Содержание материала

Вагоны международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ) оборудованы тормозом типа КЕс (Кнорр единый скоростной). Автотормозное оборудование этих вагонов состоит из воздухораспределительного клапана, двух тормозных цилиндров, действующих каждый на одну тележку, двух автоматических регуляторов выхода штока тормозных цилиндров, двух сбрасывающих клапанов, установленных рядом с тормозными цилиндрами, двух запасных воздушных резервуаров, дополнительного резервуара и регулятора давления воздуха в тормозных цилиндрах. Сбрасывающие клапаны соединены трубами между собой, а также с кронштейнами воздухораспределительного клапана, тормозными цилиндрами и запасными резервуарами.
На буксах каждой колесной пары с одной стороны вагона установлены противоюзные осевые датчики. Датчики механически связаны с торцами шеек осей колесных пар, а их воздушные клапаны соединены резиновыми шлангами с трубами, идущими от сбрасывающих клапанов.  Кроме того, на буксе одной колесной пары вагона установлен еще скоростной регулятор, который также механически связан с торцом шейки оси, а его воздухораспределительное устройство соединено двумя резиновыми шлангами с трубами, идущими одна к кронштейну воздухораспределительного клапана, а другая — к запасному резервуару.
На вагоне установлен указатель режима работы тормоза, ручка переключателя которого имеет три положения: Т соответствует работе тормоза в грузовом поезде, П и ПС— работе тормоза в пассажирском поезде соответственно с обычными и высокими скоростями движения.
Указатель режима, разобщительный кран, манометр для контроля давления воздуха в тормозных цилиндрах расположены с обеих сторон вагона. Там же расположены ручки от поводка к выпускному клапану. Общий принцип действия тормоза заключается в том, что при торможении воздухораспределительный клапан перепускает сжатый воздух из запасных резервуаров не прямо в тормозные цилиндры, как в тормозах с обычным тройным клапаном, а через регулятор давления воздуха. Сбрасывающие клапаны управляются противогазным устройством, которое приводится в действие от оси колесной пары. В случае юза одной из колесных пар ее противогазный датчик автоматически выпускает воздух из тормозных цилиндров до тех пор, пока колесная пара начнет снова вращаться. Затем выпуск воздуха прекратится и в тормозных цилиндрах вновь восстановится первоначальное давление.
Скоростной регулятор воздействует на регулятор давления воздуха в тормозных цилиндрах в зависимости от скорости движения поезда. При постановке переключателя на режимы Т и П торможение обеспечивается давлением в тормозных цилиндрах 1,7 ат, что соответствует силе тормозного нажатия, равной 70% веса вагона. С постановкой переключателя на режим ПС во время торможения включается скоростной регулятор. При скорости движения до 70 км/ч обеспечивается давление в тормозных цилиндрах 1,7 ат, а при скоростях свыше 70 км/ч за счет автоматической работы скоростного регулятора обеспечивается давление в тормозных цилиндрах 3,8 ат, что соответствует силе тормозного нажатия, равной 160% веса вагона. При снижении скорости движения ниже 50 км/ч во время торможения на режиме ПС скоростной регулятор автоматически уменьшает давление в тормозных цилиндрах до 1,7 ат. Таким образом происходит автоматическое регулирование
силы тормозного нажатия в зависимости от скорости движения поезда.
Во время эксплуатации автотормозов КЕс в пассажирских поездах совместно с тормозами вагонов внутреннего сообщения необходимо выполнять следующие требования:
а)  автотормоз КЕс включать на режимы П или ПС в зависимости от скорости поездов;
б)  при пробе тормозов убедиться в полном отпуске тормоза, имея в виду, что у него более длительное время отпуска. За торможением и отпуском рекомендуется наблюдать по боковому манометру, находящемуся на щитке за откидной крышкой;
в)  перед отправлением поезда со станции или после остановки проводнику каждого вагона проверить отпуск тормоза по манометру тормозного цилиндра, находящемуся в служебном отделении или на щитке сбоку вагона. В случае неотпуска тормоза необходимо принять соответствующие меры вплоть до задержки отправления поезда;
г)   во время маневровой работы, а также при следовании вагона в грузовом поезде тормоз выключить с выпуском воздуха из всех емкостей тормозной системы;
д)  при перестановке вагонов с одной качен на другую выключить тормоз и выпустить воздух из всей системы. Особое внимание обращать на наличие и исправность прокладок в соединениях резиновых шлангов скоростного регулятора и противогазного датчика, на прочность крепления хомутиков этих шлангов, а также на предохранение приборов от загрязнения при разъединении резиновых шлангов.
Включение тормоза КЕс и его обслуживание за границей производятся железными дорогами соответствующих стран согласно установленным правилам.