Содержание материала

Вагонной колесной парой (рис. 6 и 6а) называется ось с двумя колесами, неподвижно насаженными на нее. Ось изготовляется из высококачественной стали и имеет по длине разные диаметры, величина которых обусловливается нагрузками, приходящимися на ось и возникающими в ней напряжениями. На рис. 6 и 6а обозначены: шейка оси 1, ее подступичная часть 2, средняя часть 3, торец оси 11, буртик 12, передняя галтель шейки 10, задняя галтель шейки 9, гребень колеса 7, поверхность катания колеса 8, обод колеса 6, его диск 5, ступица 4.


Рис. 6. Колесная пара с осью типа С-3 и цельнокатаными безбандажными колесами диаметром 1 050 мм
Колесная пара с колесами диаметром 950 мм
Рис. 6а. Колесная пара с колесами диаметром 950 мм тележек ЦМВ с гидравлическими амортизаторами и роликовыми буксами

Колесные пары различаются по типу осей и диаметру колес. По типу осей, в зависимости от их размеров, колесные пары подразделяются на три типа. Тип 1 для пассажирских вагонов почти не применяется; типы 2 и 3 применяются для пассажирских и грузовых вагонов. Колесные пары в зависимости от диаметра колес подразделяются на две группы: имеющие диаметр 1 050 мм, которые эксплуатируются под пассажирскими и грузовыми вагонами, и имеющие диаметр 950 мм. Эти колесные пары теперь в основном эксплуатируются под грузовыми вагонами, но в дальнейшем будут эксплуатироваться и под пассажирскими. Вновь строящиеся вагоны с 1960 г. выпускаются на колесных парах с диаметром колес 950 мм.

Колесные пары, кроме того, различаются по типу колес, которые могут быть бандажные или цельнокатаные безбандажные. У последних центр и бандаж изготовляются как одна деталь. Большим преимуществом безбандажных цельнокатаных колес является отсутствие такой неисправности, как ослабление бандажа.
Колесные пары являются самой ответственной частью вагона, поэтому они должны по своим размерам соответствовать подъемной силе вагона и всегда находиться в исправном состоянии.
Так как колеса насажены на ось неподвижно, то они всегда находятся на одинаковом расстоянии одно от другого. Расстояние между внутренними гранями ободов колес или бандажей должно быть 1 440 ± 3 мм.
Для направления вагонов по рельсовому пути колеса делают с гребнями, которые обращены внутрь рельсовой колеи. При боковых толчках и движении в кривых участках пути гребни колес упираются в боковые грани головок рельсов и не допускают схода колесных пар с пути.
Под цельнометаллические пассажирские вагоны подкатывают колесные пары с осью типа С-3 и цельнокатаными безбандажными колесами диаметром 1 050 мм. Под цельнометаллические вагоны на тележках с гидравлическими амортизаторами подкатываются колесные пары, имеющие диаметр колес 950 мм. Подкатывать под пассажирские вагоны колесные пары с бандажными колесами запрещено.
Колесные пары подвергают тщательному техническому осмотру перед каждым отправлением поезда в рейс, а также на крупных станциях в пути следования и в пунктах оборота. Кроме такого повседневного технического осмотра, колесные пары периодически подвергают специальному освидетельствованию, которое бывает двух видов: полное и обыкновенное.
Обыкновенное освидетельствование производится при всякой подкатке колесной пары под вагон и заключается в следующем. Колесная пара очищается от грязи. 

Проверяются все основные ее размеры. Производится испытание шеек, подступичных и средних частей оси электромагнитным прибором (дефектоскопом) для выявления возможных трещин. На колесных парах с роликовыми подшипниками дополнительно проверяется наличие установленной маркировки на крышках букс и на бирках, состояние болтов крепительной и смотровой крышек, состояние уплотнения крышек и лабиринтовой части буксы.


Рис. 7а. Клейма на торце шейки вагонной колесной пары с роликовыми подшипниками

Полное освидетельствование колесных пар, находящихся под пассажирскими вагонами, производится в следующих случаях:
а)    при формировании колесной пары, а также при всякой смене элементов колесной пары (осей, бандажей, центров);
б)    при обточке колес (у колесных пар с подшипниками скольжения);
в)      после аварий и крушений (у поврежденных вагонов).

Рис. 8. Маркировка крышек

Полное освидетельствование колесных пар с роликовыми подшипниками производится через одну обточку по предельному прокату и другим неисправностям ободьев колес, при полной ревизии и демонтаже роликовых букс, при наличии ползуна более 3 мм у колесных пар с роликовыми подшипниками.
При полном освидетельствовании колесная пара тщательно очищается от грязи и краски. Шейки, подступичные части и средняя часть оси испытывают дефектоскопом. Все элементы колесной пары внимательно осматривают, проверяют их основные размеры и соответствие установленным техническим требованиям.
После полного освидетельствования колесной пары на торце шейки ее оси став ят клеймо установлен ного образца (рис. 7 и 7а), присвоенное данному вагонному депо, заводу или колесным мастерским, указывающее место и дату полного освидетельствования. Клеймение колесных пар производится только работниками, имеющими право на освидетельствование колесных пар. На всех элементах колесных пар —  осях, колесах и бандажах — ставят клейма завода-изготовителя, даты изготовления, формирования и т. д.

На колесных парах с роликовыми подшипниками ста вится для контроля клеймо формирования и полного освидетельствования. Его ставят на торце ступицы колеса со стороны середины осн. В верхней части крепительной буксовой крышки (рис. 8) белой масляной краской наносят дату и место подкатки колесной пары под вагон, например: «III — 55 — 375» (март 1955 г., 375 — условный номер депо или завода). На смотровой буксовой крышке также вверху белой масляной краской наносят дату и место производства промежуточной ревизии буксы с роликовыми подшипниками, например:«Р — VIII— 58 — 383» (см. рис. 8), что означает: ревизия буксы произведена в августе 1958 г. в депо или на заводе с условным номером 383.
Кроме того, на бирке, поставленной под головку болта крепительной крышки, набиваются клейма, соответствующие клеймам на шейке оси и крышках (рис. 9).
В колесных парах могут быть различные неисправности, с которыми запрещается включение вагонов в поезда. Такие неисправности перечислены в конце главы (см. § 11 «Общие требования, предъявляемые к пассажирским вагонам»).

Рис. 9. Маркировка бирки