Содержание материала

Трамвай — уличный рельсовый вид транспорта с общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения. Отличается большими затратами в путевые сооружения (стоимость 1 км двойного рельсового пути трамвая составляет около 100—160 тыс. руб.). Вследствие связи с рельсовой колеей подвижной состав трамвая характеризуется нулевой маневренностью; лишенный возможности движения из-за повреждения ходовых частей или по другим причинам он закрывает движение на линии для других трамваев, образуя их скопления — пробки. Поэтому к подвижному составу трамвая предъявляют более высокие требования надежности по сравнению с троллейбусами и автобусами.
Основными типами перспективных трамвайных поездов в настоящее время считают четырехосные вагоны большой вместимости для одиночной работы и в поездах по системе многих единиц, а также сочлененные — шестиосные с двумя кузовными секциями на трех двухосных поворотных тележках и восьмиосные с тремя кузовными секциями на четырех двухосных поворотных тележках.
Требования к конструкциям отечественных трамвайных вагонов определяют ГОСТ 8802—69 «Вагоны трамвайные пассажирские. Технические требования» и Правила технической эксплуатации трамвая (ПТЭ). Оптимальные геометрические характеристики трамвайных вагонов (форма кузова в плане, габаритная длина, ширина и высота, база вагона и отношение базы к длине) зависят от вписывания в кривые минимального радиуса с минимальным коридором на стесненных уличных проездах, устойчивости при движении, удобства планировки пассажирского салона, комфортабельности и др.
Минимальные радиусы кривых на эксплуатационных путях трамвая достигают 20 м, ширина трамвайных вагонов не превышает 2,6 м, их Длина с жестким кузовом — 15—15,5 м. Вместимость трамвайных поездов ниже по сравнению с поездами метрополитенов. Провозная способность одиночных вагонов трамвая составляет 7—9 тыс. пасс/ч, двухвагонных поездов и шарнирно-сочлененных вагонов — 10—15 тыс. пасс/ч; 100-местные одиночные трамвайные вагоны при минимальном интервале между поездами около 40 с (пропускной способности 17=3600/40=90 поездов/ч) способны обеспечить провозную способность В=90х100=9000 пасс/ч (в одном направлении движения).  По экономическим соображениям трамвайные линии прокладывают на направлениях с пассажиропотоком не менее 3,5—4,5 тыс. пасс/ч в одном направлении движения1.
Обычный трамвай характеризуется низкими скоростями сообщения и эксплуатационной, создает помехи движению автотранспорта на перекрестках и задержки у остановочных пунктов при нешироких улицах, усиливает шум. Трамвайные пути и контактная сеть портят вид города. По этим причинам его выносят из городских центров на окраины городов, а в ряде городов мира сняли. В настоящее время трамвай развивается на новой основе — как скоростной трамвай, отличающийся от обычного почта полным отделением от остального городского движения на обособленном пути. Скоростной трамвай рассматривают теперь как новый вид ГПТ, хотя по своим конструктивным особенностям он близок к обычному, разница состоит лишь в том, что линии скоростного трамвая прокладывают в перегруженных центрах городов под землей, а в остальных местах на эстакадах или на огражденном обособленном полотне с пересечениями преимущественно в разных уровнях. Это позволяет упорядочить движение трамвая, ликвидировать мешающее влияние на него остального уличного движения и повысить скорость сообщения. С этой же целью на линиях скоростного трамвая предусматривают большие перегоны: в центре до 700—800 м; на окраинах и вылетных линиях до 1200—1500 м. Это позволяет поднять эксплуатационную скорость скоростного трамвая до 25—30 км/ч, т. е. примерно вдвое по сравнению с обычным, эксплуатационная скорость которого составляет 16—18 км/ч.
При использовании подвижного состава большой вместимости (шарнирно-сочлененных и четырехосных вагонов, работающих поездами из двух-трех вагонов по системе многих единиц) провозная способность скоростного трамвая может достигать 25 тыс. пасс/ч в одном направлении, т. е. примерно вдвое превышать провозную способность линий обычного трамвая. Преимущество скоростного трамвая — возможность существенного снижения транспортного времени пассажиров, значительного расширения' зоны транспортной обслуженности населения при заданной СНиП норме затрат транспортного времени и повышения скорости пассажирообмена в поездах, что способствует улучшению экономических показателей работы транспортных предприятий.
Скоростной трамвай перспективен как скоростной вид транспорта в больших городах с населением более 250 тыс. человек на направлениях с пассажиропотоком до 25 тыс. пасс/ч (в одном направлении) для связи городских центров с местами массового тяготения населения. В этих условиях он имеет преимущества перед метрополитеном вследствие меньшей стоимости сооружений при высокой провозной способности. При достаточно развитой маршрутной системе трамвай обеспечивает более удобные условия проезда пассажирам вследствие уменьшения пересадочности и более высокой скорости сообщения в передвижениях, особенно на короткие расстояния.
В СССР трамвай имеет большие перспективы развития. Более 100 городов имеют трамвайные хозяйства, парк подвижного состава которых насчитывает более 20 тыс. вагонов. В 1980 г. протяженность трамвайных путей в однопутном исчислении составит около 14 тыс. км, из них до 800 км скоростного трамвая, а потребность в парке подвижного состава достигнет примерно 40 тыс. вагонов. В настоящее время линии скоростного трамвая проектируют и сооружают в Риге, Ленинграде, Киеве, Волгограде, Перми, Саратове и других городах. Основные направления развития трамваев в СССР на будущее — внедрение современных конструкций подаижного состава с тиристорно-импульсными системами управления, обеспечение высокой эксплуатационной экономичности, динамических и эстетико-технических показателей, пониженных уровней шумов, реконструкция путевого хозяйства и внедрение более совершенных конструкций путевых устройств, разработка и внедрение АСУ контроля и регулирования движения.


1 Следует заметить, что при таких пассажиропотоках более целесообразно использовать троллейбус. Как основной вид транспорта трамвай целесообразно применять на направлениях с пассажиропотоком до 12 тыс. пасс/ч.