Содержание материала

Установка кондиционирования воздуха типов МАБ-I и МАБ-Il в вагонах постройки заводов ГДР
Установка для кондиционирования воздуха типа МАБ- 11 отличается от установки типа МАБ-1 большей холодопроизводительностью и наличием устройств для высоковольтного электроотопления. В последнее время заводы ГДР оборудуют купированные вагоны и вагоны-рестораны установкой МАБ-II. Ниже дается краткое описание установки типа МАБ-Ι, а также отличительных особенностей установки МАБ-II.
Система вентиляции в основном аналогична системе, установленной на вагонах без кондиционирования воздуха. Система отопления состоит из водяного отопления обычного типа с водяным калорифером и электрического отопления, состоящего из электрического калорифера и электрических печей. Поверхность нагрева водяного калорифера в несколько раз больше, чем у калориферов вагонов без кондиционирования воздуха.
Циркуляция воды в калорифере осуществляется при помощи центробежного насоса. Электродвигатель этого насоса приводится в действие автоматически в зависимости от температуры подаваемого в вагон воздуха.
Одиннадцать электрических печей расположены в купе и в служебном отделении. Зимой электропечи работают в помощь водяному отоплению. В переходный период электропечи могут работать самостоятельно без водяного отопления, при этом они включаются только при движении поезда, на стоянках же электропечи автоматически отключаются и вновь включаются после отправления поезда. Электрокалорифер работает только тогда, когда водяной калорифер отключен, и включается автоматически в зависимости от температуры подаваемого в вагон воздуха.
Система охлаждения воздуха имеет следующую особенность: в зависимости от температуры воздуха в вагоне в компрессоре автоматически работают два или все четыре цилиндра. Управление установкой кондиционирования осуществляется: главным переключателем, переключателем «Охлаждение» и выключателем «Предварительный подогрев». Главный переключатель имеет 4 положения: «Выключено», «Водяное отопление», «Электроподогрев» и «Охлаждение».
Положение «Выключено» является нерабочим, при этом все электрические агрегаты отопления и охлаждения выключены, за исключением циркуляционного насоса, который может быть включен отдельно вручную.
Положение «Водяное отопление» устанавливается зимой при низких наружных температурах, при этом вентиляция работает с малой производительностью, холодильная установка выключена. Насос калорифера работает автоматически в зависимости от температуры воздуха в воздуховоде. Если температура в нем ниже 18° С, насос включается, выше — выключается.
Электрические печи в купе также включаются автоматически, причем пассажиры могут по своему желанию регулировать температуру в купе в пределах от 18 до 22° С. Для этого в каждом купе установлен переключатель «Теплее — холоднее» на три позиции: 18, 20 и 22° С.
Положение «Электроподогрев» предназначено для работы установки в переходное время года, когда система водяного отопления не работает. Вентиляторы работают на малых оборотах, холодильная установка выключена. Электрокалорифер включается автоматически при температуре в воздуховоде ниже 18° С. Электропечи в купе включаются автоматически так же, как и при положении «Водяное отопление».
При положении выключателя «Предварительный подогрев», а главного переключателя «Водяное отопление» насос водяного калорифера автоматически включается независимо от температуры воздуха в воздуховоде. При положении выключателя «Электрическое отопление» включается вместо насоса водяного калорифера электрокалорифер.
Положение «Охлаждение» устанавливается летом при высоких температурах наружного воздуха. Режим работы холодильной установки зависит от положения другого многопозиционного переключателя «Охлаждение», который имеет пять позиций.
Первая позиция «Предварительное охлаждение 1/2» — холодильная установка работает в ручном режиме, когда в компрессоре остаются включенными только два цилиндра.
Вторая позиция «Предварительное охлаждение 1/1» — холодильная установка тоже работает в ручном режиме с паяной производительностью, когда включены все четыре цилиндра компрессора.
Остальные три позиции обеспечивают работу холодильной установки автоматически в зависимости от температуры воздуха в вагоне:
третья позиция «Охлаждение 22 до 24°» — холодильная установка включается в работу автоматически, когда температура в вагоне достигнет 24° С, и выключается при температуре 22° С, а также выключается, когда температура в воздуховоде станет ниже 16° С. В интервале температур 22 —24° С холодильная установка работает на половинной производительности, при температуре выше 24° С—на паяной производительности;
четвертая позиция «Охлаждение 24 до 26°» — холодильная установка автоматически включается в работу при температуре в вагоне 26° С и выключается при температуре 24° С;
пятая позиция «Охлаждение 26 до 28°» — холодильная установка включается при температуре в вагоне 28° С и выключается при температуре 26° С.
Автоматическое управление осуществляется при помощи ртутных контактных термометров. Управление работой насоса водяного калорифера и включение электрокалорифера производятся термометром с контактом на 18° С, установленным в воздуховоде.
Управление холодильной установкой осуществляется при помощи термометров с контактами на 22, 24, 26 и 28° С, расположенными в средней части вагона, и термометром с контактом на 16° С, расположенным в воздуховоде. Управление электрическими печами осуществляется при помощи термометров с контактами на 18, 22 и 24° С, установленных в каждом купе.
Электропитание всех потребителей вагона начиная со скорости движения выше 30 км/ч осуществляется от генератора постоянного тока мощностью 24 кВт с напряжением 135 в, приводимого во вращение от оси колесной пары при помощи редукторно-карданной передачи, смонтированной на средней части оси.
На стоянках генератор приводится в действие электродвигателем переменного тока напряжением 380/220 в, мощностью 19 кВт, подсоединяемым к станционной электрической сети. На промежуточных станциях и при скоростях ниже 30 км/ч электроснабжение производится от аккумуляторной батареи емкостью 30 а · напряжением 110 в. В случаях чрезмерного разряда аккумуляторной батареи электропитание от нее автоматически отключается.
В установке МАБ-II наряду с водяной системой отопления имеется высоковольтное электроотопление с двумя калориферами мощностью по 20 кВт, напряжением 3 000 в. Магистраль, питающая калориферы, подключается к электровозу. 

Сравнительная характеристика установок кондиционирования воздуха

Напряжение 3 000 в.
Напряжение 110 в.

Кроме того, для обогрева в переходное время года есть электрокалорифер мощностью 6 кВт, напряжением 110 в.
Изменение холодопроизводительности холодильной установки производится отключением двух или трех цилиндров компрессора из четырех с помощью двух магнитных клапанов, расположенных на раме компрессора.
Управление установкой типов МАБ-I и МАБ-II автоматическое и ручное. В установке МАБ-11 имеются некоторые отличия в системе управления, связанные с применением высоковольтного питания от электровоза.