Содержание материала

 Средства оперативной связи в неавтоматических системах диспетчерского контроля и регулировании движения ГМПТ
Основную сложность в системах КРД ГМПТ составляет организация гибкой оперативной связи работников диспетчерского аппарата; между собой и с водителям поездов для передачи сведений о движении и распоряжений по регулированию движения. Все вопросы регулирования движения должны решаться быстро и точно, так как иначе эффективность принимаемых мер снижается или сводится к нулю. Поэтому для нормального управления движением необходима хорошо налаженная связь всех звеньев, участвующих в организации движения.
В простейших случаях для диспетчерской связи используют городскую телефонную сеть, но она не удовлетворяет специфическим требованиям организации движения ГМПТ, так как требует много времени на. соединение, а при занятой линии абонента не дает возможности соединиться с ним даже в срочных случаях. Поэтому и при использовании городской телефонной сети ГТС основной формой остается прямая связь диспетчеров с водителями на конечных станциях маршрутов. Значительно лучше связь через АТС или ручные коммутаторы, принадлежащие самим транспортным предприятиям, так называемые УАТС — учрежденческие автоматические телефонные станции.
Связь абонентов А через городскую АТС (ГАТС), УАТС или коммутатор называют прямой связью (рис. 19.7, а). Она характеризуется тем, что каждый абонент имеет отдельное соединение с коммутатором (АТС) прямыми проводами. Длина телефонной сети при большом количестве абонентов получается чрезвычайно большой и поэтому дорогой.


Рис. 19.7
Схемы телефонной связи, используемой в системах ОД ГМПТ

Для небольших транспортных систем очень удобна и оперативна селекторная (избирательная) телефонная связь (рис. 19.7, б). При селекторной связи вдоль трассы линий МПТ прокладывают двухпроводную телефонную линию, к которой подключают параллельно всех абонентов: конечные станции и промежуточные контрольные пункты, диспетчерские депо и телефонные точки по трассе маршрутов, используемые линейными ревизорами движения и водителями для связи с диспетчером. Для вызова абонента центральному диспетчеру ЦД требуется лишь повернуть соответствующий вызываемой станции ключ на коммутаторе Вызов от абонентов к диспетчеру подается голосом, так как телефонная линия у диспетчера постоянно подключена на репродуктор. Поворотом группового ключа диспетчер может осуществить одновременный вызов нескольких абонентов. По просьбе абонента диспетчер может соединить его с любым другим абонентом и контролировать разговор. Так как длина селекторной линии связи соответствует длине транспортной сети, она значительно дешевле прямой связи. Ее очень удобно применять для связи на маршрутах и в системах прямой диспетчерской связи, когда движением по всей сети управляет один диспетчер.
В сложных транспортных сетях применяют комбинированные схемы телефонной связи (рис, 19.7, в), основанные на использовании УАТС, диспетчерских коммутаторов ДК, установленных у центральных и маршрутных диспетчеров, и ГАТС. Линейные абоненты (конечные станции КС, промежуточные станции ПС и ревизорские посты РП) подключаются к ГАТС через диспетчерские коммутаторы маршрутных диспетчеров ДКЦД, коммутатор центрального диспетчера ДКЦД и УАТС. Кроме того, к ДКЦД и ДКМД подключены диспетчерские коммутаторы диспетчеров службы электроснабжения ДКЭ, депо ДКД, службы пути, ЦВС и других абонентов. Линейные переключатели Пл обеспечивают абонентам возможность связи по выбору с соответствующим диспетчером или УАТС. Для связи с абонентами диспетчер может прервать любой разговор. Комбинированные схемы телефонной связи отличаются достаточной гибкостью и обеспечивают возможность связи диспетчера с абонентами при сравнительно небольшой затрате времени.
При всех своих положительных характеристиках телефонная связь в условиях ГМПТ отличается рядом недостатков и прежде всего тем, что не обеспечивает связь диспетчеров непосредственно с водителями поездов. Этого недостатка не имеет радиосвязь на УКВ, которая поэтому и получает в последнее время все большее распространение. Для радиосвязи на подвижном составе (сплошь или выборочно) устанавливают абонентские приемо-передающие радиостанции (APQ, а на диспетчерском пункте — центральную приемо-передающую станцию (ЦРС). При больших территориальных размерах городов, когда радиус действия АРС оказывается недостаточным, устанавливают еще ряд ретрансляционных станций (РРС). 


Рис. 19.8
Схемы систем радиосвязи на УКВ

В настоящее время применяют две системы радиосвязи на УКВ. Простейшая из них — радиосвязь селекторного типа (рис. 19.8, а), при которой абоненты А вызывают радиооператора РО, а радиооператор может включить их в телефонную связь с центральным диспетчером ЦД. Второй тип радиосвязи — избирательная радиосвязь (рис. 19.8, б), при которой набором двузначного числа абонент может связаться с диспетчером, а набором шестизначного — соединиться с любым другим абонентом или любым номером городской АТС. Радиосвязью оборудуют прежде всего автобусы, а в перспективе ею будет оборудован весь подвижной состав городского пассажирского транспорта.