пассажирского поезда производится по схеме формирования состава, утверждаемой МПС при разработке графика движения по каждому поезду и помещенной в книжках расписания движения поездов.
Размещение пассажирских вагонов в составах скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения должно производиться следующим порядком. Вагоны располагаются группами по типам, начиная с головы поезда при отправлении из Москвы или со станции формирования в такой последовательности: некупированные с общими местами и далее некупированные со спальными местами, вагон-ресторан (ставится без номера за вагоном № 8) или вагон с купе буфетом с радиопунктом, мягкий, мягко-жесткий, группа купированных вагонов и затем некупированные со спальными местами. При наличии в поезде почтового и багажного вагонов их ставят в голову состава при следовании в обоих направлениях. Все пассажирские вагоны поезда должны иметь постоянную порядковую нумерацию. Формирование составов скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения с лета 1971 г. должно производиться по следующей схеме:
№ 1/16
№2/15 
№3/14 
№ 4/13         ·
№5/12
некупированные вагоны с общими и спальными местами.

При включении в поезд багажного или почтового вагона исключается из схемы вагон с порядковым номером 16/1, а при включении в поезд обоих этих вагонов исключаются из схемы два вагона под номерами 16/1 и 15/2.
Если поезд был отправлен в рейс с меньшим числом вагонов, например без купированных вагонов № 14/3, 15/2 и 16/1, то при обратном следовании этого поезда нумерация вагонов должна начинаться с порядковых номеров 4/14, 5/13 и до 16/1.
Схемы формирования фирменных поездов и постановка вагонов СВ согласовываются с Главным пассажирским управлением МПС.
Порядковая нумерация вагонов прицепных и для беспересадочного сообщения ведется как продолжение нумерации основных вагонов состава. Такие вагоны должны иметь постоянную нумерацию на всем пути следования.
Схемы формирования поездов местного и пригородного сообщения устанавливаются каждой железной дорогой исходя из пассажиропотоков.
Пассажирские вагоны имеют условные обозначения, указанные в табл. 21.
Составы пассажирских поездов международного сообщения формируются по схемам, согласованным на международных конференциях по расписанию движения пассажирских поездов. В пунктах оборота составы поездов не переформировываются, кроме перестановки почтового и багажного вагонов.

В поезда включаются также вагоны прямого сообщения (беспересадочные), которые дают возможность пассажирам доехать до определенной станции, не пересаживаясь с поезда на поезд.
Для пассажиров с детьми во всех поездах выделяются отдельные вагоны.

НУМЕРАЦИЯ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ

Для правильного размещения пассажиров и точного учета наличия мест в вагонах проводники должны твердо знать нумерацию мест в вагонах.
Во всех пассажирских вагонах (за исключением мягких, имеющих только нижние места) нижние места имеют нечетные, а верхние — четные номера.
Таблица 21


Рис. 69. Схема нумерации мест в некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г.

В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах (рис. 69) номера спальных мест указаны на боковых степах над нижним диваном и подъемной спинкой. Номера мест для сидения указаны на брусе, к которому прикрепляется подъемная спинка, а среднего откидного клапана нижнего продольного дивана — на подоконном щите под карнизом. Нумерация мест для сидения располагается в нарастающем порядке: по три места над каждым поперечным диваном и по три места — над продольным (боковым), причем но мер дневного места для сидения пасса жира, занимающего спальное место на верхнем диване, должен соответствовать номеру этого дивана с прибавлением буквы «а», как указано на рис. 69.

В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г. число спальных мест 58 и для сидения — 87, а в вагонах этого типа постройки с 1967 г. спальных мест 54 и для сидения — 83, причем нумерация мест в этих вагонах такая же, а счет мест ведется с четырехместного отделения (места 1, 2, 3, 4), расположенного за вторым служебным и отделением.
Некупированные пассажирские вагоны с деревянными кузовами используются в настоящее время в пригородных поездах как вагоны для сидения.

В купированных, мягких и мягкожестких вагонах (рис. 70, 71, 72) номера мест указаны в каждом купе на продольных стенах вагона по обе стороны оконных просветов над нижним диваном и подъемной спинкой. Кроме того, для удобства пассажиров на двери купе указан его номер, а на дверном бруске — номера мест в купе.

Рис. 70. Схема нумерации мест в купированных цельнометаллических вагонах с четырехместными купе

Рис 71. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с четырехместными купе

Рис. 72 Схема нумерации мест в мягко-жестких (Микст) цельнометаллических вагонах с четырехместными купе


Рис. 73. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с двухместными купе (СВ)

В купированных вагонах без радиопункта всего 38 мест— десять купе, из которых одно купе двухместное и девять четырехместных. В двухместном купе этого вагона на места наносятся номера 37 и 38. Счет мест ведется следующим образом: в первом двухместном купе — места 37 и 38, во втором купе — места 1, 2, 3, 4 и в следующих купе в таком же порядке с нарастающей нумерацией мест. Десятое (последнее) купе имеет номера мест 33, 34, 35 и 36. При наличии радиопункта в вагоне имеется 36 мест для пассажиров. Счет мест в этом вагоне ведется со второго купе, которое имеет номера 1, 2, 3 и 4; третье купе и следующие имеют нумерацию мест в таком же порядке нарастающим числом. Девятое (последнее) купе имеет номера 33, 34, 35 и 36.


Рис. 74. Схема нумерации мест в межобластных вагонах с откидными креслами

В мягко-жестких вагонах (Микст) (см. рис. 72) имеется 36 мест, девять четырех местных купе, из которых в первых пяти купе места с 1 по 20 включительно жесткие купированные и в остальных четырех купе места с 21 по 36 мягкие.
В мягких вагонах СВ с двухместным купе 16 мест, 8 купе (рис. 73). Между каждыми двумя купе размещен туалет, где можно принять душ.
В комбинированном мягком вагоне 24 места, 8 купе, из них первые четыре купе четырехместные мягкие (места с 1 по 16 включительно), остальные четыре купе двухместные типа СВ (в пятом купе места 17 и 18 и т. д., в остальных по 24 включительно).
В мягких вагонах, имеющих только нижние места в купе, номера мест указаны на продольных стенах вагона по обе стороны окна над каждым диваном. 

В мягких вагонах на 19 мест счет ведется от служебного отделения. В первом купе имеется одно место (номер 19), во втором купе места 1 и 2 и далее по порядку номеров нарастающим числом.
В межобластных вагонах номера мест наносятся на спинках кресел. Счет мест ведется по порядку номеров нарастающим числом (рис. 74).
Среди вагонов международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ) комбинированные мягкие вагоны имеют 18 мест, 9 купе. 

Рис. 75. Схема. нумерации мест в цельнометаллических вагонах с двухместными купе (мягких и жестких купированных) габарита 03-Т (РИЦ)

Из них 2 двухместных купе I класса (СВ) места 7, 8, 9 и 10 и 7 двухместных купе 11 класса места: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Мягкий и жесткий купированный вагоны (рис. 75) имеют 22 места, И двухместных купе. Эти вагоны отличаются только по отделке внутреннего оборудования. Мягкий вагон с трехъярусным расположением диванов для лежания имеет 33 места, 11 трехместных купе.
В конструкции вагонов этого типа предусмотрена возможность изменения планировки купе. Каждое трехместное купе легко приспособить под двухместное или одноместное, можно объединить два смежных купе в одно. Однако с изменением планировки меняется и плата за проезд согласно установленному тарифу.
Мягкий вагон габарита 01-Т с двухместными купе СВ имеет 18 мест, 9 купе.