Содержание материала

Глава 13
ОСНОВЫ ВЫБОРА ВИДОВ ГПТ И РАСЧЕТА ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

§ 13.4. Выбор вариантов систем ГМПТ по данным расчета требующегося ряда вместимостей подвижного состава

Системы ГМПТ должны выбираться по комплексу технико-экономических показателей: критерию максимума народнохозяйственной эффективности, надежности всех звеньев, соответствия планировочно-градостроительным и эргономико-экологическим требованиям, безопасности движения и др. Методики выбора вариантов ГМПТ, которая учитывала бы все эти требования, нет. Поэтому в настоящее время сочетание видов транспорта в системах ГМПТ и распределение пассажироперевозок по ним имеют часто случайный характер. Более или менее четко прослеживаются только две закономерности в этом вопросе: с ростом населенности города возрастает тенденция увеличения вместимости используемых видов подвижного состава и количества используемых видов ГМПТ с одного-двух в малых и средних городах до трех-четырех в крупных и крупнейших.
Один из возможных теоретических методов выбора видов ГМПТ основан на данных расчета требующегося для рассматриваемого города ряда вместимостей подвижного состава в связи с тем, что рядам вместимости соответствует вполне определенный типаж подвижного состава (рис. 13.7). Выбор видов транспорта для системы ГМПТ заданного города на основе найденного для него расчетного ряда вместимостей подвижного состава включает в себя:

  1. составление вариантов транспортных систем по данным рис. 13.7;
  2. проверку их соответствия заданным интервалам движения на городских маршрутах;
  3. технико-экономический выбор наиболее экономичных вариантов.

На основании расчетов требующихся рядов вместимости и сравнения их с типажом современного подвижного состава Д. С. Самойловым составлена табл. 13.5 вариантов систем ГМПТ по группам городов.
По сравнению с приведенным в таблице количество возможных вариантов ГМПТ может быть расширено, так как одной вместимости соответствует обычно несколько видов транспорта. Однако по соображениям удобства эксплуатации системы ГМПТ малых городов следует создавать на базе одного вида транспорта, средних — на базе двух видов транспорта, хотя могут быть и исключения.
Потребность в проверке соответствия выбранных вариантов ГМПТ заданным интервалам движения возникает в тех случаях, когда фактическая вместимость тф подвижного состава того или другого вида транспорта отличается от требуемой размерным рядом. При увеличении вместимости транспортных средств требующийся маршрутный интервал между ними растет, а при уменьшении — уменьшается. Если, следовательно, для заданных пассажироперевозок требуется подвижной состав с расчетной вместимостью причем соответствующий ей маршрутный интервал равен t>и.р, то при использовании для этой же цели подвижного состава вместимостью mф, маршрутный интервал потребуется изменить до tи.ф. Учитывая пропорциональную зависимость между вместимостью и интервалом движения транспортных средств, можно составить отношение:, откуда

Рис. 13.7
Обеспечение расчетной вместимости ГМПТ подвижным составом

Таблица 13.5

Технико-экономические сравнения вариантов выполняют в тех случаях, когда для освоения той или другой доли пассажироперевозок может быть взято несколько видов ГМПТ. Они заключаются в сравнении приведенных строительно-эксплуатационных затрат и выборе такого варианта ГМПТ, который обеспечивает их минимум.
Практический выбор экономических видов ГМПТ производят в следующем порядке:

  1. В соответствии с группой населенности заданного города рассматривают все основные варианты транспортных систем по табл. 13.5 и исключают те из них, которые не могут быть приняты по тем или другим ограничениям (архитектурно-планировочным, санитарно-гигиеническим, экономическим и др.).
  2. Выделяют виды транспорта и типы подвижного состава, не имеющие конкурирующих по вместимости. Так, вместимость 35—40 и 50—60 пасс-мест имеют только автобусы, вместимость 230 пасс-мест — только подвижной состав трамвая. Виды транспорта этих вместимостей включают в систему ГМПТ без сравнения, если они проходят по другим показателям. Одними из главных в последних являются достаточность инвентарного количества требующегося подвижного состава для организации транспортного хозяйства и экономические показатели. Если требующееся количество подвижного состава меньше минимального по соображениям возможности организации транспортного хозяйства, то рассматривают возможности его замены подвижным составом других вместимостей, принятых по расчету. Обязательными критериями возможности замены одного вида транспорта или типа подвижного состава другими являются достаточность провозной способности и соответствие требующейся частоты движения предельным маршрутным интервалам.
  3. В результате исключения части видов ΓΜПΤ по заданным ограничениям и выделения тех, которые не имеют конкурирующих по вместимости, в ряду требующихся расчетных вместимостей остаются только те, которые могут быть обеспечены разными видами транспорта. Они подлежат сравнению по приведенным затратам.

Применительно к городам VI и V групп населенности сравнивать варианты ГМПТ по видам транспорта практически не приходится, так как требующиеся в этом случае вместимости подвижного состава обеспечиваются только одним видом транспорта — автобусом. В городах IV и III групп населенности вместимость ПО пасс-мест может быть обеспечена тремя видами транспорта — трамваем, троллейбусом и автобусом. Но ни трамвай, ни троллейбус включать в транспортную систему обычно нецелесообразно, гак как требующегося подвижного состава этой вместимости сравнительно мало. Обычно принимают вариант транспортной системы из автобусов трех вместимостей. В городах 1 и II групп населенности пассажироперевозки, требующие использования подвижного состава вместимостью 90 пасс-мест, могут быть обеспечены автобусом или троллейбусом, которые нужно сравнить по приведенным народнохозяйственным затратам S на единицу транспортной работы (1 пасс-км), определяемым по (4.7). При поэтапном строительстве системы ГМПТ в течение длительного времени t приведенные затраты каждого этапа определяют с учетом отдаленности затрат:

Применяют два метода экономического сравнения видов ГМПТ — аналитический и графо-аналитический. Более нагляден графо-аналитический, при котором по (4.7) строят зависимости S(Q), подобные приведенным на рис. 13.1. Точки пересечения этих зависимостей, построенных для сравниваемых видов ГМПТ, определяют границы пассажирооборота, обеспечивающего их рациональное использование. В частности, по данным, представленным на рис. 13.1, как уже отмечалось, для удельных пассажирооборотов до 4,5 тыс. пасс-км/(км-сут) наиболее выгоден сочлененный автобус, а при больших удельных пассажирооборотах —  шестиосный трамвай.