Содержание материала

Холодильная установка купейного цельнометаллического вагона представляет собой устройство для охлаждения питьевой воды производительностью 10 л в час и холодильного шкафа для хранения скоропортящихся продуктов (рис. 44). С 1958 г. холодильные шкафы в вагонах не ставятся.
Установка для охлаждения питьевой воды состоит из бака для кипяченой воды 20 емкостью 30 л, расположенного над холодильным шкафом в служебном отделении вагона, специального резервуара 22 со змеевиком 16 для охлаждения воды емкостью 2 л и крана 19 для разбора остуженной кипяченой воды.

Схема холодильной установки купейного ЦМВ
Рис. 44. Схема холодильной установки купейного ЦМВ

Под шкафом для хранения скоропортящихся продуктов размещаются агрегаты холодильной установки: электромотор 6 мощностью 0,7 кВт, компрессор 1 с вентилями 2, 4 и 5, пластинчатый конденсатор 27 с воздушным охлаждением, фильтр 8, сушильный патрон 9, ресивер 26 с вентилями 25 и 7, трубопровод 10, 17 с вентилями, служащий для подачи хладагента к испарителям 12 и 24, расположенным в резервуаре для охлаждения питьевой воды и в холодильном шкафу для хранения скоропортящихся продуктов, а также к компрессору и другим агрегатам холодильной установки.
Остальные цифры элементов на рис. 44 обозначают: 13 и 15 — автоматически впрыскивающие вентили испарителей 11 и 23 — термостаты, 14 — электровентиль, 21 —  воздуховыпускной вентиль, 16 — спускной вентиль, 18 —  водослив.
В качестве хладагента в системе применяется фреон 12 (дифтордихлорометан). Это газ без цвета, запаха и вкуса. Жидкий фреон имеет свойство кипеть (испаряться) при низких температурах и обычном атмосферном давлении. Процесс кипения фреона сопровождается отнятием тепла от охлаждаемой среды.
Охлаждение происходит следующим образом: жидкий фреон под давлением, создаваемым компрессором 1, поступает через ресивер, фильтр и сушильный патрон и регулирующие вентили 13, 15 в испарители 12, 24. Здесь давление фреона падает с соответственным снижением температуры. Превращаясь при низкой температуре в пар, фреон отнимает необходимую для своего испарения теплоту от окружающей среды и вызывает ее охлаждение. Компрессор через вентили 4 и 5 отсасывает пары фреона из испарителей (поддерживает в них низкое давление), сжимает их (что сопровождается повышением их температуры) и нагнетает пары фреона через вентиль 2 в конденсатор 27. Здесь нагретые при сжатии пары фреона вновь охлаждаются потоком воздуха от вентилятора (крыльчатка которого насажена на вал мотора компрессора), вследствие отвода тепла они переходят в жидкое состояние (конденсируются) и поступают опять в испарители.
Таким образом, в холодильной установке совершается циркуляция фреона как хладагента, который сам не расходуется. На производство холода затрачивается лишь механическая энергия.

При продолжительной работе холодильника с термостатом, поставленным на низшую ступень температуры, в резервуаре для охлаждения питьевой воды начинается переохлаждение. В таком случае необходимо устанавливать регулирующую кнопку термостата на более высокую температуру, вращая кнопку по часовой стрелке.
После длительного нахождения вагонов на отстое холодильная установка включается в такой последовательности: полностью открывают запорный нагнетательный вентиль 3 компрессора (окрашен в красный цвет), далее открывают запорные вентили 25 и 7 ресивера (окрашены в оранжевый цвет), затем открывают полностью запорный всасывающий вентиль 5 компрессора (окрашен в желтый цвет). Запорный вентиль всасывающего фильтра 3 при пуске установки открывается вначале лишь на одну четверть оборота, через 10 мин работы компрессора — еще на одну четверть оборота и после следующих 10 мин работы —  полностью.
После того как запорные вентили 2, 25, 7, 5 полностью открыты, а запорный вентиль 4 открыт на одну четверть оборота, производится включение пакетного выключателя холодильной машины, расположенного на дополнительном силовом щите в служебном отделении. Это делается вращением рукоятки пакетного выключателя вправо (следует отметить, что при выключении холодильной машины по часовой стрелке рукоятка пакетного выключателя поворачивается также вправо. Вращение ее влево не разрешается).
Установка после поворота пакетного выключателя работает автоматически, поддерживая необходимую температуру в резервуаре для охлаждения питьевой воды и в холодильном шкафу для скоропортящихся продуктов. При достижении требуемых температур установка автоматически выключается при нарушении заданного температурного режима. Холодильная установка работает только на ходу поезда, а при остановке его выключается специальным электрическим реле. Однако после остановки холодильной машины следует поставить в соответствующее положение и рукоятку пакетного выключателя на силовом щите, а вентили закрывать не следует. Включение холодильной установки в дальнейшем производится пакетным выключателем. На конечном пункте, а также когда холодильная установка не должна работать пакетный выключатель «Холодильная машина» выключается.

Регулирование температуры воды в резервуаре для охлаждения питьевой воды производится посредством установочной кнопки термостата 23, расположенной на лицевой стенке холодильника. В зависимости от желания пассажиров проводники вагонов, вращая установочную кнопку термостата 23 влево, могут повысить температуру воды в резервуаре до +20°, а вращая вправо — понизить температуру до +5° С. Не следует часто изменять положение установочной кнопки, так как от этого работа холодильной установки расстраивается, и температура охлажденной воды поддерживается неустойчиво.
Регулирование температуры в холодильном шкафу осуществляется установкой на соответствующее деление шкалы кнопки термостата 11, расположенной на передней стенке холодильника. Обычно температура в холодильном шкафу поддерживается 1—2° С. При установке кнопки в положение 6 холодильный шкаф включается на беспрерывную работу, этим положением кнопки термостата пользуются в случае большого расхода остуженной питьевой воды в летнее время. Переключением кнопки термостата 11 в положение «Выключено» работа холодильного агрегата прекращается.
Следует избегать подрегулировок вентилей 13 и 15, автоматически регулирующих температуру испарителей, так как они установлены на постоянное поддержание желаемой температуры в резервуаре охлаждения воды и в холодильной камере для скоропортящихся продуктов. Температура в холодильном шкафу контролируется специальным термометром.
Периодически, примерно раз в 3 месяца, необходимо производить очистку пластинчатого конденсатора от пыли и заменять сушильный патрон для очистки хладагента от влаги.
Питьевая кипяченая вода из станционного или вагонного кипятильника наливается проводником в бак, расположенный в служебном отделении над холодильным шкафом. При этом нужно следить, чтобы крышка бака во избежание попадания пыли и грязи обязательно закрывалась плотно. А чтобы вода, заливаемая в бак, заполнила резервуар для охлаждения жидкости, закрывают спускной вентиль 16, расположенный у разборного крана питьевой воды, и воздухоспускной вентиль 21 после появления в нем воды, что свидетельствует о заполнении резервуара водой. Кипяченую воду в бак следует наливать при температуре не выше +50° С.

Разбор остуженной кипяченой воды производится из крана с кнопочным клапаном, расположенным в нише. По мере расхода воды она самотеком поступает из бака кипяченой воды. Необходимо следить по водомерному стеклу за ее уровнем в баке и пополнять его.
При постановке вагонов на длительный отстой для того, чтобы предотвратить утечку и потерю хладагента, необходимо собрать его в ресивер. С этой целью закрывают запорный вентиль 7 на выходной трубе ресивера и продолжают работу компрессора в течение 15 мин. Компрессор произведет нагнетание сжиженного хладагента из трубопровода и испарителей в ресивер. Затем закрывают запорные вентили 4 и 5 компрессора и прекращают работу холодильного агрегата посредством главного выключателя на силовом щите «Холодильная машина». В заключение закрывают запорный вентиль 2 компрессора и запорный вентиль 25 ресивера.