Содержание материала

Глава 19
КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГПТ

  1. Задачи и содержание контроля и регулирования движения ГПТ

Работа ГМПТ организуется так, чтобы обеспечить высокое качество транспортного обслуживания пассажиров при максимальном использовании всех материальных фондов транспортного хозяйства: подвижного состава; дорожных сооружений и устройств; системы электроснабжения и пр. В соответствии с этими задачами разрабатывают план движения — наряд поездов и расписание, отражающие прогнозируемое соответствие между запросами на пассажироперевозки и их обеспечением. Однако реальные пассажироперевозки непрерывно отклоняются от заложенных в плане движения (рис. 19.1), где ΔЗ, ΔДД, ΔП — факторы, вызывающие отклонения пассажироперевозок от плановых: колебания запросов ΔЗ, условий дорожного движения ΔДД (транспортной ситуации) и погодных условий А 77; В, ППС, ВД — факторы, обеспечивающие восстановление соответствия выдаваемых на линию паесажиро- мест запросам на пассажироперевозки. Непрерывные колебания запросов на пассажироперевозки определяют соответствующие колебания качественных и количественных показателей работы транспортных предприятий. При нерегулируемом движении эти колебания выходят за допустимые пределы и приводят к недопустимому ухудшению показателей пассажироперевозок. Поэтому для ГМПТ обязательна организация специальных систем контроля и регулирования пассажироперевозок во времени, цель которых — именно регулирование, а необходимость контроля возникает как сопутствующая задача.
Мероприятиями по регулированию пассажироперевозок являются регулирование выпуска подвижного состава из депо В, перераспределение подвижного состава между маршрутами ППС и восстановление планового движения ВД, нарушаемого сбоями и дорожно-транспортными происшествиями ДТП. Исполненное движение ИД выступает, таким образом, как сплав фактических запросов на пассажироперевозки и их фактического обеспечения пассажирскими местами в подвижном составе. Если воспользоваться терминологией теории автоматического управления, можно сказать, что хозяйства ГМПТ должны представлять собой саморегулирующиеся системы с обратными связями, оптимизированные по критерию Максимума группы показателей, характеризующих количественные и качественные стороны пассажироперевозок.
Контроль и регулирование движения ГМПТ имеют целью:

  1. поддержание в пределах допустимых отклонений заданного расписанием оптимального расчетного режима работы подвижного состава на линии и ликвидацию возникающих нарушений движения, минимизацию расхода горючего и электрической энергии на движение;
  2. обеспечение бесперебойности движения подвижного состава на линии; восстановление оптимального режима движения, нарушенного задержками и ДТП; оперативное руководство восстановительными средствами скорой технической помощи для устранения задержек движения;
  3. изменение режимов движения подвижного состава на маршрутах в соответствии с требованиями техники безопасности при изменениях метеорологических или других условий относительно заложенных в расписании;
  4. оперативное руководство работой линейного персонала службы движения. Контроль за выполнением правил технической эксплуатации подвижного состава и линейных сооружений, инструкций по безопасности движения, а также приказов и распоряжений, относящихся к движению; 5) проведение анализа исполненного движения на маршрутах.


Рис. 19.1

Схема отношений между запросами 3 на пассажироперевозки, плановым движением ПД и исполненным движением ИД

Контроль и регулирование движения МПТ осуществляет диспетчерский отдел службы движения, укомплектованный соответствующим штатом и обеспеченный необходимыми техническими средствами. Штат диспетчерских отделов и находящиеся в его распоряжении технические средства контроля и регулирования движения определяются объемом транспортной работы и развитием транспортных сетей МПТ. В городах с небольшим развитием МПТ ограничиваются простейшими техническими средствами контроля и регулирования движения и небольшим штатом диспетчерских отделов. В городах с развитой системой МПТ и большим объемом пассажироперевозок соответственно усложняются и технические средства контроля и регулирования движения, и структура диспетчерских отделов.