Содержание материала

В соответствии с утвержденным графиком работы бригады, закрепленной за данным поездом, проводник обязан являться на работу в резерв в установленное время, где он получает указание от механика-бригадира или нарядчика резерва проводников о приемке вагона, подготовке его в рейс и обслуживании в пути следования.
Все внутреннее оборудование пассажирского вагона, в том числе приборы системы отопления, водоснабжения и  вентиляций, инвентарь вагонов, проводники принимают от проводников, прибывших из рейса по приемо-сдаточной ведомости формы ВУ-38 с соответствующими росписями сдающего и принимающего.
При приемке вагона проводник проверяет:
положение ручки тройного клапана (включен или выключен), исправность действия ручного тормоза и водоналивных штуцеров;
исправность подножек, поручней, переходных и тамбурных откидных площадок;
наличие и исправность междувагонных электросоединений;
состояние осевого шкива, подвески генератора с предохранительными устройствами и запоров крышек аккумуляторные ящики;
зарядку аккумуляторных батарей, для чего надо включить сеть освещения и принудительную вентиляцию. По истечении 5—10 мин по показанию вольтметра определяется степень зарядки батареи;
исправность потребителей, для чего следует включить пакетные переключатели циркуляционного насоса отопления и горячего водоснабжения, сети освещения, преобразователей (умформеров) люминесцентного освещения, настенных вентиляторов. При нормальной работе преобразователей и нажатой кнопке миллиамперметра стрелка прибора должна установиться на отметке 360 ма;
состояние и исправность предохранителей. Предохранители должны стоять только типовые в соответствии с надписями своих гнезд. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы главные предохранители генератора, аккумуляторных батарей и электрокипятильника стояли плотно и были до конца ввернуты;
состояние приводного ремня генератора (отсутствие расслоений, надрывов на кромках), правильность сшивки плоского ремня. Ремень, имеющий признаки расслоения, надо немедленно снять и заменить исправным;
наличие предохранительных устройств редуктора, карданного вала, время производства ревизии редуктора;
положение концевых кранов и исправность оттормаживающих поводков и цепочек.
сроки ревизии тормозов, букс и периодического ремонта вагона;
исправность механического привода генератора;
исправность дверей, дверных замков, оконных рам, звонковой сигнализации, электроосветительных приборов (ламп);
исправность действия принудительной вентиляции, для чего с помощью пакетных выключателей или пускорегулировочных реостатов включается электродвигатель вентилятора на соответствующий режим работы в зависимости от времени года;
циркуляцию воды в бойлере и работу центробежного насоса горячего водоснабжения вагона;
наличие и исправность огнетушителей;
исправность кипятильников, холодильной установки, пылесоса;
исправность умывальных чаш и унитазов (особенно механизмов клапанов унитазов), исправность водяных баков и уровень воды в них, наличие измерительной арматуры; исправность умывальных кранов и кранов для мойки посуды;
кроме того, проверяется согласно описи несъемное, а по накладной — съемное оборудование вагона.
Во время отопительного сезона проводник при приеме вагона должен:
ознакомиться с системой отопления данного вагона, расположением основных вентилей расширителя, калорифера, котла, циркуляционного и ручного насосов;
выяснить у сдающего вагон проводника, какие есть замечания по эксплуатации отопительной системы, а также проверить действие электроотопления, паропроводную магистраль, уровень воды в котле и наличие ее в системе водоснабжения (путем включения ручного или циркуляционного насоса до появления воды в контрольной трубе);
проверить наличие отопительного инвентаря (пики, резаки, совки для угля, кочерги, топор) и запаса топлива;
проверить исправность колосниковой решетки котла, гидрометра, термометра, водопробных краников и другой арматуры отопительной системы;
проверить отсутствие шлака в топке и чистоту в котельном отделении, наличие ключей для перекрывания пробковых кранов водоналивных труб и системы отопления, циркуляцию воды в трубах калорифера;
проверить равномерность нагрева обогревательных труб купейной и коридорной сторон;

проверить наличие и состояние устройств, предохраняющих от замораживания нижние головки водоналивных труб.
Оконные рамы ЦМВ с форточками перед началом отопительного сезона ставятся в зимнее положение — уплотняются и запираются. При постановке в зимнее положение опускных оконных рам нажимной наличник плотно прижимается винтами к оконной раме, что создает необходимую герметичность.
Запирание опускной рамы в летнее время при необходимости производится специальным фиксатором. Затрудненное перемещение форточек указывает на неисправность подъемного механизма, который при подготовке вагона в рейс должен быть отремонтирован. Запоры откидных форточек должны периодически смазываться и расхаживаться.
Внутренние поверхности оконных стекол в пунктах формирования поездов должны протираться с предварительным открыванием оконных рам.
Зимой нельзя допускать обледенения или накопления снега в дверных брусках, так как это вызывает расстройство крепления дверей и их перекосы.
При обнаружении неисправностей в вагоне проводник обязан заявить механику-бригадиру поезда для принятия мер к их устранению.
Запрещается отправлять в рейс вагоны с какими-либо неисправностями электрооборудования, отопления, а также с неисправными или неукомплектованными средствами пожаротушения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКОВ, . ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОСЛЕДНИЕ (ХВОСТОВЫЕ) ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

 С марта 1968 г. отменено на всех участках железных дорог сопровождение пассажирских поездов главными кондукторами, за исключением поездов, в которых последние (хвостовые) вагоны обслуживаются проводниками иностранных железных дорог.
В связи с этим на проводников, обслуживающих в пассажирских поездах хвостовые вагоны, возложены дополнительные обязанности и они должны перед отправлением поезда в рейс, при отцепках и прицепках вагонов к этим поездам производить проверку наличия, исправности и чистоты хвостовых сигналов путем неоднократного включения и выключения их, а в пути следования обеспечивать контроль за непрерывным горением этих сигналов. Для обслуживания хвостовых вагонов назначаются опытные проводники со стажем работы не менее одного года.
При вынужденной остановке пассажирского поезда на перегоне проводник обязан проверить видимость хвостовых сигналов вагона, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления идущего вслед поезда принимать меры к его остановке порядком, предусмотренным Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР; а именно: на участках, оборудованных автоблокировкой, ночью, а при плохой видимости сигналов (туман, метель и другие неблагоприятные условия) и днем, а также при остановках в выемках и кривых, если показался вслед идущий поезд, проводник должен зажечь факел-свечу.
Если поезд остановлен на перегоне стоп-краном, проводник должен осмотреть обслуживаемый вагон и в случае обнаружения неисправностей немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива. Машинистам локомотивов запрещается приводить в движение поезд до снятия сигнала остановки проводниками хвостовых вагонов.
Во время отправления поезда со станции, где имелась остановка по расписанию, проводник должен находиться в тамбуре вагона и вместе с проводниками других вагонов и локомотивной бригадой следить за исправностью вагонов и подаваемыми сигналами.
При необходимости сокращенного опробования автотормозов в пассажирском поезде на станциях, где не предусмотрены должности осмотрщиков-автоматчиков или других лиц, на которых возложены эти обязанности, в опробовании принимает участие проводник хвостового вагона и в соответствии с ПТЭ, если при сокращенном 'опробовании не сработает автоматический тормоз последнего вагона, проводник обязан не допускать отправления поезда со станции.
Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, будет поставлен пассажирский вагон другого ведомства или служебно-технический, почтовый, багажный, грузовой и т. д., дополнительные обязанности сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.
Запрещается прицеплять в хвост поезда пассажирские вагоны, не оборудованные врезными электрическими сигнальными фонарями, кроме вагонов, оборудованных хвостовыми навесными электрическими сигнальными фонарями с питанием от локомотива поезда или от вагона.
В случае вынужденной остановки пассажирского поезда на перегоне, когда требуется производить ограждение поезда и смежного пути, машинист ведущего локомотива должен подать сигнал общей тревоги — один длинный и три коротких.
Ограждение производится по указанию машиниста в голове поезда его помощником, а в хвосте — проводником хвостового вагона в порядке, предусмотренном" Инструкцией по сигнализации на железных дорогах.
Ограждение места препятствия, возникшего на смежном пути двухпутного или многопутного перегона, при вынужденной остановке поезда вследствие схода с рельсов, столкновения, развалившегося груза и т. п. производится под руководством начальника или механика-бригадира поезда порядком, указанным в инструкции по сигнализации.
Ночью, а в условиях неблагоприятной видимости и днем, до ограждения места препятствия указанным выше порядком по концам его немедленно устанавливаются и зажигаются факел-свечи (при любых средствах сигнализации и связи на перегоне). Ограждение места препятствия и установка факел-свечей производятся со стороны головы поезда одним из работников локомотивной бригады, а с противоположной стороны — проводником. Проводники ХВО СТОВЫХ и прицепных вагонов в пути следования должны иметь при себе 3 факел-свечи, 6 петард, 2 красных и 2 желтых ручных флажка, ручной сигнальный фонарь. Факел-свечи, петарды и флажки следует хранить в специальных кожаных сумках в служебном отделении вагона.
При пользовании факел-свечами и петардами необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Факел-свеча устанавливается с правой стороны по ходу ожидаемого поезда не ближе 1,5 м. от головки правого рельса и устанавливается под углом 45—60 в сторону приближающегося поезда. Зажигается факел-свеча лишь по окончании ее установки.
Проводнику также запрещается стоять на расстоянии ближе 20 м. от петард, уложенных на рельсы.