Содержание материала

Проводник вагонов подчиняется при нахождении в резерве непосредственно начальнику резерва, заведующему поездными бригадами резерва проводников или начальнику поездного цеха вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок Московской дороги, в рейсе —  механику-бригадиру поезда, а там, где установлена должность начальника поезда, — начальнику поезда.
Проводник обязан следить за исправным состоянием вагона, в том числе за работой автотормозов, ходовых частей и электрооборудования, содержать вагон в порядке и чистоте, обеспечивать в нем нормальную температуру и вентиляцию воздуха, внимательно и заботливо относиться к пассажирам, создавая им удобные условия проезда, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, следить за тем, чтобы на раме вагона, его тележках и других частях не имелось посторонних предметов, уметь оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь пассажирам, заболевшим или получившим травму в пути следования.
Проводник должен обладать производственными навыками по текущему содержанию и ремонту вагонов, уметь самостоятельно устранять мелкие неисправности внутреннего оборудования и приборов отопления, надевать и снимать приводные ремни подвагонных генераторов.
Проводник вагона должен знать:
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза СССР, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкцию по обслуживанию поездов с электрическим отоплением, Инструкцию по обеспечению мер пожарной безопасности в пассажирских поездах, Правила техники безопасности работы проводников, должностную инструкцию, условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади и багажа по железным дорогам Союза ССР, формы проездных документов. Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта, а также основные приказы Министерства путей сообщения, касающиеся пассажирских перевозок;
правила противопожарной безопасности и уметь применять имеющиеся в вагоне средства для тушения пожара; устройство пассажирских вагонов — ходовых частей, тормозов, электрооборудования, приборов отопления, принудительной вентиляции, холодильных установок, устройств для кондиционирования воздуха и владеть знаниями эксплуатации этих устройств;
географическое расположение важнейших станций железных дорог, морских и речных портов, курортов СССР и уметь пользоваться справочниками и книжками расписания поездов;
требования, предъявляемые к проводнику, обслуживающему хвостовой вагон поезда.
При исполнении служебных обязанностей проводник должен иметь при себе сигнальные флаги, фонарь, ключи от дверных замков пассажирских вагонов, книжку расписания движения поездов, папку для хранения билетов, бланки по учету свободных мест в вагоне, а также инвентарь для уборки вагонов, халат, белую куртку и перчатки, комплект отопительного инвентаря (зимой).
Находясь на работе, проводник должен быть чисто и опрятно одет в форменное обмундирование.
Проводник имеет право проверять проездные документы у пассажиров как при посадке их в вагон, так и в пути следования в любое время суток.

При вступлении проводника на дежурство он должен повесить у служебного отделения установленного образца табличку с указанием своей фамилии.
Проводник вагона несет ответственность за:
а)  проезд пассажиров без билетов в вагоне, а также в тамбурах, на переходных площадках и подножках вагона;
б)  отказ принять в вагон пассажиров, имеющих проездные документы на данный поезд;
в)   скрытие свободных мест в вагоне;
г)   провоз в вагонах огнеопасных предметов (спирт, бензин, керосин и т. п.);
д)  невыполнение установленных правил содержания пассажирских вагонов и нарушение нормального обслуживания пассажиров;
с) вторичное использование постельного белья;
ж)  утрату или повреждение внутреннего оборудования вагонов, постельных принадлежностей и другого инвентаря (в частности, за несохранность приводных ремней и карданного привода подвагонных генераторов);
з)    допущение порчи оборудования вагонов, в том числе замораживание системы отопления;
и)   самовольное оставление вагона без надзора;
к)   несоблюдение правил противопожарной безопасности и неудовлетворительное санитарное состояние в обслуживаемых вагонах.

Проводникам запрещается провозить продукты и не относящуюся к их работе кладь, кроме продуктов питания и личных вещей, необходимых в пути следования.