Содержание материала

Для бесперебойной работы вентиляционных устройств в любое время года необходимо обеспечить исправность электрооборудования вагона, вентиляционного агрегата и других элементов системы принудительной вентиляции.
Порядок эксплуатации устройств вентиляции, режим их работы зависят от времени года, климатических условий, времени суток, температуры наружного воздуха, населенности вагона и его типа. Все это требует от обслуживающего персонала хорошего знания устройств вентиляции, правил их эксплуатации и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к пассажирским помещениям вагона.
Работа вентиляционных устройств ЦМВ происходит по двум основным режимам: зимнему и летнему. В отопительный сезон, когда работает система отопления, применяется зимний режим. В период между отопительными сезонами применяется летний режим вентиляции. На дорогах СССР отопительный сезон для пассажирских вагонов начинается при температуре наружного воздуха в дневное время ниже 10о С и заканчивается при температуре свыше 10° С.
Зимний режим работы вентиляции. При зимнем режиме независимо от устройства системы вентиляция должна обеспечить подачу внутрь вагона требуемого количества подогретого воздуха в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Для закрытия обходного канала воздухоподогревателя в некупированных вагонах переключатель заслонки, расположенный над верхней полкой служебного отделения со стороны распределительных щитов, переводится в положение «Закрыто»; в купированных вагонах переключатель заслонок, находящийся в котельном отделении, а в вагонах постройки заводов ВНР — над потолком тамбура котлового конца, ставится в положение «Зима».
Подаваемый в вагон воздух подогревается до температуры не ниже 20 С. Это достигается в некупированных вагонах изменением количества подаваемого воздуха, т. е. регулировкой пускорегулировочным реостатом числа оборотов электродвигателя и поддержанием должной температуры воды в котле. В купированных вагонах надлежащий подогрев воздуха обеспечивается правильным режимом работы котла и усилением циркуляции воды в воздухоподогревателе.
Если при работающем вентиляторе в некупированный вагон подается недостаточно подогретый воздух, температура которого ниже, чем температура воздуха внутри вагона, надо уменьшить число оборотов электродвигателя и усилить огонь в топке котла. Если же в вагоне стало очень жарко, следует уменьшить огонь в топке котла и увеличить приток воздуха путем повышения числа оборотов электродвигателя вентилятора.
При нормальной населенности вагона вентиляция зимой должна работать периодически по 10—15 мин, а нагрузка электродвигателя вентилятора не должна превышать 15— 20 а. В период работы вентиляционной установки дефлекторы пассажирского отделения обязательно должны быть приоткрыты на 10—15 мм, чтобы использованный воздух мог свободно выходить из вагона. При закрытых дефлекторах ухудшаются условия воздухообмена в вагоне, возрастает влажность воздуха, запотевают оконные стекла. В некотловом конце вагона дефлекторы рекомендуется открывать больше, чем со стороны котельного отделения. Примерно они должны быть приоткрыты на 20—25 мм. В котельном отделении и туалетах дефлекторы, как правило, должны быть всегда открыты независимо от времени года.
Отбойные щитки вентиляционных решеток в некупированных вагонах в зимний период устанавливаются в горизонтальное положение, чтобы направить воздушный поток в сторону от пассажиров.
Обильное выделение влаги на поверхности оконных стекол свидетельствует о высокой влажности воздуха 
внутри вагона и является признаком недостаточной вентиляции. В таких случаях необходимо усилить обмен воздуха путем увеличения оборотов вентилятора (если нужно, одновременно усилить и топку котла), перерывы в работе вентилятора сокращаются. Нельзя снижать температуру воды в котле до такой степени, что вентиляционный воздух перестает прогреваться. В переходный период при температуре наружного воздуха 0 С и выше, когда отопление вагона требуется уменьшить, можно отключить одну или обе ветви отопительных труб, однако температура воды в котле и воздухоподогревателе должна поддерживаться достаточная для подогрева воздуха. При отключении отопительных труб необходимо проверить, чтобы циркуляционная труба, соединяющая воздухоподогреватель  была открыта и чтобы циркуляционный насос обеспечивал искусственную циркуляцию воды через воздухоподогреватель.
В случае повреждения вентилятора или пусковых устройств, отсутствия электроэнергией других неисправностей вентиляция вагона осуществляется при помощи дефлекторов, а в летнее время еще и открыванием форточек.
Летний режим работы вентиляции. Вентиляция ЦМВ в летний период значительно упрощается, так как отпадает необходимость регулировки температуры подаваемого воздуха и температуры в вагоне. Последняя, как известно, летом зависит при нормальной вентиляции от времени суток, населенности вагона и наружной температуры.
Суточные колебания температуры являются определяющими факторами для режима вентиляции пассажирских вагонов в летний период.
При подготовке вагонов к летним пассажирским перевозкам необходимо закрыть рециркуляционный канал со стороны коридора, открыть обходной канал в некупированных вагонах, а в купированных вагонах переключатель заслонок поставить в положение «Лето». Нужно также полностью открыть все потолочные дефлекторы. При температуре наружного воздуха и внутри вагона свыше 20° С в дневное время и полной населенности вагона вентилятор, как правило, должен работать непрерывно на больших оборотах с выключением только во время движения поезда на 10—15 мин в течение часа. Нельзя выключать вентилятор на остановках, так как в вагоне ввиду застоя воздуха становится душно. Кроме того, при выключении вентилятора на стоянках не используется ток аккумуляторной батареи, если генератор находится в рабочем положении, что приводит к перезарядке и преждевременному износу батареи.
В период сухой погоды при следовании поезда по пыльным участкам пути, когда вокруг вагонов создается завихрение пыли, целесообразно включать вентилятор на максимальное число оборотов и избегать открывания форточек. Таким образом обеспечивается постоянный обмен воздуха в вагоне, создается некоторый воздушный подпор, что уменьшает проникание пыли в вагон через неплотности окон и дверей.
С повышением температуры воздуха внутри вагона до 26° С и более, особенно во второй половине дня, даже при Непрерывно работающем вентиляторе в вагоне ощущается духота, поэтому необходимо использовать форточки для проветривания пассажирских помещений. Форточки целесообразно открывать с правой стороны по ходу поезда. При особо высоких температурах — до 35° С и выше (на дорогах Юга и Средней Азии) — принудительная вентиляция ЦМВ становится малоэффективной. В таких случаях для проветривания вагона открывают форточки с обеих сторон.
Ночью, когда температура наружного воздуха падает и кузов вагона охлаждается, непрерывно работающий вентилятор может быстро переохладить вагон. В это время следует включать вентилятор периодически на небольшое время — примерно на 10—15 мин.
В летний период необходимо особое внимание обращать на чистоту и своевременную замену фильтров. В поездах дальнего следования летом, как правило, фильтры должны заменяться после каждого рейса, а в особо дальних поездах — в пунктах формирования и оборота.
Режим работы вентиляции в переходный период. В переходный период года, как правило, температура наружного воздуха в дневное время держится на уровне от 0 до +10° С.
В это время котел отопления должен быть в действующем состоянии; обходной канал в некупированных вагонах устанавливается в закрытое положение, а режимные переключатели в купированных вагонах — в положение «Зима»; потолочные дефлекторы приоткрываются примерно на 15 мм в котловом конце вагона и на 25 мм в некотловом конце.
Вентилятор в переходное время года включается периодически в зависимости от населенности вагона и температуры воздуха внутри вагона. При температуре наружного воздуха от 0 до +10° С с помощью вентиляционной установки одновременно может производиться и отопление вагона подогретым воздухом. Сеть труб отопления в случае чрезмерного повышения температуры в вагоне может отключаться с одной или даже с обеих сторон, при этом необходимо усилить циркуляцию воды через калорифер путем искусственной циркуляции. Однако при падении температуры ниже 0° С, чтобы избежать замерзания возвратной трубы в полу вагона, разобщительные вентили отопительных труб со стороны купе должны быть в открытом положении.
В табл. 11 приводится порядок эксплуатации устройств отопления и вентиляции ЦМВ в зависимости от температуры воздуха, а также конструктивных особенностей отдельных типов вагонов.

Таблица 11