§ 17.6. Маршрутизация с учетом колебаний пассажиропотоков по длине маршрутов ГМПТ во времени
Колебания пассажиропотоков по участкам и направлениям маршрутов по часам суток и периодам движения снижают коэффициент наполнения подвижного состава и приводят к резкому ухудшению качества транспортного обслуживания н экономических показателей работы ГМПТ. Резко выраженную пиковую нагрузку по участкам и направлениям имеют обычно межрайонные и местные маршруты, обслуживающие заводские периферийные районы и связывающие их с городским центром или жилыми массивами. В периоды начала и окончания работы предприятий они резко перегружены, днем же и вечером движение по ним небольшое и достаточно равномерное по всей длине. Принципиальные картограммы пассажиропотоков маршрутов этого типа в утренний и дневные часы показаны на рис. 17.11, а, где l — перевозки пассажиров на маршруте в начале часа пик (перегружен концевой участок маршрута на направлении от центра Ц к промышленному району 77); 2 — перевозки пассажиров к промышленному району П в конце часа пик; 3 — перевозки пассажиров по направлению к центру (жилому району) в начале часа пик после начала работы предприятий (окончания предыдущей ночной смены), 4 — в дневные часы.
Диаметральные маршруты, пересекающие городской центр, имеюn в утренние часы высокую пиковую нагрузку вначале по концам маршрута, затем в середине (пассажирами, едущими в центр). Днем нагрузка этих маршрутов по концам весьма мала, а в средней части высокая (за счет бытовых поездок населения). Принципиальные картограммы пассажиропотоков диаметральных маршрутов в утренние и дневные часы показаны на рис. 17.11, б: 1 —в начале пика трудовых поездок к центру; 2 — в конце пика трудовых поездок к центру; 3—в дневные часы.
Методами повышения коэффициента использования подвижного состава по наполнению и улучшения качества пассажироперевозок на маршрутах с резко выраженной неравномерностью пассажиропотоков по часам дня и периодам движения являются:
- Концентрация поездов на участках максимального пассажиропотока за счет рассредоточения их на остальных участках маршрута (рис. 17.12, а).
- Согласование расписаний движения по выпуску поездов на взаимно помогающих друг другу маршрутах. На рис. 17.12, б показаны два таких маршрута АВ и ВС в момент перегрузки направления С—В маршрута ВС. Для снятия этой перегрузки на маршрут ВС переброшено с маршрута А В четыре поезда. На рис. 17.12, в показаны те же маршруты в момент максимальной нагрузки направления В—А маршрута АВ. Для освоения этой нагрузки с маршрута ВС на направление В—А маршрута АВ переброшено пять добавочных поездов. Максимальную эффективность взаимопомощи маршрутов обеспечивает оперативное составление и согласование расписаний движения на маршрутах с использованием ЭВМ.
- Организация специальных коротких временных рейсов на участках маршрутов с повышенной нагрузкой поездами своего или других маршрутов, незагруженных в это время.
Рис. 17.11
Принципиальные картограммы пассажиропотоков радиальных (а) и диаметральных (б) маршрутов в разные моменты периода движения
Основной маршрут обслуживается небольшим количеством поездов, рассчитанным на освоение постоянного пассажиропотока. Коэффициент использования подвижного состава по наполнению получается достаточно высоким для поездов как основного, так и временного маршрутов. На радиальных маршрутах временные рейсы В могут быть организованы так, как показано на рис. 17.12, г, с оборотом поездов у центра Ц или промышленного района П и в подходящих средних точках основного маршрута О, причем в разные часы по-разному. На диаметральных маршрутах, проходящих через центр Ц, перегрузка в средней части может быть снята временными или постоянными дополнительными короткими маршрутами Dтак, как показано на рис. 17.12, д.
Временные рейсы рассчитывают специально и вводят в маршрутные расписания движения поездов.
Рис. 17.12
Схемы методов повышения равномерности наполнения подвижного состава на маршрутах
Приспособление маршрутной системы к снятию пиков пассажиропотоков по длине маршрутов во времени достигается: обеспечением возможности легкой передачи поездов с маршрута на маршрут по кратчайшим направлениям между пунктами передачи;
организацией оборота поездов на маршрутах не только на конечных станциях, но и в промежуточных точках маршрутов.