Содержание материала

Учитывая отставание транспортною строительства от темпов территориального роста городов, постановлением от 26 декабря 1967 г. № 1152 «О мерах по улучшению транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом» Совет Министров СССР обязал горисполкомы, областные (краевые) исполкомы и советы министров автономных республик разрабатывать для всех городов с проектной численностью населения 250 тыс. человек и более комплексные схемы развития всех видов ГПТ (комплексные транспортные схемы) на проектный срок 10—15 лет с выделением первоочередных работ на ближайшие 5 лет.
В 1969 г. Госплан СССР выпустил «Указания по разработке комплексных схем развития городского пассажирского транспорта», где регламентирован состав и содержание ее проектных работ, порядок их выполнения и оформления [18].
Комплексная транспортная схема базируется на проектных транспортных разработках ТЭО и генерального плана. В отличие от них, на стадии проектных разработок комплексной транспортной схемы размещение объектов массового тяготения города уже жестко закреплено и задано генеральным планом. В соответствии с этим все внимание проектировщиков сконцентрировано на этой стадии на оптимизации транспортной системы в заданных условиях генерального плана и последовательной ее реализации по расчетным срокам. Детальная разработка сводится к выбору рекомендуемого варианта развития с определением требующихся по нему капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Утвержденная комплексная схема городского движения в целом и ГПТ всех видов является основным документом для планирования Госпланами союзных республик работ и расходов по улучшению и развитию на перспективу с выделением первоочередных работ на ближайшие сроки по всем видам ГПТ, пригородному и внешнему транспорту. При этом вопросы развития городского и пригородного пассажирского транспорта прорабатывают детально, а развитие городских магистралей и улиц, грузового автомобильного и внешнего транспорта —  в объемах, необходимых для принятия обоснованных решений по  развитию городского и пригородного пассажирского транспорта. На основе комплексной транспортной схемы специализированные проектные организации составляют проектные задания на проектирование сетей и отдельных транспортных сооружений (технические проекты и рабочие чертежи).
В состав комплексной транспортной схемы входят обоснования:

  1. Развития ГПТ с учетом его современного состояния, данных обследований пассажироперевозок и прогнозируемого развития города; использования скоростных видов ГПТ — метрополитена, скоростного трамвая или экспресс-автобусов в сочетании с обычными наземными видами ГПТ; использования железнодорожных линий, в частности глубоких вводов; выявления роли легкового автотранспорта в освоении пассажироперевозок. Проектные решения доводят до обоснования оптимальных вариантов транспортных сетей и маршрутных систем, расчета требующегося количества подвижного состава, производственных мощностей эксплуатационно-ремонтной базы, специальных транспортных устройств и дорожных сооружений, средств диспетчерской связи и регулирования движения.
  2. Дополнений к ТЭО развития города и генеральному плану по развитию магистральной и уличной сетей города с выделением и классификацией магистральных по значимости (городского или районного значения) и режиму движения (скоростного, непрерывного, регулируемого), выделением специальных полос движения для МПТ, проверкой соответствия ожидаемой интенсивности движения пропускной способности и обоснованием необходимости устройства обходных направлений, реконструкции тех или других участков и узлов, изменений поперечных и продольных профилей основных магистралей.
  3. Развития пригородного пассажирского транспорта с установлением общего объема транспортной работы, распределения пассажироперевозок между разными видами транспорта и разработкой предложений по организации беспересадочных пассажироперевозок в агломерации город — пригород.
  4. Основных проектных установок по необходимым направлениям развития внешнего транспорта, вытекающих из задач увязки его с внутригородскими и пригородными путями сообщения (железных и автодорог, междугороднего автобусного сообщения и др ).

Главная цель разработки комплексных транспортных схем состоит в осуществлении первоочередных мероприятий, обеспечивающих при минимальных затратах перевозки населения к местам приложения труда, массового отдыха и объектам культурно-бытового назначения с достаточной комфортабельностью при затратах транспортного времени, укладывающихся в градостроительные нормы. В связи с этим первая очередь реализации комплексных транспортных схем должна включать в себя прежде всего мероприятия организационно-технического характера по вскрытию и эффективному использованию городских резервов [23] — введение одностороннего движения на смежных параллельных улицах; организацию движения по методу зеленой волны; реконструкцию отдельных наиболее загруженных перекрестков и площадей, с целью увеличения пропускной способности; упорядочение левых поворотов транспорта; организацию автомобильных стоянок вне проезжей части магистральных улиц; расширение сети скоростных автобусных маршрутов для связи удаленных жилых районов с центром города и тяготеющими к ним промышленными центрами; упорядочение маршрутной системы с целью снижения пересадочности и согласование работы разных видов ГПТ; рациональное распределение подвижного состава по маршрутам с учетом колебаний пассажирской нагрузки во времени; раздвижку времени начала работы на промышленных предприятиях и в учреждениях для снижения пиков транспортной нагрузки и повышения коэффициента использования вместимости подвижного состава; разгрузку городских центров от сквозных потоков транспорта, особенно грузового; развитие сети ГПТ и усиление его производственно-технической базы. Мероприятия, требующие капитальных вложений, должны согласовываться с реальными возможностями их финансирования в планируемые сроки.
На последующих этапах разработки комплексной транспортной схемы особое внимание обращают на обоснование скоростных видов городского транспорта. Это вызвано весьма высокими темпами развития в наших городах жилищного строительства на новых территориях, транспортное обслуживание которых с приемлемыми затратами транспортного времени на передвижения может быть решено, как правило, только скоростным ГПТ. Выбирают вид и трассы скоростного ГПТ на основе детальных технико-экономических сравнений с учетом численности населения и планировки города, его гидрогеологической основы, плотности расселения, расчета пассажиропотоков и нормативных сроков окупаемости капиталовложений. По выбранному варианту выполняют детальную проработку первой очереди строительства на следующее пятилетие с учетом реальной возможности выделения и освоения требующихся капиталовложений. Техническую проработку и экономическое обоснование скоростных систем ГПТ проводят с учетом влияния выбранного вида транспорта на расселение и работу подвозящих видов наземного ГПТ.
Как правило, материалы комплексной транспортной схемы базируются на проектных разработках ТЭО и генерального плана. В случае их отсутствия или слабой проработки соответствующие разделы разрабатывают в комплексной транспортной схеме в соответствии с требованиями к содержанию этих материалов в генеральном плане.