Содержание материала

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ ПОСТРОЙКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАВОДОВ
Схема устройства отопительной системы ЦМВ постройки отечественных заводов с трубчатым расширителем-воздухоподогревателем приведена на рис. 29.

Система отопления не купированного вагона
Рис. 29. Система отопления не купированного вагона  
В котельном отделении установлен водогрейный котел 24 конической формы с водяной рубашкой.

Характеристика системы отопления некупированного вагона постройки Калининского завода до 1966 г.
Теплопроизводительность          35 000 ккал/ч
Средний расход угля (антрацит) при максимальной теплопроизводительности 7—8 кг/ч
Емкость котла         280 л
расширителя-воздухоподогревателя  200 »
отопительных труб ... 475 »
общая емкость системы  отопления..955 »
Емкость водяного бака котельного отделения ...50 »
Поверхность нагрева расширителя-воздухоподогревателя        около 4 м2

Поверхность нагрева котла значительно увеличена за счет трех водогрейных труб, расположенных в топочном пространстве под некоторым углом к колосниковой решетке и имеющих сообщение с водяной рубашкой котла.
Расширитель-воздухоподогреватель 22 расположен над потолком малого коридора между котельным отделением и туалетом и соединен с котлом трубой 23. В переднюю и заднюю стенки расширителя поставлены в несколько рядов около 100 воздухоподогревательных труб 20. Во время действия отопительной системы вентилятор направляет через эти трубы поток воздуха, который нагревается и поступает по воздуховоду в купе.
Разводящие трубы 25 идут от расширителя вверху вдоль боковых стен вагона и в противоположном конце, опускаясь d стояки 29, переходят в обогревательные трубы 33, которые проложены над полом, и присоединяются к нижней части котла. Обогревательные трубы перед соединением с котлом проходят через грязевики 5 и 35 (отстойники грязи), расположенные в виде закрытых цилиндров под пазом вагона. Для усиления циркуляции воды верхние трубы до стояков изолированы войлоком и обшиты клеенкой.
Нижние трубы для увеличения нагревательной поверхности выполнены в виде двух параллельных сообщающихся между собой груб диаметром 65 мм.
В котельном отделении помещен запасной бак для питания водой котельной установки, который пополняется водой из системы водоснабжения через кран 12. Ручной поршневой насос 14 предназначен для подачи воды из бака в кигел, а также для усиления циркуляции воды в системе.

Особенности обслуживания системы отопления

В теплое время года обходной канал воздухоподогревателя 17 находится в открытом положении. В этом случае воздух подается вентиляционной установкой в обход воздухоподогревательных труб через воздушный канал в пассажирские помещения вагона.
Во время отопительного сезона обходной канал закрывается, ручка в служебном отделении ставится в положение «Закрыто» и воздух направляется в купе вагона через обогревательные трубы и воздушный канал.
Расширитель-воздухоподогреватель на вагонах с трубчатым воздухоподогревателем не оборудован циркуляционной трубой, поэтому при отключении от котла обеих ветвей отопительных труб циркуляция воды в расширителе прекращается и обогрев воздуха резко ухудшается.
При обслуживании отопительной установки с трубчатым расширителем-воздухоподогревателем необходимо выполнять следующие требования:
а)  ставить заслонки обходного канала в положение: зимой — «Закрыто», летом — «Открыто»;
б)  при низких температурах наружного воздуха форсировать топку котла и периодически производить искусственную циркуляцию при помощи ручного насоса;
в)  обеспечить наивысший уровень воды в расширителе- воздухоподогревателе. В противном случае верхние ряды воздухоподогревательных труб обнажаются и не подогревают воздух;
г)  в связи с отсутствием циркуляционной трубы расширителя-воздухоподогревателя обогрев вагона воздухом при отключенных трубах не обеспечивается, поэтому обогрев этих вагонов можно производить только через отопительные трубы.

При чрезмерном повышении температуры в вагоне рекомендуется частично перекрывать нижние трубы или полностью перекрывать коридорную ветвь.
Система отопления оснащена значительным количеством вентилей и кранов, при помощи которых устанавливается режим обогрева вагона. Каждый вагоностроительный завод установил различную условную нумерацию вентилям и кранам, имеющим одинаковое назначение.
Местонахождение и назначение вентилей и кранов показаны на схемах систем отопления.

Порядок обслуживания системы отопления

Соблюдение необходимого режима работы системы отопления достигается постановкой вентилей и кранов в определенное положение, которое указано в табл. 7.
Таблица 7

Наименование режимов отопления и питания водой

Положение вентилей и кранов (номера позиций даны на рис 29)

Слив воды из труб коридорной стороны

Закрыть вентили 36, 21 и кран 37, открыть кран 31 и пробку грязевика 35

Слив воды из запасного бака

Открыть кран 6

Пополнение котла водой
из запасного бака при помощи ручного насоса

Закрыть краны 3, 37, открыть краны
4, 15 и качать ручным насосом

на стоянках

То же. При отсутствии воды в системе водоснабжения наливать ее через нижнюю наливную трубу от водоразборной колонки или путем предварительного наполнения бака водой вручную