После отправления поезда со станции проводники в темное время суток выключают электрическое освещение посадочных номеров и во всех жестких спальных, купированных, мягких, мягко-жестких, вагонах СВ отбирают у пассажиров проездные билеты, квитанции доплат для хранения в особой папке, имеющей нумерованные гнезда для билетов. За сохранность проездных документов проводники несут материальную ответственность. Проездные удостоверения депутатов Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, а также годовые служебные и талонные билеты и посадочные талоны не отбираются. В общих вагонах билеты хранятся на руках у пассажиров.
Пассажир, имеющий квитанцию доплат на проезд в вагоне с местами для лежания до одной из промежуточных станций и желающий продолжить поездку в том же вагоне, должен заблаговременно заявить об этом проводнику и приобрести новую квитанцию доплат в соответствии с имеющимся у него билетом (кроме вагонов' с переменным трафаретом). В противном случае пассажир теряет право на занятие плацкартного места.
В пути следования пассажир имеет право изменить ус ловия проезда и перейти в вагон вышеоплачиваемой кате гории данного поезда при наличии свободных мест, заявив об этом механику-бригадиру поезда (начальнику поезда) через проводника вагона. В таких случаях проездные документы должны быть оплачены и оформлены через механика-бригадира (начальника поезда). При этом пассажиру выдается квитанция общей формы ГУ-57-а.
Переход пассажира по его желанию в пути следования в вагон ниже оплачиваемой категории допускается без производства каких-либо перерасчетов и без возврата платежей, сделанных пассажиром ранее. Вынужденный переход (перевод) пассажира, произведенный по вине железной дороги, в вагон или поезд выше оплачиваемой категории пассажиром не оплачивается и оформляется актом за подписью механика-бригадира (начальника поезда) и агента станции, где этот переход был совершен. Акт сохраняется до конца рейса поезда и передается затем в резерв проводников. В случае перевода пассажира при тех же обстоятельствах в вагон ниже оплачиваемой категории пассажиру должна быть возвращена разница между стоимостью проезда в оплаченном им вагоне и фактической стоимостью проезда в новых условиях.
Если в пути следования поезда производится отцепка вагона по технической неисправности, то начальник станции обязан принять меры к прицепке другого вагона (взамен отцепленного) и переводу в него пассажиров; при невозможности прицепить другой вагон пассажиров размещают на свободных местах в вагонах этого же поезда.
В случае отсутствия мест в жестких вагонах пассажиров переводят на свободные места в мягкие вагоны или вагоны СВ.
При невозможности предоставить место в этом же поезде железная дорога обязана по требованию пассажира предоставить ему соответствующее место в другом поезде.
После освобождения в составе поезда места, соответствующего его билету, пассажир обязан перейти на указанное ему место или сделать доплату за проезд в выше- оплачиваемом вагоне от станции, на которой ему было предложено занять место согласно билету. Разница взыскивается по квитанции ГУ-57-а с указанием в ней номера билета, к которому сделана доплата.
При переводе пассажиров из одного вагона в другой перепое ручной клади пассижнрои и оказание им иной ПО МОЩИ является обязанностью железнодорожников.
Преимущество при переводе в выше оплачиваемые вагоны предоставляется пассажирам с детьми, больным, лицам преклонного возраста. Пассажиров, не размещенных в том же поезде, отправляют с ближайшими проходящими поездами в соответствии с имеющимися у них проездными документами.
Пассажир, уплативший в отцепленном вагоне за пользование постельными принадлежностями, получает их в другом вагоне (куда он переведен) бесплатно на основании акта, составленного проводником отцепленного вагона за подписью механика-бригадира поезда с наложением станционного штемпеля. Этот акт в оправдание бесплатной
выдачи постельных принадлежностей передается проводнику того вагона, в который пересажены пассажиры.
В случаях утери проводником вагона принятых им на хранение от пассажира проездных документов об этом немедленно составляется акт, который подписывается пассажиром, проводником вагона, механиком-бригадиром (начальником поезда) и скрепляется штемпелем станции. На основании этого акта на ближайшей станции, где поезд имеет остановку не менее 10 мин, пассажиру выдается новый билет до станции конечного назначения с отметкой на обороте «Взамен утерянного». Оформление дальнейшего проезда пассажира производится в билетных кассах механиком-бригадиром (начальником поезда) или проводником вагона без участия пассажира. Если утерянный би лет был действителен для проезда «туда» и «обратно», то пассажиру выдается второй экземпляр акта, на основании которого станция обратного следования выдает ему билет без взыскания провозной платы.
Если проездные документы пассажира остались у провожающего, то последний должен не позднее 3 ч после отправления поезда сдать эти документы начальнику станции или вокзала. Он за счет пассажира обязан дать телеграмму механику-бригадиру (начальнику) поезда и начальнику станции по пути следования, где за время стоянки поезда можно выдать новые проездные документы.
В телеграмме указывается фамилия и инициалы пассажира, билет которого остался у провожающего, номер поезда, вагона и места, в котором следует пассажир, станция назначения и номера проездных документов (билет, доплат и т. д.), предъявленных на станции от правления. На основании этой телеграммы, заверенной по телеграфным правилам МПС, станция, получившая телеграмму, выдает бесплатно новые проездные документы, прилагая телеграмму к отчету. Если в течение 4 ч после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма от начальника станции отправления, то пассажир обязан уплатить штраф как за безбилетный проезд, а на дальнейший проезд приобрести билет или сойти с поезда.
Проводник обязан заботиться о предоставлении наибольших удобств пассажирам, быть вежливым и предупредительным, но при этом требовать от пассажиров выполнения установленных правил проезда.
Пассажиры, не выполняющие установленных МПС правил проезда, удаляются из поезда в следующих случаях: при нарушении правил проезда или спокойствия других пассажиров, едущих с ним в одном вагоне; удаление пассажира из поезда производится работниками железнодорожного транспорта, а при неподчинении — работниками железнодорожной милиции (удаление пассажира из поезда может производиться только на определенных станциях);
при болезненном состоянии, опасном для других пассажиров или нарушающем их спокойствие, если при этом нет возможности поместить его отдельно. В этом случае удаление пассажира из поезда производится при обязательном участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения.
В мягких, мягко-жестких и купированных вагонах пассажирских поездов дальнего и местного сообщения курение разрешается в коридорах вагонов. В некупированных спальных и общих вагонах курение разрешается лишь в тамбурах этих вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для проезда пассажиров с детьми, в межобластных и пригородных вагонах курение запрещается.
Пассажирам запрещается играть в вагонах в азартные игры. Пение и игра на музыкальных инструментах допускаются лишь в дневное время с согласия всех пассажиров, находящихся в загоне.
В случае утери или порчи пассажирами предметов внутреннего оборудования вагонов проводник составляет акт в двух экземплярах и взыскивает с виновного стоимость утерянного или поврежденного предмета согласно расценочной ведомости. В акте указывается, что повреждено или утеряно, сумма штрафа, взысканная с пассажира, и номер квитанции разных сборов, по которой взысканный с пассажира штраф внесен в кассу дороги приписки вагонов.
При порче или утере имущества вагона по причинам, не зависящим от пассажиров и проводников, составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются обстоятельства и наименование поврежденных или утерянных предметов. Акт подписывает проводник и механик-бригадир поезда. Если порча или утеря предметов внутреннего оборудования проводником не будет оформлена, то ответственность за повреждение или утерю имущества возлагается на проводника, обслуживающего вагон.
После возвращения пассажирских составов или отдельных вагонов из рейса проводники сдают обслуживаемые ими вагоны проводнику, отправляющемуся в рейс, по ведомости формы ВУ-38, составленной при отправлении вагона в рейс. Если в пути следования произошла порча или утеря оборудования, то в ведомости производятся соответствующие записи, которые заверяются подписями осмотрщика, проводника и механика-бригадира поезда.
Торговлей в вагонах могут заниматься только лоточники, агенты Союзпечати и другие лица, имеющие документ на право торговли в поездах.
Перед каждой остановкой поезда проводник обязан объявлять пассажирам название станции, продолжительность стоянки поезда по просьбе пассажиров, кроме того, объявлять пункты пересадки, а в случае опоздания поезда сообщать о возможности сокращения стоянки. Он также должен протирать перед каждой остановкой поручни, а зимой очищать подножки от снега и льда.
На остановках при необходимости пропуска пассажиров с других находящихся на станции поездов к пассажирскому зданию и обратно проводник обязан держать обе боковые двери рабочего тамбура вагона открытыми. В ЦМВ необходимо в таких случаях поднять откидные фартуки подножек и закрепить их на запоры, если поезд стоит у низкой платформы.
При остановке пассажирских поездов в пути следования на время свыше 12 ч из-за снежных заносов, разливов рек и по другим причинам железная дорога обязана обес печить пассажиров питанием за наличный расчет.
Проводники спальных вагонов отвечают за проезд пассажирами станции пересадки согласно маршруту, указанному в билете. О каждом случае проезда составляется акт за подписью механика-бригадира, проводника и пассажира, заверенный штемпелем станции. Этот акт дает пассажиру право возвращения на станцию пересадки бесплатно. Если пассажир изберет новое направление, то акт и старый билет у него отбираются, а взамен их выдается новый билет до станции назначения с взысканием разницы в провозной плате по существующему тарифу.
Если пассажир отстал от поезда, то он должен заявить об этом начальнику станции, который возобновляет годность билета на следующий поезд путем наложения нового компостера. Если же у пассажира, отставшего от поезда, остались в поезде его вещи (или билет), начальник станции обязан немедленно дать телеграмму механику-бригадиру о снятии оставленных вещей в вагоне или передаче билета на станцию по указанию пассажира. Механик-бригадир поезда по получении телеграммы со станции обязан немедленно принять меры к сохранению вещей и билета отставшего пассажира и сдаче их по акту на станции, указанной в телеграмме, сообщив об этом на станцию нахождения пассажира. На основании этого сообщения пассажиру, если у него билет остался в вагоне, предоставляется право бесплатного проезда до станции, где оставлены его вещи и билет. Для проезда пассажиру выдается новый билет. Телеграмма об оказании помощи пассажиру, отставшему от поезда, дается также бесплатно.
Проводник, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан заявить об этом немедленно механику-бригадиру и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест. Акт должен быть подписан механиком-бригадиром, проводником вагона и двумя свидетелями из числа пассажиров.
Проводники обязаны принимать меры к предотвращению всякой опасности, угрожающей движению поезда и едущим в вагоне пассажирам:
при обнаружении каких-либо неисправностей в вагоне, угрожающих безопасности следования поезда, немедленно остановить поезд;
при пожаре в вагоне остановить поезд и одновременно принять меры к ликвидации пожара, организованной вы садке, а при необходимости, отцепке вагонов;
при вынужденных остановках поезда в пути следования проводник обязан показывать сигнал остановки до устранения причины, вызвавшей остановку поезда;
при порче в пути следования автотормозов и переходе на ручное торможение на проводников возлагаются обязанности тормозильщиков;
при падении пассажира с поезда немедленно остановить поезд, а при несчастном случае с пассажиром сообщить об этом на ближайший медицинский пункт, одновременно оказав пострадавшему первую помощь на месте (выполнение фельдшерских обязанностей возлагается на одного из проводников, имеющего соответствующую медицинскую подготовку). Кроме того, к оказанию первой помощи могут быть привлечены медицинские работники из числа пассажиров.
Во время движения поезда проводник обязан безотлучно находиться в обслуживаемом вагоне и держать наружные двери вагона запертыми. Торцовые двери всех вагонов должны быть отперты для прохода пассажиров из вагона в вагон. Закрытие этих дверей закладками, подпорками и другими приспособлениями не допускается.
При движении поезда фартуки в тамбурах ЦМВ должны быть обязательно опущены и заперты на замок, чтобы избежать несчастных случаев с пассажирами; проводники, обслуживающие цельнометаллические вагоны, обязаны предупреждать пассажиров о том, что входить в вагон после от правления поезда, когда откидной фартук опущен, особен но опасно для жизни.
В пути следования проводники обязаны оказывать пассажирам всевозможные услуги: подносить вещи и оказывать помощь больным пассажирам, организовывать им доставку обедов из поездных или вокзальных ресторанов, Отправлять телеграммы и т. п.
На промежуточных станциях, где пассажирские поезда имеют стоянки менее 5 мин, проводники обязаны принимать пассажиров с билетами в любые вагоны поезда и оказывать им помощь в переходе в вагон, соответствующий приобретенному билету.
При желании пассажира получить свой багаж в пути следования он должен заблаговременно через механика- бригадира или лично предупредить об этом раздатчика ба гажного вагона и если по условиям загрузки багажного вагона и времени стоянки поезда на станции, где пассажир желает получить свой багаж, это окажется возможным, багаж выдается по предъявлении багажной квитанции. Так же может быть принят от пассажира багаж в пути следования к перевозке в багажном вагоне того же поезда, в котором следует пассажир. Об этом следует предупредить багажного раздатчика вовремя стоянки поезда, где это возможно.
Оплата багажа, принятого в пути багажным раздатчиком, оформляется согласно указаниям, помещенным в Тарифном руководстве № 5.
Кроме выполнения своих прямых служебных обязанностей, проводники вагонов могут многое сделать для создания лучших условий проезда пассажиров. Так, после того как поезд отправится со станции и все пассажиры будут размещены по своим местам, проводники выявляют, нет ли в вагоне пассажиров с детьми или инвалидов, а также лиц пожилого возраста, занимающих верхние, боковые, малоудобные места, чтобы подыскать для них более удобные места. Это легко сделать при наличии в вагоне свободных мест. Если таких мест нет, проводники выясняют, кто из пассажиров занимает нижние места и едет на короткое расстояние, а по своему возрасту и общему состоянию здоровья мог бы занимать верхнее или боковое место. При наличии таких пассажиров в вагоне проводники в вежливой форме просят их уступить свое место инвалиду или пассажиру с ребенком. Такой подход к пассажирам, убедительные доводы и вежли вое обращение помогают почти во всех случаях разместить пассажиров в вагоне и создать всем удобный проезд.
Осведомление пассажиров по всем интересующим их вопросам, связанным с поездкой по железным дорогам, — это уже одна из форм культурного обслуживания в пути следования.
В передовых бригадах создаются секции справок, организации досуга пассажиров и добрых услуг. В секции справок пассажир может узнать, как ему доехать до пункта назначения, где и на какой станции следует выйти из поезда, чтобы пересесть на водный или воздушный транспорт, адреса гостиниц в любом городе по ходу следования данного поезда, номера их телефонов и получить много других всевозможных сведений.
Для того чтобы организовать в поезде бюро справок, в бригаде должны быть необходимые справочные пособия;
Указатель железнодорожных пассажирских сообщений; Схема железных дорог СССР;
Альбом схем железных дорог (отдельно по дорогам) с перечнем всех станций сети железных дорог;
Тарифное руководство № 5 (условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади и багажа по железным дорогам Союза ССР);
формы проездных железнодорожных документов; расписание движения своего поезда и выписка из расписания движения согласованных поездов по всем узловым станциям, через которые проходит данный поезд;
расписание-афиша отправления всех поездов по Московскому узлу;
справочники отправления самолетов, теплоходов, автобусов с указанием времени отправления в том или другом направлении, времени нахождения в пути и стоимости проезда.
Секция организации досуга пассажиров обеспечивает пассажиров шахматами, шашками, домино, литературой, газетами, журналами и т. п.
В секции добрых услуг для пассажиров всегда приготовлены нитки, иголки, пуговицы, лезвия для безопасных бритв, кастрюли, грелки, мыло, одеколон и многое другое, необходимое пассажирам в пути следования. Проводники могут пришить пуговицу, поставить заплатку на порванную одежду. Они ухаживают за больными пассажирами, помогают престарелым и женщинам с детьми, лают телеграммы в гостиницы, чтобы заранее приготовили номера, переводят инвалидов с худших на лучшие места, организуют доставку из ресторанов обедов в купе. Чай и кипяток в вагоне имеются круглосуточно и подаются пассажиру по первому требованию. В работе секций принимают участие все свободные от работы проводники. На дверях служебных отделений вывешиваются таблички: "Бюро справок и добрых услуг", "Бюро организации досуга пассажиров". О работе секции в поезде механик-бригадир оповещает пассажиров по поездной радиотрансляционной сети.
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРОВ ЧАЕМ И КОНДИТЕРСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ В ПОЕЗДАХ
Во всех вагонах скорых поездов, а также в мягких, мягко-жестких и жестких спальных вагонах пассажирских поездов проводники обязаны продавать в пути следования пассажирам чай с сахаром, кофе и кондитерские изделия.
Для снабжения вагонов чайной и столовой посудой, древесным углем и продуктами чайной торговли в кладовых контор обслуживания пассажиров выделяются изолированные помещения.
Продукты чайной торговли выдаются проводникам в кладовой по накладным, которые выписывает кладовщик в двух экземплярах (накладная и копия). Накладная вместе с продуктами вручается проводнику, а копия с распиской проводника в получении продуктов хранится в кладовой. Сахар выдается расфасованным по 16 г. На один стакан выдается 0,5 г чая.
В целях улучшения обслуживания пассажиров во всех международных и дальних пассажирских поездах наряду с чаем пассажирам может выдаваться кофе, расфасованное в пакетиках (растворимое без осадка). Чай, кофе, сухари, печенье продаются по установленным Министерством торговли прейскурантным ценам.
По возвращении из рейса проводники обязаны сдать в кладовую остаток продуктов, а также чайную и столовую посуду. После этого кладовщик производит расчет с проводником.
Сумма, вырученная проводниками от продажи продуктов, сдается в кассу конторы обслуживания пассажи ров по квитанции.
В пути следования проводники обязаны хранить чайный инвентарь и продукты в специальных шкафах, устраиваемых в служебных отделениях вагонов. Шкафы для посуды должны содержаться в чистоте, занимать их другими предметами запрещается.
Проводники, ведущие в вагонах торговлю чаем и кондитерскими изделиями, обязаны периодически проходить медицинский осмотр.
В пути следования проводники спальных вагонов обязаны не менее трех раз в день приготовлять и подавать пассажирам чай. При этом необходимо соблюдать чистоту и личную гигиену. Сахар к чаю необходимо подавать в расфасованном виде в сахарнице.
Для приготовления кипятка используется специаль ный кипятильник. Необходимо следить за чистотой кипятильника и периодически очищать его от накипи. Кипяток необходим в вагоне не только для приготовления чая, но и для мытья посуды. Если для этой цели кипятка в кипятильнике недостаточно, то необходимо его принести из станционного электрокипятильника. Для этого пользуются чистым ведром с крышкой.
Чайную посуду необходимо мыть горячей водой в тазу или полоскательнице после каждого использования. Вымытая посуда вытирается чистыми полотенцами, которые проводник обязан получить в конторе обслуживания пассажиров перед отправлением в рейс.