Содержание материала

МЕХАНИЧЕСКАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ВАГОНОВ ПОСТРОЙКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАВОДОВ И ЗАВОДА ПНР
Устройства системы механической принудительной вентиляции вагонов постройки отечественных заводов и завода ПНР схематически показано на рис. 44.


Рис. 44. Схема устройств механической вентиляции вагонов постройки отечественных заводов и завода ПНР

Сдвоенный центробежный вентилятор 3 с приводным электродвигателем 4 установлен над потолком тамбура со стороны котельного отделения. Воздух поступает в вагон через вентиляционные решетки 1, расположенные над входными тамбурными дверями, очищается в фильтрах 2 и проходит через воздухоподогреватель 5 в воздуховод 6, откуда распределяется по пассажирским помещениям через вентиляционные решетки 7. Загрязненный воздух удаляется из вагона через потолочные дефлекторы 8 купе и туалетных помещений, а также через неплотности окон и дверей.
Количество воздуха, подаваемого в вагон, регулируется в зависимости от времени года и населенности вагона увеличением или уменьшением числа оборотов электродвигателя.
Сменной частью вентиляционной установки являются фильтры, которые крепятся над потолком тамбура специальными запорами. Доступ к фильтрам осуществляется через люки в потолке тамбура. Фильтры состоят из 12 сеток. Сетки отштампованы в виде гофров и уложены одна на другую. На вагонах постройки заводов ГДР и ВНР применяются фильтры с наполнителем из штампованных перфорированных пластин.
Фильтры, применяемые в вентиляционных установках ЦМВ, называются масляными фильтрами. Действие их основано на том, что частицы пыли при прохождении через слой сеток, покрытых вязкой масляной пленкой, прилипают к этой пленке и задерживаются на сетках.
В зимний и переходный периоды для увлажнения фильт ров применяется более густое турбинное масло марки Л. Летом для этой цели используется машинное масло марки С. Фильтр погружают в ванну с маслом примерно на 1 ч, после чего избытку масла дают стечь.
Пылеемкость фильтра в граммах (количество пыли, которое может вобрать в себя одна ячейка чистого промасленного фильтра) зависит от его состояния и находится для разных типов фильтров в пределах 600—800 г. Необходимо регулярно сменять загрязненные фильтры на очищенные и промасленные.
В вагонах дальнего следования надо иметь запасной комплект фильтров; для этой цели в потолке тамбура некотлового конца вагона предусмотрено специальное место.
Загрязненность фильтров определяется по таким признакам:
наружная поверхность фильтра покрыта толстым слоем пыли, ячейки сетки или решетки значительно уменьшены, кусочки слипшейся пыли при легком сотрясении сетки легко отстают от нее, поверхность пыли сухая без масляного блеска; количество поступающего в вагон воздуха заметно уменьшается, при этом во время работы вентилятора замечается попадание пыли в вагон из воздуховода.
Продолжительность эффективной работы фильтра зависит от времени года, состояния погоды, особенностей дорог, на которых эксплуатируются вагоны, от качества фильтров и их конструктивных особенностей, степени использования вентиляционной установки и т. п. Иногда, особенно летом, может возникнуть необходимость внеочередной смены фильтров.

В соответствии с типовым технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов, периодичность смены воздушных фильтров устанавливается начальником вагонного депо в зависимости от времени года и направления, на котором эксплуатируются вагоны. При этом должно быть исключено отправление в рейс вагонов с загрязненными фильтрами. Смену фильтров производят по утвержденному графику с записью в особом журнале.
В связи с неполной очисткой воздуха фильтрами часть пыли (примерно от 10 до 30%) поступает в воздуховод и оседает в нем главным образом на нижней стенке. Накопившаяся пыль в момент запуска электродвигателя вентилятора и при повышенных его оборотах подхватывается воздушным потоком и поступает во внутренние помещения вагона. Поэтому рекомендуется регулярно производить продувку каналов путем запуска вентилятора на максимальные обороты примерно на 15—20 мин.
Вагоны межобластного сообщения и некупированные постройки Калининского завода оборудованы устройствами для регулирования количества подаваемого воздуха. Зимой количество подаваемого воздуха уменьшается путем частичного перекрытия воздушного канала заслонкой при помощи рукоятки, помещенной в служебном отделении. Регулирование подачи воздуха в каждую вентиляционную решетку производится посредством ручки и рычага, имеющихся на каждой решетке. По желанию пассажиров можно полностью решетки перекрывать.
Температура подаваемого воздуха должна быть в пределах 20—22° С. В служебном отделении установлен специальный термометр, который показывает температуру воздуха, поступающего в вагон. Подача воздуха в вагон регулируется путем изменения числа оборотов электродвигателя с помощью пакетного переключателя, который включает электродвигатель на низкие, средние и высокие обороты.
В некупированных и мягких вагонах первых выпусков постройки отечественных заводов регулировка производится при помощи регулировочных реостатов. Чтобы включить вентилятор, необходимо:
проверить положение рукояток пускового и регулировочного реостатов (они должны быть в крайнем выключенном положении);

включить пакетный выключатель электродвигателя вентилятора;
повернуть рукоятки пускового и регулирующего реостатов по часовой стрелке и довести число оборотов электродвигателя до требуемого предела.
Вагоны межобластного сообщения постройки завода ПНР имеют систему вентиляции, аналогичную той, которой оборудуются вагоны постройки Калининского завода. В пассажирские отделения воздух подается через ситообразные решетки (мультивенты), изготовленные из твердых пластиков с диаметром отверстий примерно 4 мм. Регулировка количества подаваемого воздуха в вагонах с кондиционированием производится за счет изменения количества отверстий в решетке каждого купе.