Содержание материала

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕНИЯ ГАБАРИТА 0З-Т (РИЦ)
Схема водяного отопления вагонов международного сообщения постройки заводов ГДР показана на рис. 31. Обогрев вагона при следовании по железным дорогам Советского Союза осуществляется при помощи системы водяного отопления. В топке котла сжигается твердое топливо (антрацит). На зарубежных железных дорогах эти вагоны подключаются к поездной паровой магистрали и нагрев воды в системе отопления производится паром от паровоза.
 
В котельном отделении установлен прямоугольный котел 1 западноевропейского типа с бойлером 3, гидрометром 2 и термометром 6. На котле имеется регулятор тяги 4. С расширителем 24 котел соединен трубопроводом, в котором встроен паропитатель 52 и термометр. 

От расширителя отходит разводящая труба 53, проложенная над потолком коридора по всей длине вагона. Около расширителя расположен циркуляционный насос 22, который может отключаться при помощи вентилей 21, 23.  При плюсовых температурах наружного воздуха и при чрезмерном повышении температуры внутри вагона перекрытием запорных вентилей 16 или 45 можно отключить одну ветвь отопительных труб или ослабить горение топлива при помощи регулятора тяги дымовых газов.
Во избежание подачи в пассажирские помещения холодного вентиляционного воздуха нельзя отключать калориферную ветвь перекрытием вентилей 44 или 17. Трубопровод 53 на некотловом конце раздваивается на две трубы 28 и 30, которые подводят воду к ребристым обогревательным трубам 38. Третье ответвление ведет к калориферу 27. Запорные вентили 29, 32 и 33 предназначены для отключения калорифера па случай ремонта, труба 31 — для спуска воды из калорифера.
Кроме ребристых обогревательных труб, в купе под окнами установлены радиаторы. При следовании по зарубежным дорогам отопление вагона паром происходит следующим образом. Пар, поступающий от паровоза по подвагонному паропроводу 7, укрепленному на раме вагона, проходит через водоотделитель и по внутреннему паропроводу 9 поступает в смешивающее сопло 20. Отсюда по трубопроводу 18 пар поступает в паропитатель 52 и далее в расширитель 24, где вода нагревается и затем поступает в трубы отопления. Циркуляционный насос 22 обеспечивает циркуляцию воды в обогревательных трубах. Для соединения подвагонного паропровода с поездным имеются соединительные междувагонные металлические рукава 36, а также запорные краны 37, конструкция и размеры которых стандартные для всех зарубежных дорог.
В зависимости от температуры внутри вагона подача пара регулируется ручным запорным вентилем 19. От паропровода 9 имеется ответвление 13 с вентилем 12, по которому пар поступает к регулятору парового отопления, находящемуся в бойлере. Там пар подогревает воду и затем по трубе через водоотделитель снова поступает в паропроводную магистраль. На трубе 9 установлен парозапорный вентиль 10, водоспускной вентиль (конденсатоотвод) 11, манометр 15, с переключательным вентилем 14.  Парозапорный вентиль 10 служит для регулировки давления пара и отключения его подачи. В системе отопления имеются также: трубопровод 25, соединяющий водяные баки; циркуляционный насос 50, который используется при нагреве воды в котле сжиганием твердого топлива; водоналивная труба 43 для наполнения водой системы отопления; водоналивные трубы 41, 42 для наполнения водяных баков; ручной насос 48; трехходовые краны 47, 49, 51, спускной кран 46 котла; трубопровод 8 для слива излишка воды из расширителя и спускной кран 5. Отопительный котел смонтирован вместе с печью бойлером 3 подогрева воды для мытья посуды и для умывальников. Эта печь летом отапливается самостоятельно твердым топливом. В период отопительного сезона печь не отапливается, вода для мытья посуды и других нужд нагревается дымовыми газами, проходящими через бойлер.