Содержание материала

Транспортная часть генерального плана города и последующих стадий градостроительного проектирования
Генеральные планы городов, поселков городского типа и проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов разрабатывают на расчетный срок 25—30 лет с выделением первой очереди строительства, охватывающей период завершения народнохозяйственного плана текущего пятилетия и следующую пятилетку, и учетом перспектив транспортного развития города за пределами установленного расчетного срока. Генеральный план — основной проектный документ, отражающий направления развития, содержание и финансирование строительства города. Утвержденный генеральный план города, поселка городского типа или проект планировки и застройки сельского населенного пункта обязательны для всех строительных организаций. На их основе разрабатывают проекты размещения строительства первой очереди, детальной планировки и застройки, специальных технических проектов по городскому транспорту, инженерным сооружениям, дорожному строительству, городскому благоустройству, озеленению и др.
В состав генерального плана включают материалы ТЭО развития города и другие документы, схему районной планировки, макет планировки и застройки общегородского центра, схему размещения строительства первой очереди. Основной проектный документ стадии генерального плана — генеральный план в масштабах 1:10 000 или 1:5 000, в котором закрепляют архитектурно-планировочную структуру и функциональное зонирование города на расчетный период, сети магистральных улиц, дорог, ГМПТ, внешнего транспорта, инженерные сети и сооружения, объекты коммунального хозяйства и др.
Задачи транспортного проектирования на стадии генерального плана сводятся к расчетной проверке целесообразности и уточнению решений транспортных сетей, заложенных в эскизе генерального плана, разработанного на стадии ТЭО, по критериям удобства для населения (затратам времени в передвижениях от двери к двери, комфортабельности, безопасности движения, степени изоляции населения от транспортных коммуникаций, регулярности движения), соответствия провозной способности ожидаемым пассажире- и грузопотокам (определяющего необходимость выбора скоростных видов ГМПТ на нагруженных направлениях), минимума требующихся приведенных капиталовложений и эксплуатационных расходов. Несмотря на то что проектный срок генерального плана сравнительно невелик (25—30 лет), в нем могут происходить социальные и другие изменения (в том числе в развитии транспортной техники), которые практически невозможно предусмотреть в проекте. Поэтому расчетные транспортные решения, полученные на стадии генерального плана, включая ожидаемые перспективные размеры движения, рассматривают лишь как гипотезу ожидаемой транспортной ситуации. Задача транспортного проектирования в этих условиях состоит в том, чтобы эта гипотеза была возможно более достоверной и обоснованной. Размеры ожидаемых пассажироперевозок на стадии генерального плана определяют методами уточненных транспортных расчетов — тем или другим вариантом метода взаимных корреспонденций транспортных районов (см. гл. 11 и 14).
Исходные данные для проектирования развития городского транспорта на стадии генерального плана: материалы ТЭО и экспертизы по ТЭО; опорный план существующего города (при расчетах транспортного развития существующих городов); общие планировочные и экономические данные (структура, численность и плотность расселения населения, допустимые капиталовложения в транспортную систему); размещение мест приложения труда (с указанием численности трудящихся), культурно-бытовых центров городского и районного значения (с указанием их расчетной вместимости и посещаемости); данные обработки и анализа транспортных обследований (если они имеются) — комплексных выборочных анкетных обследований передвижений населения, пассажиропотоков сетей МПТ городского и пригородного транспорта, корреспонденций грузов, численности и пробега автомобилей  государственного автопарка и частного пользования, интенсивности пешеходного движения в местах интенсивного движения.
Транспортная часть генерального плана является развитием ТЭО в части более детальной проработки сетей магистральных улиц и дорог и общественного транспорта. По сети магистральных улиц и дорог в ней приводят по состоянию на момент проектирования, а также обосновывают и уточняют на перспективу генерального плана (20—25 лег) в первую очередь развития (5—10 лет) варианты схем сетей (начертание сети, категории улиц и дорог) с обоснованием окончательного проектного решения; картограммы грузового, легкового и суммарного автомобильного движения; положение и принципиальные схемы развязок в разных уровнях. По МПТ на те же сроки (состояние на момент проектирования, на перспективу генерального плана н первую очередь развития) выполняют технико-экономические обоснования выбора видов МПТ, уточняют расчетный вариант схемы сетей МПТ, рассчитывают картограммы пассажиропотоков по всем выбранным видам транспорта методом взаимных корреспонденций транспортных районов, обосновывают размещение в плане города основных транспортных устройств и сооружений. На все три проектных срока составляют;

  1. для городов с населением более 100 тыс. человек (до 250 тыс. человек) суммарные картограммы корреспонденций между расчетными транспортными районами города и картограммы пассажиропотоков на сеги МПТ;
  2. для городов с населением более 250 тыс. человек (до 500 тыс. человек) картограммы потоков грузовых автомобилей, легковых автомобилей и суммарных транспортных потоков но улично-дорожной сети города в приведенных единицах (по потокам грузовых автомобилей, включая подходы к городу); схемы сети МПТ с указанием видов транспорта и размещением технических станций, депо и гаражей (в масштабе 1:20 000 или 1:25 000); схемы сети городских магистралей с размещением транспортных площадей, развязок, мостов, путепроводов, автостоянок, гаражей и других транспортных сооружений (в масштабе 1:20 000 или 1:25 000); поперечные профили основных магистралей (в масштабе 1:200); схемы размещения устройств и сооружений внешнего транспорта;
  3. для городов с населением более 500 тыс. человек (сверх перечисленных материалов) картограммы трудовых, культурно-бытовых и суммарных корреспонденций между расчетными транспортными районами; картограммы использования пропускной способности основных магистралей и узлов города по данным обследований (существующее положение); схемы существующих маршрутов МПТ с указанием остановочных пунктов скоростного транспорта и основных технических сооружений; точечные планограммы размещения мест жилья, труда и культурно- бытовых фокусов тяготения (по особому заданию); километрограммы, изохронограммы и другие материалы обработки плана города графоаналитическим методом (по особому заданию); принципиальную схему транспортного обслуживания центра города (в масштабе 1:10 000 или 1:5000) с показом организации движения транспорта, системы пешеходных связей и основных автостоянок.

Как видно из приведенного перечня разработок транспортной части генерального плана, часть из них принимают по данным ТЭО. При одностадийном проектировании генерального плана последний включает в себя все разработки, выполняемые на стадии ТЭО. Особенностью проектных транспортных решений на стадии генерального плана является в целом схемный характер, их не доводят до инженерной проработки элементов транспортных систем — конструкций дорожных одежд, рельсовых путей, депо, гаражей, инженерных дорожных сооружений и др. Все эти разработки выполняют на последующих стадиях проектирования. На стадии генерального плана может быть, в частности, установлена целесообразность применения скоростных видов МПТ, но по выбору видов скоростного транспорта даны лишь принципиальные соображения.
В развитие генерального плана разрабатывают проекты размещения строительства первой очереди, проекты детальной планировки, планировки и застройки градостроительных ансамблей, проекты планировки пригородной и зеленой зон.

Проекты размещения строительства первой очереди.

Проекты разрабатывают для городов со среднегодовым объемом жилищного строительства, превышающим 100 тыс. м2 жилой площади. Они служат основой для организации непрерывного планирования, проектирования и строительства жилых и культурно-бытовых зданий н объектов городскою хозяйства, включая транспортные. В них намечают строительство и реконструкцию магистральных улиц, дорог и транспортных сооружений, разрабатывают предложения по развитию ГПТ.

Проект детальной планировки.

На стадии проекта детальной планировки (ПДП) на основе утвержденного генерального плана разрабатывают проекты отдельных частей городской селитебной территории (жилых районов, общественных центров н других функциональных зон) с целью уточнения их архитектурно-планировочной структуры, транспортного обслуживания, инженерного оборудования, благоустройства, озеленения, уточнения прогнозируемого состояния окружающей среды и т. д. Расчетный срок реализации ПДП — период завершения народнохозяйственных планов текущего пятилетия и последующей пятилегки. Схема организации движения транспорта и пешеходов, разрабатываемая в составе материалов ПДП, имеет целью детальное проектирование системы транспортного обслуживания проектируемого района, включая размещение остановочных пунктов всех видов ГМПТ. проектные решения площадей и пересечений улиц и дорог, организацию транспортного и пешеходного движения на них. размещение автостоянок, транспортных сооружений (эстакад, путепроводов, тоннелей), депо и гаражей ГМПТ, заправочных станций и станций технического обслуживания автотранспорта и т. д.

Проект планировки и застройки градостроительного ансамбля.

Эта стадия планировки близка к стадии ПДП. На ней разрабатывают наиболее значимые архитектурно-планировочные элементы города (общественные центры, площади, набережные, улицы) с целью разработки и уточнения их планировочного, объемно-пространственного и композиционного решений с необходимой проработкой архитектурных  деталей. Проекты планировки и застройки градостроительных ансамблей служат основой для последующего технического проектирования застройки их отдельных участков и разработки отдельных зданий и сооружений. Входящая в состав проекта схема организации движения транспорта и пешеходов и использования подземного пространства по входящим в нее материалам аналогична схеме организации движения транспорта и пешеходов на стадии ПДП.

Проект планировки пригородных и зеленых зон.

Транспортная часть в этих проектах имеет целью уточнение (в масштабе 1:50 000 или 11:25 000) основных транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, водных и др.), связывающих город с другими населенными пунктами городской агломерации, с зонами длительного и кратковременного отдыха (зелеными зонами) и Единой транспортной системой страны.