Содержание материала

§ 10.5. Закономерности расселения по затратам времени на передвижения
В предыдущем параграфе было показано, что закономерности расселения и тяготения различны, но определяют друг друга, гак как связаны между собой функцией тяготения и выступают как законы транспортного тяготения между соответствующими городскими объектами по затратам времени на передвижения населения. Поэтому изучение закономерностей расселения — одна из главных задач теории ГПП.
Законы расселения являются следствием действия закона пространственной самоорганизации населения по затратам времени на передвижения и проявляют себя в пределах накладываемых им ограничений. Характер расселения городского населения определяет ряд социальных, географических (климатических и топографических), планировочноградостроительных и других факторов, удельное влияние которых на расселение непрерывно меняется. В XIX в. и в начале XX в. наблюдалась резкая концентрация городского населения, одной из причин которой было отсутствие скоростных средств транспортного передвижения. В настоящее время, особенно в городах Запада, в связи с высоким уровнем автомобилизации наблюдается тенденция к расселению жителей по пригородам, снижения концентрации его в деловых и промышленных центрах, биосфера которых перегружена токсическими выделениями промышленных предприятий и автотранспорта, пылью, шумом и др.
Решающее влияние на самоорганизацию городского населения по затратам времени на передвижения оказывает трудовая деятельность. Поэтому определяющим фактором в его расселении выступают трудовые связи, и закономерности расселения действуют как законы трудового расселения. Иначе говоря, управляет расселением в основном стремление трудящихся разместиться по возможности ближе к местам работы, хотя немалое влияние на выбор мест жительства оказывает также расположение их относительно культурно-бытовых центров, мест отдыха, торговых центров и др. В соответствии с законом пространственной самоорганизации расселение формируется так, чтобы обеспечивалась соответствующая заданным условиям константа пространственной самоорганизации (средняя трудность сообщения tср соответствовала константе ta и суточной подвижности рс).
Закономерности расселения устанавливают методами теоретических расчетов на основе тех или других математических моделей, имитирующих вероятностное поведение населения при выборе мест жительства и работы, и натурными обследованиями. Последние позволяют получать эмпирические закономерности расселения и оценивать степень соответствия теоретических моделей фактическому расселению.
Как математические зависимости, дифференциальные и интегральные закономерности расселения равноценны, так как изображают одно и то же явление. Однако более наглядны и поэтому чаще используются дифференциальные кривые плотности расселения, а при натурных обследованиях расселения более точные результаты дают исследования интегральных закономерностей с последующим получением дифференциальных методами математической обработки. Это связано с тем, что величины A(t, l) можно получать в обследованиях с более высокой точностью, чем величины а.
Функции расселения изучаются по категориям передвижений (трудовых, культурно-бытовых) и различны в разных градостроительнотранспортных условиях. Наиболее детерминированные из них — функции трудового расселения населения относительно мест приложения труда, которые имеют наиболее важное значение в жизни общества, определяют загрузку транспортной сети и отличаются сравнительным постоянством, поэтому их настойчиво изучают.

Следует, однако, отметить, что математических моделей, удовлетворительно вскрывающих глубинные причины и тенденции расселения городского населения, в настоящее время еще не создано. С одной стороны, это связано с большим разнообразием факторов, определяющих расселение, а с другой — вычислительной трудностью их учета. В последние годы в связи с широким внедрением в практику научных и проектных исследований быстродействующих ЭВМ, значительно расширивших возможности и облегчивших проведение сложных расчетов, разработки моделей расселения заметно активизировались и продвинулись вперед. Большое внимание уделяют в последнее время разработкам динамических имитационных моделей расселения, которые базируются на методах дискретно-вероятностного моделирования поведения участвующих в расселении людей в пределах ограничений, накладываемых закономерностями самоорганизации по затратам времени на передвижения с учетом социологических, градостроительно-планировочных и других изменений городской среды. Отдельными исследователями предложены математические комбинаторные модели процесса расселения: регрессионная, экстремальные модели «оптимального расселения» и ряд других, имеющих большое будущее, хотя разработка их еще не доведена до практического внедрения в проектную практику. Наиболее перспективными считают модели расселения социологического типа, так как расселение определяют в основном социальные факторы, взаимодействия людей и коллективов в процессе общественного производства и жизнедеятельности. Биопсихические факторы (ограниченность суточного бюджета времени населения, утомляемость и т. д.) выступают в реальном расселении лишь как факторы, ограничивающие его расширение. Как правило, в этих моделях используют вероятностный математический аппарат, так как законы расселения являются статистическими по своей природе и проявляют себя как законы больших чисел, хотя и формируются поведением отдельных людей.