Содержание материала

руководство проводнику пассажирских вагонов - обложка

РУКОВОДСТВО ПРОВОДНИКУ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
ВСЕСОЮЗНОЕ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, Москва 1960

Руководство составлено в соответствии с действующими приказами, распоряжениями и инструкциями МПС. В нем содержатся необходимые для проводников сведения об обслуживании и условиях перевозки пассажиров, устройстве, эксплуатации и ремонте пассажирских вагонов; дано краткое описание технологического процесса обработки пассажирских составов.
Руководство написали:
инж. ЩЕРБАКОВ В. П. и инж. РАБИНОВИЧ А. Б.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Благодаря неустанной заботе партии и правительства успешно осуществляется программа коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта. Значительная часть железнодорожных линий переведена на электрическую и тепловозную тягу. Локомотивный парк пополнился новыми мощными электровозами и тепловозами. Парк пассажирских вагонов состоит теперь преимущественно из комфортабельных цельнометаллических пассажирских вагонов, оснащенных роликовыми подшипниками, источниками электрического тока, надежной системой отопления, искусственной вентиляцией, улучшенной отделкой пассажирских помещений и другими устройствами, предназначенными для создания удобств пассажирам.
Техническое обслуживание пассажирских поездов сейчас производится пунктами технического осмотра, а наблюдение за исправной работой вагонов при следовании поезда осуществляется проводниками вагонов.
В целях создания максимального удобства для пассажиров и содержания вагонов в исправном состоянии про водники вагонов обязаны хорошо знать правила перевозки пассажиров, устройство и правила эксплуатации пассажирских вагонов и их отдельных ответственных узлов отопления, водоснабжения, вентиляции, электрооборудования, автотормозов и ходовых частей.
Книга «Руководство проводнику пассажирских вагонов» рассчитана на то, чтобы оказать помощь проводникам вагонов в их практической работе по содержанию вагонов и обслуживанию пассажиров, а также может служить и качестве учебного пособия для подготовки проводников.
Настоящее четвертое издание книги переработано и пополнено с учетом новых Правил технической эксплуатации и изменений условий перевозки пассажиров. Значительно переработан раздел «Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов»; дано описание устройства и эксплуатации новых цельнометаллических вагонов, горячего водоснабжения, холодильных установок, обогревательных устройств наливных труб и др.
Для удобства пользования материалом порядок эксплуатации системы отопления, вентиляции и электрического оборудования отдельных типов вагонов сведен в отдельные таблицы.

ГЛАВА I
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Требования, предъявляемые к проводнику вагонов

Лица, назначаемые проводниками вагонов, должны знать:
а)    Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Правила техники безопасности работы проводников, должностную инструкцию, условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади и багажа по железным дорогам Союза ССР, Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР, а также основные приказы Министерства путей сообщения, касающиеся пассажирских перевозок;
б)    Правила противопожарной безопасности и уметь применять имеющиеся в вагоне средства пожаротушения;
в)    устройство пассажирских вагонов — ходовых частей, тормозов, электрооборудования, приборов отопления, принудительной вентиляции, холодильных установок, устройств для кондиционирования воздуха и владеть знаниями эксплуатации этих устройств;
г)    географическое расположение важнейших станций железных дорог, морских и речных портов, курортов Союза ССР и уметь пользоваться справочниками и книжками расписаний поездов.

На проводников вагонов возлагаются обязанности следить за исправным состоянием вагонов в пути следования и нормальной работой автотормозов, ходовых частей и электрооборудования.
Проводник должен обладать производственными навыками по текущему содержанию и ремонту вагонов, самостоятельно устранять мелкие неисправности внутреннего оборудования и приборов отопления, уметь надевать и снимать приводные ремни подвагонных генераторов. Правильно эксплуатируя оборудование вагонов, проводник обязан не допускать порчи и выхода этого оборудования из строя.
После оформления на работу проводнику вагонов выдаются служебное удостоверение, Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкция по сигнализации и должностная инструкция, Инструкция по эксплуатации цельнометаллического вагона, ручной сигнальный фонарь и комплект сигнальных флагов, книжка расписания движения пассажирских поездов, набор ключей от дверных замков вагона, папка для хранения билетов (в вагонах плацкартных, мягких и СВПС). Кроме того, проводнику выдается форменное обмундирование.
Каждому проводнику вагонов дальнего следования выдается также спецодежда — халат из хлопчатобумажной ткани, белая куртка и две пары перчаток (белые и резиновые).
Все это принимается проводником под расписку по ведомости. Полученное имущество и документы должны бережно храниться и содержаться в порядке.
При исполнении служебных обязанностей проводник должен иметь при себе комплект сигнальных флагов, сигнальный фонарь, ключи от дверных замков вагона, книжку расписания движения пассажирских поездов, папку для хранения билетов, а также инвентарь для уборки вагонов, халат, белую куртку и перчатки, комплект отопительного инвентаря (в зимнее время).
Находясь на работе, проводник должен быть чисто и опрятно одет в форменное обмундирование.

Подчиненность проводника вагонов

Проводник вагонов принимается на работу, перемещается и освобождается от работы начальником вагонного депо, резерва или начальником вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок.
Проводник непосредственно подчиняется:
при нахождении в резерве — начальнику резерва, заведующему поездными бригадами резерва проводников или начальнику поездного цеха вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок;
в рейсе — электромеханику-бригадиру поезда.

Права, обязанности и ответственность проводника вагонов

Проводник имеет право проверять проездные документы у пассажиров как при посадке их в вагон, так и в пути следования в любое время суток.
Проводник обязан следить за исправным состоянием вагона, содержать его в порядке и чистоте, обеспечивать нормальную температуру в вагоне и вентиляцию воздуха, внимательно и заботливо относиться к пассажирам, создавая им удобные условия проезда, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, следить за тем, чтобы на раме вагона, его тележках и других частях не имелось посторонних предметов.

Проводник вагона несет ответственность за:
а)    проезд безбилетных пассажиров в вагоне, а также в тамбурах, на переходных площадках и подножках вагона;
б)    отказ принять в вагон пассажиров, имеющих проездные документы на данный поезд;
в)    скрытие свободных мест в вагоне;
г)    провоз в вагонах огнеопасных предметов (спирт, бензин, керосин и т. п.);
д)    невыполнение установленных правил содержания пассажирских вагонов и нарушение нормального обслуживания пассажиров;
е)    утрату или повреждение внутреннего оборудования вагонов, постельных принадлежностей и другого инвентаря (в частности, за несохранность приводных ремней подвагонных генераторов);
ж)   допущение порчи оборудования вагонов, в частности замораживание системы отопления;
з)        самовольное оставление вагона без надзора.

Проводникам воспрещается провозить продукты и не относящуюся к их работе кладь, кроме продуктов питания и личных вещей, необходимых в пути следования.
В вагоне проводникам предоставляются служебное отделение и места для отдыха.
В некупейных вагонах пассажирских поездов, находящихся в пути следования в одном направлении сутки и более, выделяется для отдыха одно двухместное отделение для проводников, обслуживающих два смежных вагона.
В жестких купейных вагонах пассажирских поездов находящихся в пути следования в одном направлении двое суток и более, выделяется для отдыха одно двухместное купе для проводников, обслуживающих два жестких купейных вагона.

Время работы и отдыха проводников

Обслуживание пассажирских вагонов, находящихся в эксплуатации, производится проводниками, прошедшими специальное обучение и имеющими удостоверения о сдаче испытаний. Количество проводников, обслуживающих один вагон в пути следования, устанавливается в зависимости от продолжительности рейса. Для обслуживания служебных и специально-технических вагонов вне зависимости от продолжительности рейса выделяются два проводника (с подменой на их выходные дни).
Пригородные поезда обслуживаются бригадой проводников (по действующим нормам).
Рабочее время проводников слагается из времени, затрачиваемого на прием и сдачу вагонов на станции формирования и обслуживание вагонов в пути следования.
В зависимости от местных производственных условий норма времени на прием и сдачу пассажирских вагонов для каждого поезда утверждается начальниками служб вагонного хозяйства и начальником Дирекции международных и туристских перевозок.
Время на обслуживание вагона в пути следования учитывается каждому из двух проводников в размере 50% общего количества часов нахождения поезда в пути следова ния (от момента отправления поезда со станции формирова ния до его прибытия на станцию оборота и обратно).
В период массовых пассажирских перевозок (июнь— сентябрь) допускается сокращение времени отдыха работников поездных бригад пассажирских поездов. Им может предоставляться (по согласованию с профорганизацией) отдых по месту постоянной работы в размере не менее 50% полной нормы отдыха. (Если за рейс полагается отдых менее двух суток, отдых должен предоставляться полностью.)
В таких случаях по окончании массовых пассажирских перевозок недоиспользованное проводниками время отдыха должно быть компенсировано путем предоставления отгула или присоединения его к очередному отпуску с выплатой за это время установленной тарифной ставки.

Проводники пассажирских вагонов в период с октября по апрель могут с их согласия переводиться на другую работу сроком до трех месяцев с выплатой заработной платы по фактически выполняемой работе. При нежелании переходить на другую работу проводникам разрешено предоставлять на тот же срок отпуск без сохранения заработной платы. Эти действия (перевод, отпуск) администрация может осуществлять по согласованию с местным комитетом профсоюза.
Проводники вагонов в период отпуска без сохранения содержания могут поступать на временную работу в другие предприятия, учреждения и организации по предъявлении справки администрации (основного места службы) о предоставленном им отпуске без сохранения содержания. Запись в трудовой книжке о предоставлении этого отпуска, а также о временной работе в других организациях в таких случаях не производится.
В связи с предоставлением работникам поездных бригад отпусков без сохранения содержания оплата за время очередного отпуска производится из расчета среднего заработка за фактически отработанное время в данном рабочем году по основному месту работы.
Учет рабочего времени проводников, обслуживающих вагоны (поезда), не предусмотренные расписаниями, осуществляется следующим образом:
а)   при следовании поезда (или отдельного вагона) с пассажирами и без них проводникам засчитывается, как и при поездной работе, по 12 ч в сутки;
б)   при обслуживании пассажирских вагонов, выделяе мых в арендное пользование различными организациями, назначаются 2 проводника на вагон с учетом работы каждого из них в пути следования по 12 ч в сутки.