Содержание материала

§ 16.2. Глазомерные счетные, табличный, талонный и анкетный методы обследования пассажироперевозок
К глазомерным счетным методам обследования пассажироперевозок относят методы регистрации: 1) наполнения поездов, 2) пассажирооборота (пассажирообмена) поездов на остановочных пунктах и 3) пассажирообмена внутри поездов. Обследование пассажироперевозок первыми двумя методами выполняется контролерами-счетчиками, находящимися вне поездов, третьим — контролерами-счетчиками в поездах. Глазомерные методы обследования пассажироперевозок позволяют определить наполнение подвижного состава по участкам сети, пассажирооборот остановочных пунктов, построить картограммы пассажиропотоков, дать оценку качества пассажироперевозок, регулярности движения и др.

Метод регистрации наполнения поездов сводится к ориентировочной оценке наполнения проходящих поездов по коэффициентам наполнения или прямому подсчету количества пассажиров в проходящих поездах. В зависимости от поставленных задач и целей обследование может быть сплошным по сети и выборочным по маршрутам или по характерным точкам сети. В первом случае оно дает более полные результаты, но требует большего количества счетчиков, которые располагают преимущественно в узлах ТС и, как исключение, в отдельных характерных точках перегонов между узлами у остановочных пунктов с большим пассажирооборотом. Задачу расположения счетчиков на ТС решают по критерию минимизации общего количества работников, требующегося для проведения обследования в заданном объеме и обеспечения их полной загрузки в пределах, обеспечивающих хорошее качество контроля движения. При интенсивном движении счетчиков ставят на каждое направление движения, при редком движении — одного счетчика на два направления. Счетчики записывают время прохождения поездов, номера маршрутов, поездов и количество пассажиров в поездах или оценивают коэффициент их наполнения по пятибалльной системе: 1 — пассажиры занимают не более половины мест для сидения; 2 — заняты все или большая часть мест для сидения; 3 — заняты все места для сидения и часть (10—15) пассажиров стоят, но вагон заполнен слабо; 4 — пассажиры стоят в вагоне и на площадках, но вагон заполнен еще не полностью; 5 — вагон заполнен полностью так, что на остановках остаются пассажиры, не имеющие возможности войти в него.
Метод регистрации наполнения поездов позволяет непосредственно оценить наполнение поездов, определить среднее наполнение и пассажиропотоки по участкам маршрут ов и сети, подсчитать объем транспортной работы МПТ на маршрутах и сети. Обработка результатов наблюдений в этом случае та же, что и в системах автоматического контроля наполнения поездов путевыми датчиками. Картограмма пассажиропотоков строится, как показано на рис. 16.2.
Пассажиропоток на i-м участке за расчетный период наблюдения Т
(16.11)
где k — количество поездов, проходящих через наблюдаемое сечение i-гo участка сети за отрезок времени Т; т — наполнение проходящих поездов.             
Объем транспортной работы сети подсчитывается по (16.2), а объем пассажироперевозок — по (16.3).
Коэффициент наполнения kнi и среднее наполнение тср поездов, проходящих по участку за период Т:
(16.12)
где mрi— расчетная вместимость проходящих поездов.
Метод регистрации наполнения поездов считают наименее трудоемким и наиболее оперативным из всех других глазомерных счетных методов обследования пассажироперевозок, так как он требует наименьшего количества счетчиков. Однако этот метод отличается невысокой точностью и его возможности ограничиваются построением картограмм пассажиропотоков и определением объема транспортной работы. Он не обеспечивает получения данных для определения объема пассажироперевозок.

Метод регистрации пассажирообмена поездов на остановочных пунктах заключается в подсчете на остановочных пунктах количества вошедших в поезд и сошедших с поезда пассажиров. Количество счетчиков назначается из расчета 1 счетчик на 1 дверь поезда максимальной составности. Обычно эти же счетчики регистрируют и наполнение проходящих поездов. Метод регистрации пассажирообмена поездов на остановочных пунктах более трудоемкий по сравнению с методом регистрации наполнения поездов и требует большего количества счетчиков, но зато значительно точнее и обеспечивает возможность получения более полного объема сведений.
Объем пассажироперевозок в расчетный период наблюдения Т определяют суммированием вошедших Ав и сошедших Ас пассажиров по (16.6), наполнение поездов — по (16.7), объем транспортной работы по перегонам — по (16.8), объем транспортной работы на маршруте или по сети — по (16.9), среднюю длину пассажиропоездки — по (16.10): пассажирооборот R, и коэффициент пассажирооборота р, i-гo остановочного пункта за период наблюдения Т:

коэффициенты наполнения и среднее наполнение поездов пассажирами находят по (16.12). Полученные данные позволяют также оценить неравномерность наполнения поездов по вагонам и неравномерность посадки-высадки пассажиров по вагонам и дверям поезда.

Метод регистрации пассажирообмена внутри поездов заключается в подсчете количества вошедших в поезд и вышедших из поезда пассажиров счетчиками, находящимися внутри вагонов. На каждую дверь для входа и выхода пассажиров назначают по одному счетчику. По фиксируемым параметрам и методике обработки результатов наблюдении этот метод аналогичен системе автоматического контроля наполнения поездов поездными датчиками. В результате обработки материалов наблюдений определяют наполнение вагонов пассажирами на каждом перегоне по (16.7), объем транспортной работы в пассажиро-километрах по (16.9), объем пассажироперевозок по (16.6), среднюю длину поездок по (16.10).
По количеству занятых счетчиков метод регистрации пассажирообмена внутри поездов является наиболее трудоемким из всех глазомерных счетных методов и применяется поэтому сравнительно редко.
В настоящее время наиболее распространенные методы натурных обследований пассажиропотоков — табличный (опросный) и талонный, отличающиеся более простой технологией сбора информации о движении по сравнению с глазомерными счетными методами, более высокой достоверностью ее и надежностью, а также возможностью обработки результатов обследований с использованием вычислительной техники.
Табличный метод обследования основан на опросе пассажиров в поездах в момент посадки о станции назначения. Данные опроса заносят в маршрутную таблицу связи (рис. 16.4). В таблице указывают номер поезда, номер его выхода и время отправления с конечной станции маршрута. Таблица разделена на клетки 1, 2, 3, ..., каждая из которых соответствует определенному остановочному пункту на маршруте. Каждая клетка в свою очередь разделена на несколько десятков малых клеток.
Счетчики с маршрутными таблицами связи располагаются в вагонах поезда у всех входных и выходных дверей. Они опрашивают входящих пассажиров о месте их выхода и в одну из малых клеток остановочного пункта выхода записывают номер остановочного пункта входа. Тем, самым фиксируется количество вошедших пассажиров Ав, на всех остановочных пунктах i, длина маршрутных поездок lПМi, может быть найден объем пассажироперевозок за расчетный период времени Т как сумма пассажиров, вошедших в поезда за отрезок времени Т:
(16.15)
объем транспортной работы (сумма длин всех маршрутных поездок за период наблюдения T):

средняя длина поездки (маршрутной) за период наблюдения Т:
(16.17)
Кроме того, по тем же материалам могут быть найдены пассажиропотоки на всех перегонах транспортной сети, наполнение поездов, пассажирооборот остановочных пунктов. Обработка маршрутных таблиц связи ведется на табуляционных суммирующих машинах МСС, а затем на ЭВМ для анализа и оптимизации по заданным программам (такое разделение этапов обработки материалов обследований связано с более высокой стоимостью машинного времени ЭВМ по сравнению с прочей счетной техникой).


Пример маршрутной таблицы связи

Применение опросного метода, как и глазомерного счетного метода регистрации пассажирообмена внутри поездов, ограничено высокой трудоемкостью получения первичной информации, так как оба они требуют одинакового количества счетчиков.
Талонный метод обследования, подобно табличному, требует расположения счетчиков в поездах у всех входных и выходных дверей. Входящим пассажирам счетчик выдает талон, отмечая предварительно в нем номер остановочного пункта входа. При выходе пассажир отдает талон этому же или другому счетчику, который, принимая, отмечает в нем номер остановочного пункта выхода. На конечной станции маршрута талоны передаются станционному инструктору обследования в конверте, на котором указывают номер поезда, название конечной станции маршрута, время начала и окончания рейса. В результате обработки талонов на МСС с группировкой по маршрутам и направлениям маршрутов, по часам суток и периодам движения с выделением часов пик получают таблицы поездок пассажиров, данные о наполнении поездов по перегонам, пассажиропотоки, коэффициент неравномерности пассажиропотока по длине маршрутов и др.
В принципе талонный и табличный методы обследования пассажиропотоков равноценны, но предпочтительнее табличный, так как он связан с обработкой меньшего количества первичных документов (одна маршрутная таблица связи заменяет сотни талонов).
Анкетные методы обследования, в основу которых заложена анкета с рядом вопросов. На них опрашиваемое лицо должно дать правильные ответы. Форма анкеты, характер и количество содержащихся в ней вопросов определяются объемом н характером информации, которую хотят получить для решения тех или других транспортных задач. Однако во всех случаях анкета должна быть возможно более простой, а содержащиеся в ней вопросы предельно конкретными, позволяющими дать на них быстрый н однозначный ответ. Ясность анкеты является необходимым условием сведения к минимуму ошибок при ее заполнении, точности и достоверности получаемой от нее информации н сокращения времени на проведение обследований. В настоящее время анкетные методы обследований совмещаются с машинными методами обработки анкет. Снижение трудоемкости обследований и повышение скорости обработки получаемой информации приводит к расширению сферы применения анкетных методов не только для базисных, но и для оперативных обследований пассажироперевозок, где до недавнего времени применялись исключительно натурные методы обследований.
Технология обработки на ЭВМ заполненных анкет предусматривает необходимость шифровки ответов для последующего ввода в ЭВМ на обработку. Шифровка может производиться либо непосредственно при заполнении анкеты опрашиваемым лицом, либо специалистами-операторами на специальном этапе первичной обработки анкет. Первый способ предпочтительнее, так как способствует снижению трудоемкости и времени обработки анкет, но требует разработки простых кодов, сводящих к минимуму возможность ошибок при их заполнении. Полная автоматизация обработки анкет достигается при совмещении их со специальной перфокартой и использовании считывающего перфоратора ПС80-1, осуществляющего пробивку отверстий в перфокарте по нанесенным на ней отметкам карандашом.
На рис. 16.5 показан образец анкеты-перфокарты для обследований трудовых передвижений, разработанной в Академии коммунального хозяйства нм. К. Д. Памфилова. Она имеет простую форму, ответы на вопросы анкеты осуществляются самим опрашиваемым лицом зачернением карандашом скобок в соответствующих строках и столбцах. Благодаря совмещению анкеты с перфокартой, информация дается в ней уже в зашифрованном виде, не требующем специального кода. Единственное требование к опрашиваемому лицу состоит в аккуратности зачернения скобок и бережного обращения с анкетой, которую нельзя сгибать, сворачивать и повреждать. Анкета-перфокарта дает возможность получать большое количество разнообразных сведений. В частности, анкета, приведенная на рис. 16.5, позволяет получить:

  1. таблицы корреспонденций между расчетными районами города, которые в данном случае определены номерами почтовых отделений. Это решение оригинально, так как исключает большой дополнительный труд по предварительному районированию города перед обследованием и повышает точность информации, так как каждый житель города знает номер своего отделения связи и подобное районирование для него вполне естественно;
  2. зависимость коэффициента пользования транспортом от времени, затрачиваемого на передвижение;
  3. распределение затрат времени на передвижение пешком и с использованием транспорта;
  4. пересадочность;
  5. распределение запасов времени при прибытии к местам работы, которое важно знать при расчетах пиковых нагрузок транспортной сети.

§ 16.3. Расчеты необходимого объема выборки при обследованиях пассажироперевозок

При всех методах обследования пассажироперевозок для уменьшения трудоемкости сбора необходимо максимально ограничивать объем получаемой первичной информации, обеспечивая в то же время достаточную степень достоверности и надежности получаемых результатов.

Рис. 16.5
Анкета-перфокарта для обследования трудовых передвижений населения на предприятиях
При заданном объеме генеральной совокупности Ν (объеме, на который распространяются выводы обследования) и желаемой степени достоверности и надежности результатов обследования, определяемой его целями и задачами, объем выборки п, т. е. количества объектов, которые должны быть поставлены под наблюдение, определяют методами теории вероятностей и математической статистики по формуле

Результаты этих расчетов показывают, что величина выборки непосредственно связана с объемом генеральной совокупности: чем больше генеральная совокупность, тем относительно меньшая по объему выборка нужна для получения результатов обследования с той же точностью и надежностью.
При глазомерных счетных, табличных и талонных методах обследования пассажироперевозок по (16.18) определяют количество поездов п, которое должно быть поставлено под наблюдение при Ν поездах в движении.
При анкетных методах транспортного обследования населения в районах проживания или работы по (16.18) определяют количество населения п, которое нужно обследовать с тем, чтобы результаты обследования можно было распространить на все население Ν с заданной долей достоверности.
Элемент случайности возникает вследствие несистемного отбора элементов генеральной совокупности в выборку.