Содержание материала

Глава XIII
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ ВАГОНОВ С ПАССАЖИРАМИ И ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ПОСАДКЕ И ВЫСАДКЕ ПАССАЖИРОВ НА СТАНЦИЯХ
Пассажирские составы для посадки пассажиров на станциях формирования и оборота подают к платформе не позднее чем за 40 мин до отправления поезда в рейс.
Вагоны должны быть хорошо провентилированы (механическая вентиляция вагонов должна включаться не позже чем за 20 мин до начала посадки пассажиров независимо от времени года), в темное время освещены, в отопительный сезон обогреты до температуры воздуха не ниже + 16 С.
Проводники обязаны перед осаживанием составов под посадку разогревать кипятильники и готовить чай пассажирам, а также заблаговременно навешивать на обеих сторонах вагона маршрутные доски и устанавливать порядковые номера врезных фонарей вагонов, при необходимости надевать приводной ремень генератора. Если состав подан под посадку пассажиров к низкой платформе (высотой 150—200 мл), то проводники перед посадкой пассажиров обязаны о цельнометаллических вагонах открыть входные двери рабочих тамбуров и закрепить их установленными на торцовой стене фиксаторами, поднять откидные площадки и закрепить их на запоры. Если состав подан к высокой платформе (высотой 1 100 мм), откидные площадки не поднимаются. Поручни дверей рабочего тамбура необходимо протереть тряпками, а в ЦМВ — и поручни откидной площадки.
 Посадка пассажиров в вагон начинается после оповещения об этом по громкоговорящей сети станции (вокзала) или в пути следования после одного удара колокола.
Во время посадки пассажиров в спальные вагоны открывается только одна дверь. При этом один проводник находится около открытой двери для проверки проездных документов и соответствий веса ручной клади установленной норме, заполняет бланк учета занятости мест в вагоне. Другой проводник при посадке находится в вагоне и размещает пассажиров по местам в соответствии с проездными документами.
С января 1968 г. на станциях формирования и оборота пассажирских поездов разрешается производить посадку пассажиров в вагоны без проверки проводниками проездных документов:
во все поезда международного сообщения;
фирменные;
все пассажирские поезда (кроме местных), отправляемые со станций Москва, Ленинград, Киев, Минск, Тбилиси, Баку, Ереван, Ташкент, Алма-Ата, Душанбе, Фрунзе, Ашхабад, Рига, Вильнюс, Таллин, Кишинев и Одесса.
После отправления поезда с выше указанных станций проводник должен проверить билеты у пассажиров и заполнить бланк учета занятости мест в вагоне.
С лета 1969 г. разрешено продавать на промежуточных станциях билеты в общие вагоны местных поездов без указания номеров вагонов и мест, не ожидая телеграммы о наличии свободных мест в поезде (продажа билетов в спальные вагоны производится в установленном порядке).
В связи с этим посадку пассажиров в местные поезда можно производить в любой общий вагон. Проводникам необходимо оказывать содействие пассажирам в переходе из вагона в вагон, обеспечивая равномерную населенность всех общих вагонов поезда.
Проводник, находящийся во время посадки в вагоне, обязан строго следить за тем, чтобы пассажиры укладывали свои вещи аккуратно и в положенные места, не ставили на диваны твердых и режущих предметов, не ложились на диваны в обуви, не ставили чайники или ведра с кипятком на диваны или подоконные столики. Пассажиры должны подниматься на подъемные спинки для лежания только по лестницам. Проводник обязан предупредить провожающих, что они должны покинуть вагон не позднее чем за 2 мин до отправления поезда. На станциях, где стоянка поезда не превышает 5 мин, провожающие в вагоны не допускаются.
В поездах дальнего и местного сообщения пассажир должен занимать место, указанное в билете, а в вагонах пригородных поездов — любое свободное место.
В пути следования разрешается механикам-бригадирам пассажирских поездов в отдельных случаях допускать в общие вагоны при наличии свободных мест пассажиров, имеющих транзитные билеты, но не успевших из-за опоздания поезда, с которым они прибыли, оформить их в кассе станции. В этом случае механик-бригадир должен немедленно произвести компостирование билетов и получить от пассажиров при необходимости соответствующие доплаты. При этом на билетах делается надпись наименования станции, указывается номер поезда, дата его отправления и все это заверяется подписью.
Посадка пассажиров одновременно с обоих тамбуров вагона производится на станциях формирования и оборота составов в общие вагоны с местами для сидения при об служивании вагонов двумя проводниками.
Проводник, находящийся при посадке у открытой двери, должен иметь при себе сигналы: днем — флаги, ночью — зажженный сигнальный фонарь. Проводник должен требовать предъявления билетов пассажирами, а не провожающими.
Кроме того, предупреждать пассажиров, чтобы они не забыли билеты у провожающих. Лица, не предъявившие проездных документов или не оформившие их надлежащим образом, в вагон не пропускаются.
При обнаружении проводником при посадке неправильно оформленных кассой проездных документов или в случае выдачи пассажиру билета без наличия свободных мест в вагоне механик-бригадир и проводник вагона обязаны пропустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде, а также к исправлению неправильно оформленных проездных документов.
Если при посадке обнаружен билет без компостера, без указания станции назначения, с неправильным названием станций и другими неточностями, допущенными по вине железнодорожных работников, билета признаются дефектными и отбираются, пассажир пропускается в вагон, механик-бригадир поезда составляет об этом акт в соответствии с Тарифным руководством № 5. На основании указанного акта дефектные документы обмениваются механиком-бригадиром поезда в билетной кассе без участия пассажира на новые. Новый билет и составленный акт доставляются для подписи пассажиру в вагон.
 

Когда случай неправильной выдачи билета обнаружен в поезде, проводник обязан составить акт, который пересылается резервом проводников на станцию, выдавшую этот билет. Если при посадке возникли недоразумения, они должны быть немедленно разрешены на месте начальником вокзала или дежурным по вокзалу, дежурным по посадке или механиком-бригадиром.
Для создания более удобного проезда одиночно следующим женщинам во всех мягких, мягко-жестких и купированных вагонах скорых и пассажирских поездов выделяются вторые купе. Билеты в это купе продаются в кассах станций только женщинам.
Забота о пассажире начинается с момента посадки. В пути следования по просьбе женщин проводники обязаны размещать их в одном купе. По желанию пассажира замена занимаемого им места на другое свободное место и обмен местами между пассажирами в том же вагоне разрешаются проводником вагона.
Проводник обязан не только организованно и своевременно провести посадку, но и хорошо устроить каждого пассажира в вагоне, обеспечить его постельным бельем, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями, книгой, свежей газетой, журналом, шахматами, домино и т. п.
Во всех вагонах пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Верхние багажные полки, предназначенные для укладки ручной клади, занимать для лежания пассажиров запрещается. При массовых перевозках пассажиров в отдельных случаях по распоряжению МПС разрешается пассажирам занимать верхние багажные полки для лежания.
Перед высадкой пассажиров проводник после остановки поезда должен выйти впереди пассажиров, открыть дверь, а если нужно — и откидную площадку, вытереть поручни и обеспечить безопасную высадку пассажиров.
Некоторым пассажирам приходится выходить из ва гона ночью, другим — на станциях со стоянкой поезда 1—2 мин. Поэтому проводники вагонов обязаны предупреждать пассажиров за 20—30 мин до высадки, оказывать помощь в выносе вещей, вызвать, если это необходимо, носильщиков, помочь выйти из вагона. Проездные билеты транзитным пассажирам выдаются не позже чем за 30 мин до прибытия поезда в пункт пересадки. Перед прибытием пассажиров на станцию назначения проводники вагонов
обязаны погасить их проездные документы путем надрыва билета (квитанции доплат) и возвратить эти документы пассажиру перед выходом из вагона.