Содержание материала

Все свободные места в вагонах поездов дальнего следования при отправлении со станций формирования и оборота, а также освобождающиеся в пути следования должны своевременно учитываться.
Для своевременной информации станций о наличии свободных и освобождающихся мест установлен единый порядок учета таких мест. Каждый проводник вагона обязан с момента начала посадки точно учитывать места, занимаемые пассажирами в вагоне, на бланке формы ЛУ-72.
При учете мест в спальных жестких,  мягких, мягко-жестких и вагонах СВ проводник указывает номера мест, занимаемых пассажирами в вагоне, и станции их освобождения, в общих жестких и межобластных вагонах указывает все пункты высадки и количество высаживающихся пассажиров. Изменение населенности в вагоне в связи с посадкой или высадкой пассажиров должно отражаться проводником в учетном бланке. Проводник отвечает за правильность учета населенности вагона.
Сведения о свободных и освобождающихся местах проводники обязаны заблаговременно передавать механику- бригадиру поезда. Для этого проводники головного и хвостового вагонов до прибытия поезда на участковую станцию заполняют бланк формы ЛУ-73, указывая в нем раздельно наличие в вагоне свободных мест к данной участковой станции, включая высадку на ней пассажиров и количество освобождающихся мест на промежуточных станциях впереди лежащего участка (включая следующую участковую станцию), заверяют его своей подписью, после чего бланк передают проводнику соседнего вагона для внесения таких же сведений и дальнейшей передачи по цепочке с таким расчетом, чтобы оба бланка поступили к механику-бригадиру до прибытия поезда на участковую станцию.
При отсутствии свободных мест в вагоне, а также если не предполагается высадка пассажиров, проводник прочеркивает в бланке графы против номера своего вагона и расписывается.

В случае прицепки к поезду беспересадочного вагона проводник его обязан до прибытия на первую участковую станцию сообщить механику-бригадиру сведения о населенности вагона и в дальнейшем давать сведения о местах в установленном порядке.
На основании полученных от проводников сведений о наличии свободных и освобождающихся мест механик- бригадир немедленно подготовляет и по прибытии поезда на участковые станции, указанные в книжке расписаний, сдает сводные сведения:
при стоянке поезда до 10 мин, а также на станциях со стоянкой поезда свыше 10 мин, но имеющих тоннели, кон- корсы и переходные мосты, непосредственно у поезда дежурному по вокзалу или другому уполномоченному на то агенту станции; во всех остальных случаях — в билетную кассу или дежурному по вокзалу.
При этом механик-бригадир (начальник) поезда обязан сдать:
предварительную телеграмму формы ЛУ-74 с указанием по установленному шифру сведений об освобождающихся местах на станциях согласно установленному перечню станций, указанных в книжке расписания;
сведения для схемы № 2 (форма Л У-75) о полном наличии свободных мест на момент прибытия поезда на данную участковую станцию, включая высадку пассажиров на ней, и отдельно на том же бланке предстоящую высадку пассажиров на промежуточных станциях (постанционно) впереди лежащего по ходу поезда участка, включая следующую участковую станцию. Если же в адрес начальника этой (впередилежащей) участковой станции или старшего билетного кассира была дана предварительная телеграмма о предстоящей высадке пассажиров, то из второго раздела сведений для схемы № 2 указанное в предварительной телеграмме количество мест механиком- бригадиром поезда исключается.
Если нет свободных мест в поезде и не предвидится высадка пассажиров, то в бланк формы ЛУ-75 вписывается текст «Свободных мест нет». На копиях учетных документов механика-бригадира (начальника) поезда дежурный агент станции, принявший сведения, должен поставить должностной мастичный штемпель и расписаться.
В телеграмме после обозначения номера поезда, на который разрешается продажа билетов, указывается условный шифр (буква). Буквой условно обозначается, в каких вагонах имеются свободные места: СВ — в мягкий вагон с двухместным купе, М — в мягкий вагон с четырехместным купе, ПЛ — в жесткий некупированный плацкартный вагон, К — в купированный жесткий вагон, О — в общий жесткий вагон, МК — в мягко-жесткий вагон (Микст), ОБл—межобластной вагон. В шифрах СВ, М, К, ПЛ, О, ОБл числителем обозначается порядковый номер вагона, а знаменателем — число свободных мест; в шифре МК числитель обозначает номер вагона, первый знаменатель — число мягких мест, второй — число жестких купированных. Число мест · указывается прописью.
При наличии в составе пассажирского поезда беспересадочных вагонов или вагонов с переменным трафаретом механик-бригадир (начальник) поезда обязан в установлен ном порядке сообщать сведения о свободных местах в этих вагонах с указанием пункта их назначения.
Начальникам станций и вокзалов запрещается производить продажу билетов пассажирам сверх количества, указанного в сведениях о свободных местах.
Начальник вокзала станции формирования или оборота состава не позднее 15 мин после отправления поезда передает на первую участковую станцию сведения по схеме №2 (форма ЛУ-75) о наличии свободных мест в каждом вагоне отправленного поезда за вычетом выданных мест и оставленных для промежуточных станций впередилежащего участка, а также о количестве билетов, проданных до первой участковой станции (включительно).
Механик-бригадир (начальник) поезда подает предва рительные телеграммы, как правило, с первой участковой станции после пункта формирования или оборота данного поезда на станции, указанные в перечне, опубликованном в служебной книжке расписания движения пассажирских поездов по пути следования поезда. При посадке значительного количества пассажиров на станциях, расположенных после первой участковой станции (брони, пополнение состава и др.), механик-бригадир (начальник) поезда может дать предварительную телеграмму с последующих участковых станций, но не позднее чем через 6 ч. после отправления поезда с пункта формирования или оборота.
Механики-бригадиры (начальники) поездов Дальневосточного и Среднеазиатского направлений предварительные телеграммы подают на все станции, указанные в перечне  по ходу поезда до станций соответственно Новосибирск, Илецк, Оренбург и Целиноград включительно, а после них — с первой участковой станции на все последующие станции по перечню. В такой же последовательности подают предварительные телеграммы на поезда обратного направления.
Проводники вагонов несут ответственность за правильный учет мест в вагоне и своевременную передачу сведений о них механику-бригадиру (начальнику) поезда. Механик- бригадир (начальник) поезда отвечает за правильную организацию учета свободных и освобождающихся мест в поезде, своевременную и полную передачу этих сведений станциям.
Предварительные телеграммы об освобождающихся ме стах в транзитных поездах на станции участков с центра лизованным руководством продажей билетов даются механиками-бригадирами (начальниками) поездов в установленном порядке в адрес старшего билетного кассира по распределению мест (ЛБЖ) соответствующих станций, с указанием количества высаживающихся пассажиров на всех станциях диспетчерского участка (постанционно). Местонахождение ЛБЖ и границы диспетчерского участка сообщаются механикам-бригадирам (начальникам) поездов в резервах проводников.
При наличии в прибывшем поезде большего количества мест, чем было указано в сведениях, разрешается производить посадку транзитных пассажиров в вагоны по указанию механика-бригадира (начальника) поезда с последующим оформлением билетов в установленном порядке.
Порядковая нумерация пассажирских вагонов в поезде как со станций формирования, так и со станций оборота составов устанавливается от головы поезда к хвосту. В случае нарушения нумерации механик-бригадир поезда при сообщении станциям о наличии мест обязан указать в телеграмме также фактическую нумерацию вагонов в поезде.
Проводники пассажирских вагонов должны помнить, что неправильный учет и несвоевременная передача сведений о наличии свободных мест в поездах являются грубым нарушением дисциплины на железнодорожном транспорте, ухудшающим обслуживание пассажиров в поездах и наносящим материальный ущерб транспорту.
Более подробно об этом сказано в соответствующих инструкциях МПС.