Содержание материала

Теория городских пассажирских перевозок - обложка

история городских пассажирских перевозок - схема

Ефремов И. С., Кобозев В. М., Юдин В. А.
Теория городских пассажирских перевозок: Учебное пособие для вузов. — Москва: Высшая школа, 1980.

В книге рассмотрены место и роль городского транспорта в системе городского хозяйства современных городов; основные понятия теории городских пассажирских перевозок, транспортных расчетов, организации движения городского пассажирского транспорта; описаны автоматизированные системы городских пассажирских перевозок.
Книга предназначена для студентов вузов по специальности «Городской электрический транспорт» Может быть полезна научным работникам исследовательских организаций и инженерно-техническому персоналу, связанному с управлением городским пассажирским транспортом и вопросами проектирования и эксплуатации городских транспортных систем.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга является учебным пособием по курсу «Городской пассажирский транспорт и АСУ транспорта». Задача этого курса — дать студентам основы знаний в области теории городских пассажирских перевозок, их прогнозирования, организации движения, системных методов анализа городских транспортных систем, автоматизированных систем управления на городском транспорте.
Высокие темпы роста урбанизации и объемов пассажироперевозок, благосостояния и культурного уровня советского народа предъявляют все возрастающие требования к совершенствованию городского пассажирского транспорта в нашей стране. Соответственно повышаются и требования к квалификации подготавливаемых в высшей школе специалистов для этой отрасли. Возникла необходимость значительного расширения их кругозора, овладения методологией разнообразных техникоэкономических расчетов, более глубокого понимания закономерностей городского движения, взаимосвязи его с другими отраслями городского хозяйства и социально-экономическими проблемами страны.
Отметим, что теория городских пассажирских перевозок как наука, несмотря на большую актуальность стоящих перед ней народнохозяйственных задач, до сих пор окончательно не сформировалась. Это объясняется крайней сложностью объекта ее исследования. Транспортные проблемы глубоко социологичны в своей основе. Поэтому формирование теории городских пассажирских перевозок идет на стыке разных отраслей знания: градостроительства, техники, экономики, социологии, экономической географии и др. Современный этап развития теории городских пассажирских перевозок характеризуется применением в транспортных расчетах ЭВМ, методов комбинаторики, теории массового обслуживания, кибернетики, системотехники, статистического анализа, линейного и динамического программирования и других новейших отраслей математики. Обширность темы и ограниченный объем книги не позволяют изложить в ней весь комплекс вопросов теории городских пассажирских перевозок. К тому же многие из них не вышли еще из стадии исследований и являются дискуссионными.
Решение задач транспортного обслуживания городов распадается на два основных комплекса: проектирование городских транспортных систем и организацию движения городского транспорта.  Первая решается в общем комплексе задач градостроительного проектирования, вторая — транспортными отделами Горисполкомов и транспортными предприятиями. В предлагаемом учебном пособии рассмотрены в основном вопросы теории городских пассажирских перевозок средствами городского массового пассажирского транспорта (ГМПТ).
В первом разделе описаны основные понятия теории городских пассажирских перевозок и вопросы взаимодействия городского пассажирского транспорта с обслуживаемым городом на основе системных представлений.
Второй раздел посвящен вопросам теории городских транспортных систем и проектных расчетов пассажироперевозок.
В третьем разделе рассмотрены вопросы теории организации движения: планирования, контроля и регулирования движения в транспортных системах.
В пособии указаны взаимосвязь технических и социально-экономических сторон городского комплекса, решающего влияния городского транспорта на формирование и планировку современного города. Основное внимание уделено теоретической стороне излагаемых вопросов с тем, чтобы развить у студентов мышление в области проектирования, выбора видов транспорта и эксплуатации городских транспортных систем.
Предлагаемая книга представляет собой первую часть курса «Городской пассажирский транспорт и АСУ транспорта». Во второй части будут рассмотрены теория, конструкция и расчет средств городского массового пассажирского транспорта — подвижного состава, систем электроснабжения ГЭТ, эксплуатационно-ремонтных баз подвижного состава, путевых устройств, оборудования систем организации движения.
При подготовке книги к изданию учтены замечания и советы рецензентов кафедры городского электрического транспорта и доцента кафедры планировки и благоустройства городов Харьковского института инженеров коммунального строительства Р. И. Любарского, докт. техн. наук, проф. Д. С. Самойлова, а также коллектива отдела городского и внешнего транспорта Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству (ЦНИИП градостроительства), которым авторы выражают большую признательность.

Авторы

ВВЕДЕНИЕ

Общественная сущность человека и производственные отношения определяют необходимость информационного обмена и непосредственных контактов людей в различных сферах их деятельности, что связано с пешеходными и транспортными передвижениями. В настоящее время наблюдается непрерывный рост объемов грузовых и пассажирских перевозок, объясняемый общественным разделением труда и концентрацией производства, урбанизацией (распространением городского образа жизни и ростом городов), социально-экономическими потребностями и развитием транспортной техники.
Как показывают статистические данные, сейчас в среднем каждый шестой житель нашей планеты проживает в городах с населением более 1 млн. человек, каждый третий — в городе средних размеров и каждый четвертый — в небольшом городе. Наблюдается резкая концентрация населения в городах. Поэтому современную цивилизацию можно с полным правом называть городской.
Транспорт в городе играет роль кровеносной системы живого организма. Он обеспечивает возможность жизнедеятельности города как цельной системы с его административными, народнохозяйственными, культурно-просветительными и другими функциями. По мере росла организованности города его требования к городскому транспорту (ГТ) непрерывно растут. Это стимулирует развитие техники городского грузового и пассажирского транспорта. Однако происходит разрыв между техническими возможностями современного городского пассажирского транспорта (ГПТ) и их реальным использованием. Например, современный легковой автомобиль реализует техническую скорость до 200 км/ч и выше, а его реальная скорость в часы пик на улицах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Токио и других крупнейших городов не превышает иногда скорости пешехода — 4—5 км/ч. Чрезмерно мала также и скорость сообщения наземного городского массового пассажирского транспорта (ГМПТ) — трамвая, троллейбуса и автобуса: она составляет 15—18 км/ч, что создает различные трудности и проблемы.
Транспортные проблемы до некоторых пор удалось решать совершенствованием техники подвижного состава. В настоящее время это направление не дает уже высокого эффекта.  Назрела необходимость развития вопросов теории городских пассажирских перевозок и организации движения транспортных средств, т. е. пересмотра самих основ транспортного процесса. Поэтому в последние десятилетия непрерывно нарастает поток исследований в этой области — разрабатываются многочисленные проекты новых городских транспортных систем и различные аспекты теории городских пассажирских перевозок. Необходимы такие системы организации движения, которые обеспечивали бы максимальное качество пассажироперевозок при минимальных затратах транспортною времени населения, минимальной транспортной утомляемости и себестоимости в условиях дальнейшего развития автомобилизации. Решением этой проблемы занимаются специальные научно-исследовательские институты. В нашей стране ее решают Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству (ЦНИИП градостроительства), Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП). Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (АКХ МЖКХ РСФСР), Научно-исследовательский и проектно-технологический институт городского хозяйства Украины (НИКТИ ГХ УССР) и др. Аналогичные институты имеются и за рубежом. Вопросами координации исследований в области теории и практики городского транспорта в международном масштабе занимается Международный союз обшественного транспорта (МСОТ), членом которого является и СССР, а также ряд региональных международных организаций. В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистических стран (СЭВ) вопросами развития городского транспорта занимается, например Комитет по городскому транспорту.
Вопросы пропорционального развития городского транспорта в нашей стране возникают из обшей социальной задачи коммунистического строительства: задачи повышения жизненного уровня, материальной обеспеченности и духовного развития советских людей.
XXV съезд КПСС указал на необходимость «...обратить особое внимание на правильные пропорции между жилищным и коммунальным строительством и не допускать запаздывания в строительстве водопроводов, газовых сетей, городского транспорта, предприятий торговли».
Координированное развитие городского транспорта с жилищным и коммунальным строительством на научной основе представляет собой один из главных элементов нормальною функционирования городов и предупреждения наблюдающегося за рубежом опасного нарастания нежелательных последствий непланового развития городского транспорта — роста транспортного травматизма, потерь общественно полезного времени населения в передвижениях и вредного воздействия городского транспорта на городскую экологическую среду.