Содержание материала

Глава VIII
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Проводники пассажирских вагонов принимаются на работу, перемещаются и освобождаются от работы начальником соответствующей хоз. единицы (вагонного депо, резерва, вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок Московской дороги).
Лица, принимаемые на должность проводника, должны пройти медицинское освидетельствование. Если по состоянию здоровья они подходят для этой должности, их подвергают испытаниям в объеме требований, предъявляемых Инструкцией проводнику пассажирских вагонов и инструкцией по обеспечению мер пожарной безопасности в пассажирских поездах. Испытания проводятся комиссией при начальнике резерва, вагонного депо или вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок Московской дороги.
Выдержавшим испытания на должность проводника пассажирских вагонов после оформления на работу выдается: специальное удостоверение за подписью начальника резерва, начальника вагонного депо или начальника вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок Московской дороги;
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, должностная инструкция; ручной сигнальный фонарь, сигнальные флаги; книжка расписания движения пассажирских поездов, набор ключей от дверных замков пассажирских вагонов; папка для хранения билетов в вагонах плацкартных, купированных, мягких, мягко-жестких и вагонах СВ. Кроме того, проводнику выдается форменное обмундирование, а в вагонах дальнего следования также спецодежда; халат из хлопчатобумажной
ткани, белая куртка и две пары перчаток (белые и брезентовые).
Выданные проводнику инструкции, правила, спецодежда должны бережно храниться и содержаться в порядке.

НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ПРОВОДНИКАМИ

За последние годы многие дороги СССР переведены на электрическую и тепловозную тягу, что дало возможность увеличить скорость движения пассажирских поездов и уменьшить время нахождения их в пути следования. Внедрены в производство механизмы по содержанию и экипировке пассажирских вагонов,
Министерство путей сообщения по согласованию с Центральным комитетом профсоюза рабочих железнодорожного транспорта утвердило нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками (табл. 22). Конкретные нормы времени на прием и сдачу вагонов разрабатываются методом технического нормирования применительно к местным условиям и утверждаются начальником дороги.
Время, затрачиваемое проводниками на сопровождение вагонов, пересылаемых с дороги на дорогу, в ремонт и обратно, учитывается как обычная командировка и оплачивается на общих основаниях.
При применении нормы обслуживания двумя проводниками двух вагонов в рабочее время каждому проводнику включается: время нахождения в пути следования, время на прием-сдачу вагонов в пункте формирования и время на посадку и высадку пассажиров на конечных пунктах; 50% остального времени нахождения в пункте оборота.
Сокращенные нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками (менее двух проводников на вагон) вводятся при условии соблюдения норм трудового законодательства. В рабочее время за такие поездки включаются фактические затраты времени в соответствии с разработанным графиком работы и отдыха проводников за рейс.

Таблица 22

Примечание. На летний период (апрель—сентябрь), когда не производится отопление пассажирских поездов, с марта 1963 г. приказом МПС введены следующие нормы обслуживания вагонов пригородных поездов и охраны поездов (вагонов) в парках отстоя (кроме моторвагонных секций) в пригородных поездах — один проводник на 3—4 вагона: в парках отстоя для охраны пассажирских вагонов сцепленной группой — один проводник на 7 необорудованных и один проводник на 5 оборудованных вагонов.

Графики работы и отдыха проводников пассажирских вагонов составляются начальником вагонного депо, резерва проводников или начальником вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок на каждый вагон применительно к местным условиям и согласовываются с местными профсоюзными организациями.
Неравномерный поток пассажиров в течение года вызывает необходимость введения летом в обращение дополнительно большого количества пассажирских поездов и набора проводников для обслуживания вагонов, тогда как в осенне-зимний период размеры движения сокращаются.

Поэтому в период массовых пассажирских перевозок (июнь — сентябрь) на основных направлениях железных дорог вводится особый режим рабочего времени и отдыха поездных бригад, согласно которому проводникам, работающим на этих направлениях, после поездки предоставляется сокращенный домашний отдых, но не менее 50% времени отдыха, полагающегося по норме. В случае, если за рейс проводникам вагонов в основном пункте (станции формирования) полагается отдых двое или менее суток, отдых должен предоставляться полностью.
Недоиспользованное время отдыха предоставляется поездным бригадам по окончании массовых летних пассажирских перевозок или присоединяется к очередному отпуску. При увольнении работников как постоянных, так и принятых на определенный период дни недоиспользованного отдыха оплачиваются по тарифной ставке работника.
Для сохранения кадров работники поездных бригад пассажирских поездов могут с их согласия на октябрь — апрель переводиться на другие работы сроком до трех месяцев с выплатой заработной платы по фактически выполняе мой работе или им предоставляется на тот же срок отпуск без сохранения заработной платы. Перевод на другую работу или предоставление отпуска без сохранения содержания производится администрацией по согласованию с местным комитетом профсоюза.
Работники поездных бригад пассажирских поездов в период отпуска без сохранения содержания могут поступить на временную работу в другие предприятия, учреждения и организации по предъявлении справки администрации о предоставлении им отпуска без сохранения содержания. Запись о предоставлении этого отпуска, а также о временной работе в других предприятиях или учреждениях в трудовой книжке не производится.
Очередной отпуск оплачивается из расчета среднего заработка за фактически отработанное время в данном рабо чем году по основному месту работы.
Перечень направлений движения пассажирских поездов, к поездным бригадам которых применяется указанный режим рабочего времени и отдыха, ежегодно разрабатывается Министерством путей сообщения и вводится в действие по согласованию с Центральным комитетом профсоюза рабочих железнодорожного транспорта.

СТАВКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРОВОДНИКОВ

Должностные месячные оклады проводникам пассажирских вагонов устанавливаются в зависимости от выполняемой работы и категории обслуживаемого ими поезда в следующих размерах:
Проводникам вагонов, обслуживающим поезда международного сообщения, а также скорые                75 руб.
Проводникам поездов дальнего сообщения 70       
» местного »                        65                                                 »
»                                      служебных вагонов 70—75 руб.
» вагонов специально технического назначения       70 руб.
Проводникам грузо-пассажирских поездов 60 »
» вагонов пригородных поездов Московского и Ленинградского железнодорожных узлов . 65 »
Проводникам вагонов пригородных поездов Харьковского, Свердловского, Челябинского и Куйбышевского железнодорожных
узлов ... 62 р. 50 к.
Проводникам вагонов пригородных поездов остальных узлов и станций             60 руб.
Проводникам по охране пассажирских
вагонов в парках отстоя 60 »

Проводникам хвостовых вагонов выполняющих работу главных кондукторов, производится доплата в сумме 5 руб.
В указанные выше оклады включена доплата за работу в ночное время.
Когда проводники пассажирских вагонов назначаются для обслуживания поездов, на которых установлены более высокие оклады, за время работы на этом поезде работнику выплачивается заработная плата исходя из этого оклада.
При назначении проводника на обслуживание пассажирского поезда, где установлен более низкий оклад заработной платы, за время обслуживания этого поезда производится плата согласно присвоенному ему окладу по основной работе.